Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Школьная готовность
Рекомендации для родителей будущих первоклассников
Слайд 2
С чего начать?
Многие родители начинают готовить ребенка к первому классу задолго до поступления в школу. В этот процесс вовлечены педагоги в детских садах и секциях для дошкольников. Зачастую при подготовке ребенка к школе родители фокусируются на когнитивных навыках: знании букв и цифр, усидчивости, развитию внимания, памяти и речи.
Однако важно не упускать психологическую подготовку ребенка: хочет ли он сам в школу, имеет ли представление об обучении, может ли долго находиться в разлуке с родителями. Не менее значима и готовность самих родителей, ведь им придется столкнуться со многими задачами школьной жизни.
Слайд 3
После праздника-будни
Ребенок, который впервые пошел в школу, сталкивается со множеством новых обстоятельств и условий. Некоторые из них вызывают интерес, другие же приводят к трудностям. Одна из самых непростых задач — научиться взаимодействовать со сверстниками в непривычной обстановке. Особенно трудным этот процесс может стать для детей, не посещавших детский сад или различные секции, а привыкших проводить время только с родителями и родственниками. Также важно помнить, что ребенок может испытывать стресс и чувствовать себя «перегруженным» в первые недели обучения. В таком случае родители должны показать свою готовность помочь и поддержать ребенка, а также проявить заинтересованность в его школьной жизни. В первые недели обучения он особенно нуждается в поддержке родителей — как в эмоциональном, так и организационном плане. Необходимо помнить, что ребенку требуется время приспособиться к новому режиму и условиям школы. Чтобы он чувствовал себя комфортно, важно наладить режим — он должен высыпаться и не переутомляться. В этот период не стоит перегружать ребенка — кружки и дополнительные занятия должны быть дозированы, не нужно предлагать ему новые домашние обязанности». На первых этапах обучения важно помогать: готовить одежду для школы, собирать портфель, выполнять домашнее задание. После школы стоит расспросить ребенка о том, как прошел его день, что происходило с ним в школе, что было интересного и с какими трудностями он столкнулся. Он должен чувствовать, что в новых условиях он не остается один и всегда может обратиться за помощью.
Слайд 4
Хочу обратно в детский сад!
Такую фразу могут услышать родители, практически на первой неделе обучения ребенка. Как быть, если ребенок испытывает повышенный стресс в первые дни в школе?
Важно выяснять, что именно лежит в основе стресса. Вызван ли стресс объективными трудностями в обучении, или проблема более специфическая.
Это может быть несформированность коммуникативного навыка, неумение соблюдать новые правила, изменившийся распорядок дня и другие вопросы, лежащие в области психологии. Последние могут быть обусловлены нарушением высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи; или просто недостаточной подготовленностью к школьному обучению.
В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам — психологу, логопеду, дефектологу — для определения причин возникновения тех или иных трудностей и получения своевременной помощи.
Слайд 5
Первоклассники разные
Нужно учитывать не только уровень общего развития, но и индивидуальные особенности ребенка. Подход к адаптации в школе может различаться, застенчивому ребенку поможет одно, а непоседливому дошкольнику — другое. Отличительными чертами у застенчивого ребенка являются трудности вовлечения в социальное взаимодействие со сверстниками, страхи в проявлении инициативы, страх получить плохую оценку или вызвать осуждение со стороны учителя или других учеников. Например, стеснительному ребенку может быть сложно поднять руку или выступить у доски, даже если он знает правильный ответ. Для робкого ребенка скорее подходит мягкое, доброжелательное отношение со стороны учителя. В то время как в контакте со строгими и директивными педагогами такой ребенок будет испытывать еще большее давление и может замкнуться в себе. Особенно негативно может сказаться прямое оценивание ребенка или сравнение его с другими. Важно помогать первокласснику постепенно проявлять инициативу, подмечать его успехи, включать в совместную деятельность с другими учениками, например, подойдет совместный творческий проект или коллективные игры, где есть возможность проявить себя в более неформальной обстановке. Особенностью гиперактивного ребенка, напротив, является повышенная возбудимость и трудности контроля собственных импульсов. Детям с гиперактивностью бывает сложно сконцентрироваться на уроке, они часто отвлекаются, подвижны, может отмечаться импульсивность поступков и действий. Такому ребенку требуется помощь в организации учебного процесса, когда часть функций контроля перекладывается на взрослого — учителя или родителя. Особенно важна организация режима учебы и отдыха, возможности для ребенка выплеснуть физическую активность на занятиях спортом, в играх на свежем воздухе. Важно обратить внимание также на когнитивные особенности ребенка. Детям с трудностями обучения необходим особый подход. Например, ребенку с предпосылками возникновения дисграфии (нарушения процесса письма из-за недостаточной сформированности психических функций) следует уменьшить объем письменных работ. Дислексика (дислексия — выборочное нарушение способности осваивать навыки письма и чтения) не стоит просить читать вслух перед всем классом или проверять скорость чтения. Ребенку с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности, среди симптомов — трудности с концентрацией внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность) важно давать возможность отдохнуть от задания, переключившись на какую-то двигательную активность. В каждом отдельном случае рекомендации будут разные и соблюдать их необходимо как в школе, так и дома.
Слайд 6
Учим общаться
Школа учит ребенка не только математике и языкам, но и общению.
Класс — первая модель социума, в которой ребенок вынужден существовать сам по себе, без прямого участия родителей.
Активным и экстравертным детям проще адаптироваться в классе, завести друзей и приятелей, коммуницировать с учителем. Однако многие дети сталкиваются с трудностями в общении. Важно поговорить с ребенком о том, как строить взаимодействие с одноклассниками и быть открытыми к его проблемам. Развитие и становление коммуникативных способностей — это долгий и кропотливый процесс, возникающий с первых дней жизни ребенка, продолжающийся и развивающийся на протяжении всей жизни. Основа этого опыта закладывается в семье и отношениях с близкими. Если ребенок при попадании в социум — детский сад, школу, коллективы сверстников испытывает стойкие трудности в установлении и поддержании общения с другими детьми, то это повод обратиться к специалисту — детскому психологу или психотерапевту. Специалист поможет найти причину эмоциональных затруднений и пути их преодоления.
Тем не менее, у каждого ребенка могут возникать трудности в общении, требующие помощи или совета взрослого: как поступить в той или иной ситуации, как решить конфликт? Обсуждение с ребенком подобных вопросов поможет ему лучше понимать себя и других, легче налаживать контакты, учиться решать спорные ситуации.
Также, важный фактор при адаптации — умение понимать свои желания и отстаивать границы. Ребенок должен знать о том, что у него всегда есть выбор и он может отказаться от чего-то, что ему не подходит или не нравится, не бояться сказать «нет». Важно учить решать конфликты в словесной форме, искать компромиссы, использовать силу только в защитных целях, в случае самообороны при направленной физической агрессии. Донести до ребенка, что он может обращаться за помощью к учителю или родителям, если не удается решить конфликт самостоятельно.
Слайд 7
Зачем мне учиться?
Зачастую самая волнующая родителей тема — это мотивация ребенка к учебе. В нынешнее время, психологи строго не рекомендую негативно мотивировать ребенка учиться: с помощью наказаний или угроз. Лучше применять мягкие методы, которые помогут заинтересовать ребенка в учебе, но не снижать его самооценку и не повышать тревогу. Залог позитивной мотивации — открытость и поддержка родителей. На позитивную мотивацию к школьному обучению влияет эмоциональное отношение ребенка к школе, его уверенность в собственных силах, способность справляться с неудачами и радоваться успехам. Хорошие оценки не должны становиться краеугольным камнем в обучении. Важно поощрять не достижения ребенка, его оценки или награды, а потраченные силы и устремления. Даже если у ребенка не получилось достичь желаемого результата, важно похвалить его за то, что уже получилось, предложить помощь и вместе разобраться с тем, чего не хватило и над чем еще нужно поработать. Необходимо оказывать ему поддержку в случае трудностей: иногда это может быть локальная помощь в решении школьного задания или проекта, иногда систематическая помощь репетитора по предмету или психолога, если ребенок испытывает трудности запоминания, концентрации внимания, письма или чтения. Не стоит сравнивать ребенка и его успехи с другими людьми. Сравнение с другим, особенно более успешным товарищем, способствует тому, что первоклассник рано или поздно, сам начнет сравнивать себя с окружающими, будет ревностно относиться к достижениям других, воспринимать чужие успехи, как собственные неудачи. Важно, чтобы ребенок знал, что родители всегда готовы его поддержать.
Важно обращать особенное внимание на трудности, которые возникают у ребенка во время учебы и быть готовыми обратиться за помощью. Если помимо сложностей психологической адаптации у ребенка обнаружены трудности освоения школьной программы, то важно будет наладить слаженную работу коррекционных специалистов и психолога.
Психолог будет работать над повышением мотивации, уверенности в своих силах, а логопед или дефектолог помогут справиться с причинами неуспешности в учебе.
Слайд 8
Родительская тревога
Первый класс — важное, но сложное событие не только для ребенка, но и для его родителей.
У многих мам и пап возникает чувство тревоги, ведь ребенок впервые надолго покидает дом. К тому же родитель сам мог пережить травматический опыт обучения в школе, который неосознанно транслирует на ребенка. Поступление в первый класс школы оказывается волнительным моментом не только для ребенка, но для его семьи. Внимательность к жизни первоклассника, в том числе того, что происходит в школе, проявление обеспокоенности и стремление оказать поддержку и помощь в случае необходимости, являются естественными реакциями родителей.
Как правило, специальной оценки психологической готовности для этого не требуется. Исключением являются те случаи, когда родители сами сталкиваются с сильной тревогой внутри себя и могут почувствовать необходимость психологической поддержки. Появление чрезмерной тревоги может быть связано с актуализацией собственного негативного школьного опыта и страха его повторения уже в связи с обучением ребенка.
Поэтому первое, с чего нужно начать — это заметить тревогу у себя и попытаться понять, связана ли эта тревога с объективными причинами. Если тревога родителей чрезмерна и не имеет объективных причин, скорее всего речь идет о возможных внутренних конфликтах самих родителей. Осознание и разделение своих собственных чувств уже способствуют тому, чтобы предотвратить трансляцию тревоги на ребенка.
Слайд 9
Новый день с хорошим нстроем
Что бы ни происходило накануне в семье, с какой бы ноги ни встала вся семья, ребёнка важно проводить в школу в хорошем настроении. Чем больше тепла мы ему дадим, тем легче ему будет осваивать новые
знания
Слайд 10
Интернет - ресурсы
Клипарт «Обои для рабочего стола» (осенний фон):
http://allday1.com/index.php?newsid=256233
Девочка:
https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/6/c/3/1608090838086c336728afb7e4def8aa2b3fbaebe8e6.png
Мальчик:
http://wallpapers1920.ru/img/picture/Nov/24/4faed5ea76e4d1e0b24ebc1eb6d2f47c/1.jpg
Листья:
01 - http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/21197587.29/0_9673d_25db6a44_L.jpg
02 - http://img-fotki.yandex.ru/get/6410/174774357.2/0_8c06b_33e4c3f_XL
Остальные листья сделаны в программе Adobe Photoshop.
Рамочка сделана средствами программы Microsoft PowerPoint 2010.
На момент создания шаблона все ссылки являются активными!