Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Будущий первоклассник глазами логопеда
Учителя-логопеды: Рябова Ольга Викторовна, Коршунова Светлана Валерьевна.
Слайд 2
«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
Слайд 3
Что должен знать
ребенок, поступающий в 1 класс?
своё Имя, Отчество и Фамилию;
свой возраст (дату рождения: число, месяц);
домашний адрес;
название своего города и страны, в которой живёт;
Фамилию, Имя и Отчество родителей и их профессии.
Слайд 4
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребенка
Правильного звукопроизношения
Фонематического восприятия
Словарного запаса и навыков словообразования
Грамматического строя речи
Слоговой структуры слов
Связной речи
Зрительно-пространственных представлений
Мелкой моторики
Слайд 5
Звукопроизношение
Что делать?
Прислушайтесь, правильно ли говорит ваш ребенок.
Обратитесь за консультацией к учителю-логопеду.
Если есть проблемы – занимайтесь систематически и регулярно!
Разучивайте с ребенком стихи, загадки, скороговорки для автоматизации поставленных звуков.
Правильно произносить все звуки русской речи
Слайд 6
Фонематическое (слуховое)восприятие
Что делать?
Систематически отражённо проговаривайте слоговые цепочки: да-та-да, та-да-да.
Определяйте место заданного звука в слове на слух: (начало, середина, конец слова) р___ __р____ ____ р (рак, марка, повар)
Перечисляйте все звуки в слове по порядку ( линейная последовательность), посчитайте количество звуков( можно загибать пальчики)
Придумывайте слова на заданный звук..
Способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова
Слайд 7
Звуко-буквенный анализ слова
«Прочитать» слово пальчиком по полоске слева направо
Прохлопать слово по слогам и выложить столько же полосочек-слогов.
В каждом слоге назвать-протянуть голосом гласный, обозначить красным кружком, выложить под ним соответствующую букву.
Произнести коротко согласный в слоге
Если твёрдый- синий кружок,
Если мягкий- зелёный
Положить руку на горлышко, если при произношении согласного звенит голосок, значит согласный звонкий и выложить колокольчик
Слайд 8
Словарный запас и словообразование
Что делать?
Читая знакомые стихи, попросите подсказать последнее зарифмованное слово в строфе.
Игра «Я знаю 5 названий: игрушек, транспорта, овощей, фруктов, ягод, профессий, детёнышей домашних животных, 7 цветов радуги, 4 времени года, 12 месяцев, 7 дней недели и т.д.»
Игра «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну».
«Слова с противоположным значением» (антонимы).
«Слова, близкие по значению» (синонимы).
«Подбери слова-родственники к слову СНЕГ» (подснежник, снеговик, снегирь, снегокат, снежинка, Снегурочка, снегопад, Снежная королева).
Следует расширять и активизировать запас слов, которым ребенок уже владеет и обогащать новыми.
Слайд 9
Словарный запас и словообразование
Слайд 10
Словарный запас и словообразование
Проверить правильно ли употребляет приставочные глаголы. (Шёл, шёл, улицу перешёл, к дому подошёл, в дом вошёл, из дома вышел, вокруг дома обошёл, в магазин зашёл, дальше пошёл…)
Есть ли существительные, обозначающие профессии (дирижёр, балерина, комбайнёр), названия спортсменов бегун, пловчиха, боксёр
Может ли объяснить из каких слов образовались сложные слова: соковыжималка, ледоход, листопад, мясорубка, луноход, самолёт и т. д.
Прилагательных тонконогий, длинношеее, остромордая
Может образовать притяжательные прилагательные «Чей хвост? Чья голова?»
«Большой-маленький-огромный» (Хвост-хвостик- хвостище, дом-домик-домище)
Что делать?
Следует тренировать детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок, образовании двусложных слов
Слайд 11
Грамматический строй
Что делать? Игры:
«Один – много» ( стол-столы-много столов; окно, ведро, ухо, стул, дом, крыло, пень, мост).
«Игра в прятки» (употребление предлогов). Кот за шкафом, вылез из-за шкафа, из-под стола.
«Закончи предложение». Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты, правильно согласовывая слова.
Иногда
в речи детей
встречаются
грамматические
ошибки
Слайд 12
Что делать? Игры:
Слайд 13
Слоговая структура сложных нечастотных слов
Шести-семилетние дети должны уметь произносить слова сложной слоговой структуры, не опуская и не переставляя слоги и звуки. Можно медленно, не с первого раза, прохлопывая по слогам: ве-ло-си-пе-дист, во-до-про-вод-чик, со ско-во-род-ки. Эк-скур-со-вод про-во-дит эк-скур-си-ю.. Регулировщик регулирует уличное движение в Лигурии.
Слайд 14
Условия, необходимые для формирования связной речи:
Что делать?
Стимулом для разговора может быть Ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать.
Научитесь слушать ребенка не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Стимул для
разговора
Научитесь очень внимательно
слушать
Слайд 15
Связная речь
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего первоклассника:
Отвечать на вопросы.
Пересказывать.
Составлять рассказы по сюжетной картинке.
По серии сюжетных картинок.
Слайд 16
Рассказ по серии сюжетных картинок
Придумать рассказ по серии картинок.
Дать имена героям.
Внимание на детали КТО? ГДЕ? КОГДА?
По каждой картинке несколько предложений, не простое перечисление объектов и действий.
Предыдущие и последующие события.
Придумать название.
Слайд 17
Зрительно-пространственное представление
К школе ребёнок должен уметь ориентироваться в пространстве и на листке бумаги.
Попросите показать правый глаз, левое ухо; правой рукой левую бровь, а левой рукой правую ногу.
Предложите найти спрятанный Вами предмет в комнате, следуя инструкциям: «Встань спиной к телевизору и сделай 2 шага вправо, повернись налево, иди 3 шага вперёд».
Слайд 18
Зрительно-пространственное представление
Слуховой диктант по клеточкам хорошо тренирует ориентацию на листе бумаги (вправо - влево, вверх-вниз, и т.д.).
Слайд 19
Развитие мелкой моторики
Важным условием полноценного овладения ребёнком навыками письма является достаточная степень развития моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребёнка, активизируя отделы коры мозга.
Слайд 20
ЧИТАЙТЕ своим детям книги!!!
Слайд 21
Важно, чтобы работа по развитию речи была систематической и регулярной Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!