Презентация - Литературное течение «Ничевоки»

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Литературное течение «Ничевоки»
Выполнила: Черскова В. О. ученица 8 «Б» класса

Слайд 2

Цель
Изучить понятие слова «ничевоки»; Изучить историю ничевоки.

Слайд 3

Задачи
Найти информацию о «Приказе по организационной части»; Найти, кто являлся членом ничевоки; Узнать о некоторых членах ничевоки и изучить их творчество.

Слайд 4

Ничевоки
Ничевоки — российская литературная группа, сложившаяся в Москве в начале 1920 года и окончательно оформившаяся в августе 1920 года при Союзе поэтов в Ростове-на-Дону. Слово «ничевок», по свидетельству самих представителей данного направления, заимствовано ими из одного старого фельетона Тэффи. Слово это определяет смысл творчества ничевоков. «Наша цель, - заявляют они, - истончение поэтпроизведения во имя «Ничего».

Слайд 5


Платформа ничевоков была сформирована ими в «Декрете о Ничевоках Поэзии», датированном 1920 годом («Ничевоки. Собачий Ящик, или Труды Творческого Бюро Ничевоков»). Декрет начинался весьма торжественно: «Именем Революции Духа объявляем: ...Фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений Ничевоком прояснён, кризис - в нас. в духе нашем. В поэтпроизведениях кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки, концовки. (Единственное пока что жизненное течение в поэзии - имажинизм - нами принимается как частичный метод.) Ничевочество - это путь. Это путь, который в дальнейшем приведёт к желанной цели: в Ничего. А пока: ничевочество - это странствование, это - борьба, это - преодоление преград, это - работа».

Слайд 6

«Приказ по организационной части»
1. Никому не возбраняется быть Ничевоком. 2. Со дня опубликования сего Ничевоки разделяются на: I) Ничевоков Творчества и II) Ничевоков Жизни. 3. Каковые все объединяются в Российское Становище Ничевоков. 4. К Ничевокам Творчества причисляются в первую очередь все активно-динамические работники в области искусства, которые руководствуются в вопросах творчества декретами об искусстве Творничбюро. 5. На Творческое Бюро Ничевоков (Творничбюро) возлагаются задачи организационного центра - творческо-законодательные и контроля над деятельностью Ничевоков Творчества. 6. Положение о Творческом Бюро разрабатывается им же самим на основании волевого революционного ак га захвата жизненного организма искусства Ничевоками. 7. Творческому Бюро надлежит разработать положение о Секретариате Ничевоков. каковой является исполнительным органом Творничбюро. 8. Ведению Секретариата подлежат Ничевоки Жизни, активно принимающие участие в общей работе Ничевоков. 9. Ничевокам Жизни присваивается наименование «Хобо», что значит - это значит рафинированный революционный бродяга.

Слайд 7

История
В Ростове-на-Дону поэты-ничевоки проводили вечера и выступали перед публикой в кафе «Подвал поэтов», богемном заведении с миниатюрной сценой, расположенном в подвале дома № 46 в переулке Газетном (угол пер. Газетного и Большой Садовой ул.). Группа просуществовала около двух лет, 1920—1921 годы, и являла собой российский отголосок известной европейской группировки дадаистов. Ничевоками в 1920 году были опубликованы «Манифест от ничевоков» и «Декрет о ничевоках поэзии». В 1922 году ничевоки опубликовали манифест «Да здравствует последний интернационал Дада мира». Прославились на одном из вечеров, состоявшемся 19 января 1922 года в Политехническом, во время которого Владимир Маяковский вместе с другими футуристами проводил «чистку» русской поэзии. Ничевоки, выйдя на сцену, предложили, чтобы Маяковский отправился к Пампушке на Твербул (то есть к памятнику Пушкину на Тверском бульваре) и там чистил сапоги всем желающим. Публика одобрительно приняла заявление, что Становище ничевоков отрицает за Маяковским право «чистить» поэтов. Одной из причин распада этой группы была трагическая смерть С. Садикова в Петербурге в 1922 г. в результате несчастного случая. По воспоминаниям М. Ройзмана, Рюрик Рок, лидер группы, был арестован по уголовному делу в начале 1923 г., после чего группа ничевоков распалась.

Слайд 8

Члены группы «Ничевоки»
Мовсес Агабабов Илья Березарк Борис Земенков Сусанна Мар Елена Николаева Аэций Ранов Рюрик Рок Сергей Садиков Лазарь Сухаребский Дэвис Уманский Владимир Филов Олег Эрберг

Слайд 9

КОНСТ.ЭРБЕРГ
Конст.Эрберг – псевдоним Костантина Александровича Сюнненберга, поэта, философа, теоретика искусства, известного своими работами по теории творчества ("Цель творчества", 1913). Входил в состав многих литературных объединений: "Вольфина" (Вольнофилософская ассоциация, созданная при издательстве "Скифы"), "ОПОЯЗ" и др.; был членом группы "Ничевоки". Выпустил книгу стихов "Плен" (1918).

Слайд 10


Гудит огонь, шипят дрова, И вьются искры в дымке, И непонятные слова Вновь шепчут невидимки.     – Хоть чёрен дым, хоть душен дым,      Мы в дымных вихрях всё ж летим,       Летим, летим к планетам.       Мы так бледны, едва видны,       Мы здесь на смерть обречены,       Но там - мы будем светом! Погас огонь. Конец мечте. Лёг траур сажи тонкой. Кто это плачет в темноте? Кто двигает заслонкой?

Слайд 11

Илья Березарк
Родился в семье купца первой гильдии Бейнуша (Бориса Иделевича) Рысса, совладельца «Ростовского-на-Дону мукомольного производства братьев Хацкеля и Бейнуша Рысс» и старосты ростовской синагоги. Учился на юридическом факультете Донского университета, который окончил в 1921 году. Литературную деятельность начал как поэт. В 1920—1930-е годы активно сотрудничал в газетах и журналах Ростова-на-Дону, Москвы и Ленинграда. Работал сотрудником отдела культуры газеты «Молот». Выступал в театральной прессе с критикой новаций В. Мейерхольда.

Слайд 12

Борис Земенков
Сын служащего Московской государственной сберегательной кассы. В 1918 поступил на графическое отделение Училища живописи, ваяния и зодчества, одновременно посещал студию стиховедения и слушал лекции В. Я. Брюсова, Андрея Белого, В. И. Иванова, увлекался левыми течениями в поэзии и живописи. В 1920 издал первую книгу стихов «Стеарин с проседью. Военные стихи экспрессиониста». За ней последовали «Корыто умозаключений» и «От мамы на пять минут». Художник-реставратор, много работал в жанре городского пейзажа, создал серию зарисовок памятных литературных домов в том виде, который они имели, когда в них жил тот или иной писатель.

Слайд 13


Трескают снаряды, как хохол от гороха... Удивительно смешно! "Звезды" - лилии в пруду... Это можно, когда языком затыкают подобные пене шампанского пробкой - вздохи, И пальцы проползают рудокопами, ищущими руду. Курбеты передергиваний уже нечестней, чем недельный прогул. Слышите! Мы - на фронте тогда успокоимся, когда голубиными крыльями сизого дыма Восклицательные знаки вставятся над точками винтовочных дул. А когда на бугристом, как луна на снимке, Оштукатуренном пергаменте стенки Парашютами одуванчиков запрыгают пули, Разроются, раскроются новые ужимки. Характерно расставятся прибывшими из Китая кули Потому, что вы заиграли необходимой монетой о пристенок.

Слайд 14

Сусанна Мар
Поэтесса и переводчица Сусанна Георгиевна Чалхушьян, писавшая под псевдонимом Сусанна Мар, была легендарной "ничевочкой", женой лидера группы, Рюрика Рока, и подругой Мариенгофа (единственный сборник её стихов "Абен" (1922) является аббревиатурой инициалов Мариенгофа). Мечтавшая стать "имажинистической Анной Ахматовой" (по выражению Шершневича), Сусанна Мар упорно придерживалась в своих стихах принципов поэтики имажинизма. В дальнейшем она много работала в области поэтического перевода, где добилась определённых успехов.

Слайд 15


Доброй нянькой баюкает маятник Времени вкрадчивый бег; Расплескала ковшом из памяти Последнюю ночь о тебе. И уже не видеть, не слышать Белых рук и серебряных строк, Только рифмы взовьются выше, Словно птицы за душный порог. За любовь, за ласки, за улыбки В переплёте радостном греха, Расплачусь за все мои ошибки Звонкою монетою стиха. Август 1920

Слайд 16

РЮРИК РОК
Рюрик Рок (псевдоним Рюрика Юрьевича Геринга) – лидер литературной группы "Ничевоки", был одной из самых ярких и заметных фигур этого движения. В 1919 году вместе с С.Есениным, Ю.Балтрушайтисом, А.Белым, П.Коганом, А.Кусиковым, В.Шершеневичем и другими был избран в состав Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1921 году эмигрировал в Западную Европу и со второй половины 1920-х годов жил в Германии.

Слайд 17


1. Не дрогнет бровь и губы стынут строго.     Круги черчу.     И всё ясней в пространствах крышка гроба     большою птицей реет чуть. 2. Я ныне, в царствие антихристово,      в годы собачьей любви нег      вперяю слова на ветра волчий вой,      к Матери Божьей взываю Машине. 3. И к Тебе, и к Тебе, Трояново отродье,     с гирями маковых кос,     к Тебе, поправшей, как окурки, годы     с лаптей сдунувшей их навоз;     к тебе, не знающей бр. Альшванг скрижалей,     ни очереди у Вандрага:     гудками бури явись из дали,     явись, о явись, Кассандра.     В музыканье аэроплана,     в тяжкой походке орудий,     в смерти лейтенанта Глана,     в женской щекатуренной груди,     и в минаретах слов поэта     чую, Кассандра, чую Тебя:     руки переломленные заката     твой рдяный стяг...

Слайд 18

Источники
http://rslovar.com/category/теги/ничевоки https://vikent.ru/enc/3203/ https://www.litdic.ru/nichevoki/ http://www.el-history.ru/node/566 http://literatura5.narod.ru/nichevoki.html https://ru.wikipedia.org/wiki/ничевоки

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ