Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок развития речи в 9 классе
Тема: Сопоставительный анализ поэтических текстов:
М.И.Цветаева «Сад» и А.А.Ахматова «Сад».
Слайд 2
Цели:
Повторить и обобщить сведения по теории литературы;
Вырабатывать навыки анализа поэтического текста;
Воспитывать чувство любви к прекрасному.
Слайд 3
Эпиграф
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
М.В.Ломоносов.
Слайд 4
1. Актуализация знаний:
Диктант: «Угадай троп»
1)Художественное определение;
2)Скрытое сравнение;
3)Средство, с помощью которого неживая природа показана как человек;
4)Художественное преувеличение;
5) Сопоставление двух предметов, явлений,состояний и т.д.
6)Сильное преувеличение, доходящее до фантастики.
Слайд 5
Ключ:
1.Эпитет
2.Метафора
3.Олицетворение
4.Гипербола
5.Сравнение
6.Гротеск
Слайд 6
2.Знакомство с поэтическими текстами:
М.И.Цветаева «Сад»
За этот сад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.
На старость лет,
На старость бед:
Рабочих – лет,
Горбатых – лет…
На старость лет
Собачьих – клад:
Горячих лет-
Прохладный сад…
Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни - лица,
Без ни – души!
Сад:ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!
Без ни – ушка
Мне сад пошли:
Без ни – душка!
Без ни – души!
Скажи: довольно муки – на
Сад – одинокий, как сама.
(Но около и Сам не стань!)
-Сад, одинокий, как ты Сам.
Такой мне сад на старость лет…
-Тот сад? А может быть – тот свет?
На старость лет моих пошли –
На отпущение души.
1 сентября 1934
Слайд 7
А.А.Ахматова «Летний сад»
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И всё перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
1959г.
Слайд 8
3.Анализ текстов.
Схема :
1.Тема,сюжет,композиция,проблема,об-разы и картины.
2.Фактический материал из истории литературы и культуры.
3.Настроение, цветопись, звукопись,тропы, размер,
рифма, жанр
4.Образ лирического героя.
Слайд 9
4.Беседа по текстам:
- Какова тема обоих стихотворений?
(запись в тетрадях)
Тема-сад, центральный образ.
-Какой смысл приобретает он в каждом из текстов?
(Цветаева: сад- прибежище, мечта,идеал; Ахматова: конкретное место,Летний сад, - ностальгия по прошлому)
- Где встречается образ сада? Какие ассоциации вызывает?(вступление)
Слайд 10
5.Работа в тетрадях по схеме:
Определение размера:
Цветаева: ямб
Ахматова: амфибрахий
Рифма: Цветаева- перекрёстная
Ахматова- парная
Слайд 11
7. Домашнее задание:
Произвести сравнительно – сопоставительный анализ стихотворений.