Презентация - Литературные течения

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Литературные течения
Символизм.Акмеизм.Футуризм
1.Лозунг: «Искусство для искусства» 2.Мистическое содержание 3 Образ - .символ 4. Расширение художественной впечатлительности 5.Взаимное соприкосновение искусства и религии 6. Объект поклонения  -Вечная Женственность 7. Высшая форма творчества – музыка 8.В лексике преобладают метафоры, распространенные сравнения ,сложные конструкции фраз.1.Лозунг; «Трудное служение поэта  в миру» 2..Любовь к реальному миру 3.Тяга к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам 4.Признание самоценности каждого явления, значимости обыденной детали 5.Отношение к творчеству как « высшему ремеслу» 6.Одухотворенность предметности 7.Простота, ясность стиха.1.Лозунг: «Искусство для масс» 2.Мир – микрокосмос 3.Провозглашал революцию формы, независимой от содержания 4.Образ поэта – хулигана 5.Ненависть к  существовавшему языку 6.Слово – чистый звук, свободный от смысла 7.Свойственно словотворчество(создание неологизмов)

Слайд 2


БРЮСОВ Валерий Яковлевич
Если у вас талант, трудолюбие улучшит его, а если у вас нет таланта, трудолюбие восполнит этот недочет. Джон Рескин

Слайд 3


Валерий Брюсов-русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Слайд 4

Краткая биография
Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей шестидесятничества. Брюсов вспоминал: "Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан... в принципах материализма и атеизма". Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов

Слайд 5

Валерий Брюсов получал образование сначала в гимназиях столицы, а потом поступил в Московский университет на историческое отделение факультета истории и филологии. Окончил университет в 1899 году.

Слайд 6

В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1894 - 95 он составляет небольшие сборники "Русские символисты", большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора.

Слайд 7


1894–1895 – издает три сборника "Русские символисты". В третьем сборнике помещено стихотворение "О закрой свои бледные ноги".

Слайд 8

1900 – выход третьего сборника стихов "Tertia Vigilia" ("Третья стража") в издательстве "Скорпион" – "урбанистический" этап творчества Брюсова.
1895 – выход первого сборника стихов "Chefs d’oeuvre" ("Шедевры").
1897 – выход второго сборника стихов "Me eum esse" ("Это я"). Открывает сборник стихотворение "Юному поэту".

Слайд 9

Атмосфера первой русской революции 1905-1907 гг. решающим образом повлияла на изменение характера поэзии Брюсова. Его сборники этого периода — «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Граду и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906) и «Все напевы» (1909) — отличаются повышенной социальной активностью автора, приветствующего разрушительный вихрь революции. Однако действительные цели и задачи революции были ему чужды.

Слайд 10

1903 – сборник "Urbi et Orbi" ("Граду и миру"). 1904 – драма "Земля" .1905 – сборник "Венок". 1907 – прозаический сборник рассказов "Земная ось".

Слайд 11


1904–1909 – становится фактическим редактором ежемесячного журнала "Весы", главного органа русского символизма.

Слайд 12


1914 – отправляется на фронт военным корреспондентом "Русских ведомостей".

Слайд 13

1917–1919 – возглавляет Комитет по регистрации печати. 1919–1921 – председатель Президиума Всероссийского союза поэтов. 1919 – принят в члены РКП(б).
1921 – организовал Высший литературно- художественный институт (ВЛХИ).

Слайд 14

1924 – умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Слайд 15

Слайд 16

Особенности поэтики
Образ мечты предстает в различных образах: беспредельность; прекрасная женщина, муза; нечто сказочное, необычное, экзотичной формы. Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.) История в поэзии Брюсова для раскрытия творческой личности. Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.
Если у вас талант, трудолюбие улучшит его, а если у вас нет таланта, трудолюбие восполнит этот недочет. Джон Рескин

Слайд 17

Интересные факты
В редакцию «Скорпиона» и «Весов», фактическим руководителем которых являлся Брюсов, поэт приходил, как правило, пешком.  Посещение «Кафе Грека» на Тверском бульваре. Любил пироги с морковью, приготовленные заботливой рукой. Брюсов коллекционировал почтовые марки, предметом его коллекции служили марки всех стран. Использовал множество псевдонимов:
Гармодий Даров, В. И. А. К. К. К. Л. Р. Латник М. М. П. Маслов, В. А. Москвитянин Нелли Пентаур Р. Сбирко, Д. Созонтов, К. Спасский Товарищ Герман Турист Фукс, З. Enrico L.

Слайд 18

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут. Вал.Брюсов

Слайд 19

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
«ТВОРЧЕСТВО»:
«Несозданные создания» «Колыхаются во сне» «Чертят во сне» «Звонко-звучно» «Вырастают словно блестки» «Звуки ластятся» «Звуки реют» «Созданные создания»

Слайд 20

Юному поэту.
В стихотворении «Юному поэту» емко и афористично сформулирована философия поэта-индивидуалиста, его отношение к обществу, к искусству. Вопреки провозглашенным «заветам»: «не живи настоящим», «сам же себя полюби беспредельно» и «покланяйся искусству, только ему безраздумно, бесцельно» - Брюсов упорно разрабатывает взгляд на искусство как на «средство обращения», то есть подчеркивает его социально-общественную роль, в корне расходясь с последовательными символистами, которые считали искусство «божественным откровением» и самоцелью.
Юноша бледный со взором горящим, Нынче даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: покланяйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным, Если ты примешь мои три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная что в мире оставил поэта.

Слайд 21

Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта.   Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему безраздумно, бесцельно.   Юноша бледный со взором смущённым! Если ты примешь мои три завета, Молча паду я бойцом побеждённым, Зная, что в мире оставлю поэта.

Слайд 22

Краткий анализ История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе. Тема – назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей. Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов. Жанр – философская лирика. Стихотворный размер – дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки. Метафоры – “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”. Эпитеты – “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”. Славянизмы (устаревшие слова) –“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

Слайд 23

Тема Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”. И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным”. Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его? Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным”, скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Слайд 24

Композиция Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы. В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии. Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”. Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность. Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”. Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Слайд 25

Жанр Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер. Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Слайд 26

Средства выразительности Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”. Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Слайд 27


Тема: наставления юному поэту. Идея: автор обращает внимание на основные аспекты жизни поэта так как сам поэт.

Слайд 28

Вал. Брюсов «ЮНОМУ ПОЭТУ»
«Три завета»: «Не живи настоящим, двоемирие только грядущее – символистов область поэта» 2. «Никому не сочувствуй, следование сам же себя полюби традициям поэзии беспредельно» XIX века 3. «Поклоняйся искусству» искусство выше жизни

Слайд 29

Грядущие гунны (1905) Топчи их рай, Аттила. Вяч. Иванов
Где вы, грядущие гунны, Что тучей нависли над миром! Слышу ваш топот чугунный По еще не открытым Памирам. На нас ордой опьянелой Рухните с темных становий – Оживить одряхлевшее тело Волной пылающей крови. Поставьте, невольники воли, Шалаши у дворцов, как бывало, Всколосите веселое поле На месте тронного зала. Сложите книги кострами, Пляшите в их радостном свете, Творите мерзость во храме, - Вы во всем неповинны, как дети!
А мы, мудрецы и поэты, Хранители тайны и веры, Унесем зажженные светы В катакомбы, в пустыни, в пещеры. И что, под бурей летучей, Под этой грозой разрушений, Сохранит играющий Случай Из наших заветных творений? Бесследно все сгибнет, быть может, Что ведомо было одним нам, Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном.

Слайд 30

✒Гунны - кочевой народ-завоеватель.
Кого подразумевал гуннами В.Брюсов? Почему?
Автор, безусловно, имеет в виду не исторические события, когда гунны захватывали территории и теснили германские племена, а то время, в которое он жил. В образе гуннов скрывается образ рабочих и крестьян, современников автора, готовых
разрушить вековые традиции России и её культуры ради исполнения своей амбициозной идеи - революции.

Слайд 31


3. Тема произведения. Поэт описывает нашествие гуннов. Их шалаши у стен дворцов, костры из книг, что они разведут, беспорядки, которые они учинят в храмах, их варварское отношение к тайне, вере, искусству. Тема стихотворения Брюсова - гибель традиционной культуры. . С одной стороны, Брюсов причисляет себя к тем «мудрецам и поэтам», что уходят «в катакомбы, в пустыни, в пещеры», спасая свои «заветные творения» от нашествия «орды опьянелой», творящей «мерзость во храме»; с другой же – чувствует необходимость «оживить одряхлевшее тело/ Волной пылающей крови» и оправдывает разрушительный пафос гуннов бурлящим в них молодым задором: «Вы во всем неповинны, как дети!»

Слайд 32

4. Идея произведения, основная мысль.
Валерий Брюсов, как мы знаем, не был сторонником революционных идей, хоть и понимал, что изменений обществу не избежать. Именно такое отношение поэта к революции мы видим в стихотворении "Грядущие гунны". Также очень важно для автора было показать, насколько жажда власти может опустить человека: в погоне за возможностью влияния, люди готовы на
всё. Несмотря на то, что революция равносильна катастрофе, поэт считает эти события закономерными, так что всё, что остается мудрецам - это прятаться в пещерах и катакомбах, а гражданам - встречать революционеров: "Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном".

Слайд 33

5. Средства художественной выразительности. Эпитеты: "топот чугунный", "ордой опьянелой", "одряхлевшее тело", "пылающей крови". Метафоры: "Где вы, грядущие гунны, /Что тучей нависли над миром!". Сравнения: "Вы во всем неповинны, как дети!". Аллитерация: повторяются сочетания звуков гр, гу, для создания ощущения грома, гула. Оксюморон: "невольники воли".
6. Особенности жанра, композиции. Данное стихотворение относится к жанру гражданской лирики. Символист Брюсов вложил в данное стихотворение много символов, обращаясь к истории. Эпиграф к стихотворению взят из стихотворения Вячеслава Иванова «Кочевники красоты», написанного в 1904 г. Первые четыре строфы описывают действия гуннов, последние три - судьбу мудрецов и поэтов.

Слайд 34

Стихотворение насыщено патетическими интонациями: призыв к гуннам, пронизанный глаголами в повелительном наклонении, напоминает экстатическое полубезумное заклинание. Риторические вопросы и восклицания также способствуют созданию высокого эмоционального накала. Нервозный ритм (трехстопный дактиль свободно сменяются трехстопным анапестом и амфибрахием; иногда на одной из стоп возникает стяжение – тогда перед нами трехударный дольник) служит той же цели.

Слайд 35

Темы творчества Вал. Брюсова:
Историческая тема Тема труда и человека труда Тема города Сб. «Третья стража» Сб. «Граду и миру»

Слайд 36

Характерные черты лирики Вал. Брюсова:
Интеллектуализм Универсализм

Слайд 37

Проверка домашнего задания:
Вопрос.Ответ
1. Понятие «серебряный век».…
2. Временные рамки «серебряного века».…
3. Какие литературные течения включает «серебряный век».…
4. Ключевые понятия «серебряного века».…
5. Теоретики русского символизма.…
6. Значение термина «декадентство».…
7. Назовите поэтов, творчество которых относится к декадентству.…

Слайд 38

И. Анненский «Среди миров…»
Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у нее одной ищу ответа, Не потому, что от нее светло, А потому, что с ней не надо света.

Слайд 39

Для В. Я. Брюсова символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

Слайд 40

Особенности поэтики В. Я. Брюсова
Первая особенность: Образ мечты предстает в различных образах: беспредельность; прекрасная женщина, муза; нечто сказочное, необычное экзотичной формы. неизвестное, невозможное мечта невозможность осуществить наяву творческая энергия «греза искусства»

Слайд 41

«Сонет к форме»
Есть тонкие, властительные связи Меж контуром и запахом цветка. Так бриллиант не виден нам пока Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе. И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты. Пускай, мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты!

Слайд 42

Есть тонкие, властительные связи Меж контуром и запахом цветка.
цветок контур запах видимый мир невидимый мир связь миров

Слайд 43

Так бриллиант не виден нам пока Под гранями не оживет в алмазе.
Алмаз бриллиант до обработки после обработки

Слайд 44

Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе.

Слайд 45

И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.
СЛОВО ФАНТАЗИИ МЕЧТЫ СВЕТ

Слайд 46

Пускай, мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты!
поэт фантазии сонет форма алмаз бриллиант ювелир

Слайд 47

Вторая особенность: Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству.

Слайд 48

«Юному поэту»
Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.

Слайд 49

Третья особенность: Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.)

Слайд 50


Четвертая особенность: история в поэзии Брюсова для раскрытия творческой личности.

Слайд 51


Пятая особенность: Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.

Слайд 52

«Сухие листья»
Сухие листья, сухие листья, Сухие листья, сухие листья, Под тусклым ветром кружат, шуршат, Сухие листья, сухие листья, Кружась, что шепчут, что говорят?   Трепещут сучья под тусклым ветром, Сухие листья под тусклым ветром, Что говорят нам, что шепчут, что? Трепещут листья, под тусклым ветром, Лепечут листья, под тусклым ветром, Но слов не понял никто, никто!   Меж черных сучье синее небо, Так странно нежно синеет небо, Так странно нежно прозрачна даль. Меж голых сучьев прозрачно небо, Над черным прахом синеет небо, Как бедно небу земли не жаль.   Сухие листья шуршат о смерти: Кружась под ветром, шуршат о смерти: Они блестели, им время тлеть. Прозрачно небо. Шуршат о смерти Сухие листья, - чтоб после смерти В цветах весенних опять блестеть!

Слайд 53

Задания по творчеству В. Я. Брюсова.
1. К какому поэтическому направлению принадлежал В.Я. Брюсов? 2. Что, с точки зрения Брюсова, являлось задачей символизма? 3. Каковы взгляды Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? 4. Какое название носит статья-манифест В.Я. Брюсова А. «Ключи Марии» Б. «Тяжелые сны» В. «Ключи тайн» Г. «Творчество» 5. перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова.

Слайд 54

Домашнее задание.
1. Проанализировать дома стихотворение «Кинжал» 2. Познакомиться со статьей в учебнике о биографии К. Д. Бальмонта.

Слайд 55


https://www.kritika24.ru/page.php?id=15609 https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/bryusov/unomu-poetu.html

Слайд 56

Творчество
-Каковы особенности этого стихотворения?
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене.   Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.   И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне.   Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне.   Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.
Характерная для символистов лексика, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; светопись: фиолетовый, лазоревый (красный); звукопись: ярко выраженную аллитерацию – созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные приемы в поэзии. Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения – он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.

Слайд 57

fileD_Desktopi.webp
bcf683b0c433
D3J_kEVWsAEx-oI.jpg large
og_og_1555225557298095695