Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 2
ОТКРЫТИЯ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА
1878 год – разработан первый русский телефон.
Слайд 3
ОТКРЫТИЯ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА
1884 год – изобретение линотипа.
1895 год – публичная демонстрация А.Поповым действия радио.
Слайд 4
ОТКРЫТИЯ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА
1895 – 1910 годы – изобретение лампы с вольфрамовой нитью и дальнейшее её усовершенствование.
1895 год – рождение кино.
Слайд 5
ОТКРЫТИЯ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА
Начало 20 века – усовершенствование телеграфа (становится печатным), появление первого телетайпа (тикерного аппарата, печатающего уже не коды, а буквы).
Слайд 6
ОТКРЫТИЯ КОНЦА 19 – НАЧАЛА 20 ВЕКА
Начало 20 века – рождение русской авиации (1909) и появление автомобилей в России (начало 1900-х).
Слайд 7
СЕТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Слайд 8
ЧТО ЧИТАЛИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 века
Александр Валентинович Амфитеатров
(псевдонимы Old Gentleman, Московский Фауст)
(1862 – 1938)
Автор более 30 романов. Прежде всего:
исторических романов «Восьмидесятники» (1907), «Девятидесятники» (1910—1911), «Закат старого века» (1910), «Дрогнувшая ночь» (1914), видевшихся хроникой о судьбах русского общества,
романов «Марья Лусьева» (1903), «Виктория Павловна» (1903), «Марья Лусьева за границей» (1904, 1908), «Дочь Виктории Павловны» (1914—1915), «мыльных опер» из жизни проституток и бандерш.
оккультного романа «Жар-цвет» (1895), ставшего бестселлером, художественно-исторических произведений «Покаяние Филиберта» (1907), «Зверь из бездны» (1911).
Были опубликованы 34 тома.
Слайд 9
ЧТО ЧИТАЛИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 века
ИГНАТИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОТАПЕНКО
(1856 – 1929)
Повесть «На действительной службе» и роман «Здравые понятия» (1890), а также программный роман «Не герой» (1891) сделали их автора очень популярным. Его «светлые», с оптимистическим финалом, произведения часто противопоставляли «унылому» тону произведений А.П.Чехова. «Гремел на всю Россию», был особенно популярен в провинции.
Успел издать 11 объёмных томов.
Слайд 10
ЧТО ЧИТАЛИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 века
Пётр Дмитриевич Боборыкин
(1836 – 1921)
Наиболее известные произведения — романы «Жертва вечерняя» (посвящён «женскому» вопросу) (1868), «Дельцы» (1872—1873), «Доктор Цыбулька» (поднимал «национальный» вопрос) (1874), «Китай-город» (1882), «Василий Тёркин» (1892), «Перевал» (1894), «Ходок» (1895), «Княгиня» (1896), «Тяга» (1898), повесть «Поумнел» (1890), комедия «Накипь» (1899), «Великая разруха: Семейная хроника» (о жизни интеллигенции периода первой революции) (1908).
Популярен был любовно-психологический роман «Лихие болести» (1876).
Всего написал около 100 романов, повестей и пьес.
Первым ввёл в русский язык понятие «интеллигенция».
Издано 12 томов его сочинений.
Слайд 11
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА КОНЦА 19 – начала 20 века
Реализм раннего М.Горького – романтичен.
Реализм Ивана Шмелёва часто называют духовным.
Элементы импрессионизма наблюдаются в реалистических произведениях Ивана Бунина, Алексея Ремизова и Бориса Зайцева.
Экспрессионизм на равных присутствует в значительном ряде произведений Леонида Андреева.
Реализм Александра Куприна биографически публицистичен.
Слайд 12
Омри Ронен (1937-2012) «Серебряный век как умысел и вымысел», 1997 год.
Слайд 13
Маковский Сергей Константинович
«Томление духа, стремление к „запредельному“ пронизало наш век, „Серебряный век“ (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — „Золотому“), отчасти под влиянием Запада».
Слайд 14
Вейдле владимир васильевич (употребил понятие «серебряный век» в 1937 году)
Слайд 15
ОЦУП НИКОЛАЙ АВДЕЕВИЧ
(написал статью «Серебряный век» в парижском журнале «Числа» (1933 год)
Слайд 16
Пяст Владимир (пестовский владимир алексеевич)
О «серебряном веке» говорит в своей книге «Встречи» в 1929 году.
Слайд 17
Ипполит удушьев (иванов-разумник разумник васильевич)
Упоминает понятие «серебряный век» в своей статье «Взгляд и нечто» в 1925 году.
Слайд 18
Серебряный клич – звонок. Серебряно мне – петь! Разлетелось в серебряные дребезги Зеркало, – и в нём – взгляд…. «Не надо бы — при детях, либо, тогда уж, не надо бы нам, детям серебряного времени, про тридцать сребреников» (из статьи «Чёрт», 1935).
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
На Галерной темнела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл.
Звезда, ушедшая от мира, Ты над равниной - вдалеке... Дрожит серебряная лира В твоей протянутой руке...
…иль прозвенело серебро
в лучaх невидимых
что вечно не стaро
нaд низкой хижиной.
Слайд 19
В.В.Розанов «И. Тургенев. К 20-летию его смерти» (1903)
Тургенев, Гончаров, Островский, Достоевский, Толстой, и может быть ещё несколько около них, могли бы получить себе один общий монумент, монумент-картину, а не монумент-портрет. Мы почему-то ограничили себя воздаянием "каменной памяти" одному золотому веку нашей литературы, от Карамзина до Гоголя включительно. Форма этих писателей, язык их, яркость действительно несравненны с последующими. Но не забудем, что всё содержание собственно развития русского, каково оно есть сейчас, идёт уже от "серебряного периода" русской литературы, уступавшего предыдущему в чеканке формы, но неизмеримо его превзошедшему содержательностью, богатством мысли, разнообразием чувства и настроений.
Слайд 20
Вл. Соловьёв «Импрессионизм мысли» (1897)
О К. К. Случевском: «…один из немногих ещё остающихся достойных представителей «серебряного века» русской лирики», однако речь идёт об импрессионистах, последователях А.А.Фета (Соловьёв прослеживает поэтическую связь К.К.Случевского с поэтической традицией Ф.Тютчева и М.Лермонтова»).
Слайд 21
К.К. Случевский «Словно как лебеди белые…»
Словно как лебеди белые
Дремлют и очи сомкнули,
Тихо качаясь над озером, —
Так её чувства уснули.
Словно как лотосы нежные,
Лики сокрыв восковые,
Спят над глубокой пучиной
Грёзы её молодые...
Вы просыпайтеся, лебеди,
Троньте струю голубую!
Вы раскрывайте же, лотосы,
Вашу красу восковую!
В небе заря, утро красное...
Здесь я... и жду пробужденья,
Светом любви озаряемый
В тихой мольбе песнопенья.
Слайд 22
Футурист Глеб Марев:
«Пушкин — золото;
символизм — серебро;
современье — тускломедная Вседурь» (из манифеста «Конечного Века Поези» в брошюре «Вседурь. Рукавица современью» (1913)).
Слайд 23
Павел Николаевич Милюков
В пушкинской речи в Сорбонне в 1924 году (125-летие А.С.Пушкина) говорит о «декадансе Серебряного века»
Слайд 24
Мария Башкирцева (в 18 лет): «Я, которая хотела бы сразу жить
семью жизнями, живу только четвертью жизни. Я скована. Бог
сжалится надо мной, но я чувствую себя такой слабой, и мне
кажется, что я умру».
«Умереть? Это было бы дико, однако мне кажется, что я
должна умереть. Я не могу жить: я ненормально создана; во мне
— бездна лишнего». (1876) Прожила 26 лет.
Елизавета Дьяконова (в 15 лет): «Сегодня мне П-ская объяснила всё для меня
непонятное, и я впервые в жизни узнала столько гадости и мерзости, что сама
ужаснулась. Она мне объяснила смысл слов – «изнасиловать», «фиктивный
брак», «проституция», «дом терпимости»… Это ужасно мерзко, отвратительно…
Ведь после того, что я узнала, любовь – самое низкое чувство, если
так его понимают. Неужели Бог так устроил мир, что иначе не может
продолжаться род человеческий?.. У меня теперь точно глаза открылись.
Бог всё премудро устроил, но из этого люди сумели сделать величайший,
безобразнейший из грехов». «Вообще, если бы я умерла – хорошо бы было!
Говорят, что те, кто боится смерти, – умирают, а те, кто не боится, – живут долго.
Я вот не боюсь смерти (по-моему, очень глупо бояться того, что рано или
поздно совершилось бы), да и умереть хочу, а смерть не приходит. Господи,
Господи! Умереть поскорее». (1888) Прожила 28 лет.
Слайд 25
Декаданс (от средневекового лат. decadentia – «упадок») – явление, характеризующееся «оппозицией» к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождавшимся нередко эстетизацией греха и порока.
Декаданс (от средневекового лат. decadentia – «упадок») – явление, характеризующееся «оппозицией» к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождавшимся нередко эстетизацией греха и порока.
Слайд 26
Декадентство – в области сознания – это отношение индивидуума к окружающему миру в кризисную эпоху, чувство тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.
Слайд 27
МОДЕРНИЗМ
Основной чертой методологии модернизма в различных течениях искусства (экспрессионизм, кубизм, авангардизм и т.д.) является метафорическое построение образа по принципу разветвлённой ассоциативности, свободного соответствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений.
Слайд 28
Начало серебряного века
1892 г. – лекция Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
1894 г. Появление
журнала
«Русские
символисты».
Слайд 29
Конец серебряного века
7 августа 1921 года – смерть А.А.Блока.
21 августа 1921 года – расстрел Н.С.Гумилёва.
Октябрь 1922 года – высылка учёной интеллигенции из страны на «философском» пароходе.
18 июня 1925 года – постановление Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области литературы»
Слайд 30
Концепция серебряного века
В отличие от предшественников, идея создания мира в искусстве
– это идея конструирования
мира в процессе творчества.
Творчество же заключается
в подсознательном
созерцании тайных смыслов,
доступном
лишь художнику-творцу.