Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Электронное пособие «Я - исследователь»
Автор: Терентьева М.В.
Слайд 2
Содержание
Тест для выявления исследовательских
способностей учащихся
Пояснительная записка
Глоссарий
Алгоритм исследовательской деятельности
Литература
Слайд 3
Алгоритм исследовательской деятельности
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
содержание
Слайд 4
Этапы введения
Проблема
Актуальность
Мотивация
Новизна
Формулировка темы
алгоритм
Слайд 5
Этапы теоретической части
Определение объекта исследования
Определение предмета исследования
Выдвижение гипотезы
Постановка цели
Определение задач
алгоритм
Слайд 6
Этапы практической части
Определение методов исследования
Разработка плана действий
Изучение специальной литературы
Сбор собственного материала,
фиксация и предварительная обработка данных
алгоритм
Слайд 7
Этапы заключения
Обсуждение результатов исследований,
проверка гипотезы
Оформление результатов исследования
Выводы
Пожелание
Структура и правила оформления
алгоритм
Слайд 8
Проблема
Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения (что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?)
Проблема — это противоречие. Оно несет в себе элементы новых, неизвестных ранее изменений. Определять проблему, то есть устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.
Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема.
Принципы постановки проблемы:
1. В проблеме должна быть четко выражена цель исследования.
2. Проблема должна быть актуальной для данного момента, данного объекта и данного субъекта исследований.
3. Проблема должна быть реальной и решаемой.
4.Решение проблемы должно быть экономически и социально целесообразным.
5. Проблема должна быть органично включена в общий комплекс проблем исследования данной организации.
Этапы введения
пример
Слайд 9
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Оказывают ли влияние выбросы котельной, расположенной в селе Розовка, на окружающую природную среду?
проблема
Слайд 10
Актуальность
Определение актуальности темы исследования.
Ответь на вопросы:
Почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас?
Почему данную проблему нужно решать именно сегодня?
Актуальность может быть отражена в теме исследования.
Этапы введения
пример
Слайд 11
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Актуальность исследования.
Современный масштаб техногенного давления на окружающую среду принял катастрофические размеры, поэтому предложения по снижению такого воздействия следует причислить к актуальнейшим задачам сегодняшнего дня. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человек - часть природы, вне которой он не может существовать, однако многовековое развитие человеческой цивилизации привело к существенным изменениям окружающей среды.
Существует неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость условий обеспечения теплопотребления и загрязнения окружающей среды.
Тепловые станции, в частности котельные установки, оказывают мощное отрицательное воздействие на окружающую среду, ухудшая условия жизни людей. Котельная, расположенная в селе Розовка, исключением не является.
актуальность
Слайд 12
Мотивация
Мотивация научно-исследовательской работы (почему я провожу это исследование?)
мотивы учебно-исследовательской деятельности:
- познавательные внутренние, к ним относятся овладение новыми знаниями, интерес к процессу самостоятельного добывания знаний, освоение способов получения знаний, самопознание своих возможностей и их развитие;
- социальные внутренние, включающие ответственность, ориентацию на будущую профессию, понимание необходимости исследовательских умений в жизни;
познавательные внешние, отражающие в частности поощрение выполнения учебного исследования;
признание авторства учебного «открытия»;
- социальные внешние – получение одобрения учителей, родителей, сверстников, избегание наказания, ориентация на лидерство и тому подобное.
пример
Этапы введения
Слайд 13
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
«Я хочу показать своим друзьям, на что я способна»
«Мне нравится ставить эксперименты»
«Я хочу узнать много нового»
«Хочу, чтобы мама мной гордилась»
«Это пригодится мне при выборе профессии»
«Я хочу совершить открытие»
мотивация
Слайд 14
Новизна
Определение новизны исследования
(какие новые знания я должен получить в результате исследования?)
Новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы.
Если в исследовательском проекте нет новизны, значит, нет и результата исследования.
Этапы введения
пример
Слайд 15
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
На сегодняшний день существуют работы, посвященные воздействиям выбросов котельных на окружающую среду. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего села и в этом заключается новизна нашего исследования.
новизна
Слайд 16
Формулировка темы
Тема — это своего рода визитная карточка исследования, в последствии формулировка может неоднократно корректироваться.
Тема должна быть конкретна. Объемная тема может оказаться непосильной для ее раскрытия в рамках учебного исследования.
Профессор Александр Ильич Савенков все темы условно объединяет в три группы:
Фантастические — темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Экспериментальные — темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
Теоретические — темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах.
Этапы введения
пример
Слайд 17
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
«Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Формулировка темы
Слайд 18
Определение объекта исследования
(что конкретно исследуется?)
Объектом исследования может быть реально существующий организм, явление, какой-либо предмет.
В науке биологии объектом изучения является жизнь, в физике – природа, в географии – планета Земля, в химии – вещества.
Объект исследования должен быть обязательно указан в теме.
Этапы теоретической части
пример
Слайд 19
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Объект исследования: окружающая среда
Определение объекта исследования
Слайд 20
Определение предмета исследования
(то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект)
В одном исследовании может быть только один предмет исследования.
Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме.
Этапы теоретической части
пример
Слайд 21
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Предмет исследования: санитарно-экологическое состояние окружающей среды на территории села Розовка и ее окраин.
Определение предмета исследования
Слайд 22
Выдвижение гипотезы
(что предполагается?)
Гипотеза – это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. Гипотеза может быть представлена последовательностью определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего.
Шаблоны формулировки гипотезы: «Предполагается, что…»; «… влияет на… в тех случаях, если…»; «Можно предположить, что … повысит уровень…».
Этапы теоретической части
пример
Слайд 23
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Гипотеза: Предполагается, что котельная села Розовка неблагоприятно влияет на окружающую среду и здоровье населения.
Выдвижение гипотезы
Слайд 24
Постановка цели
(что я хочу получить в результате своей работы?)
В общем виде цель – это запланированный результат какой-либо деятельности. Цель любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы.
Цель может начинаться со следующих слов:
Выявление…
Исследование…
Оценка…
Анализ…
Разработка…
Цель достигается через решение определенных задач.
Этапы теоретической части
пример
Слайд 25
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Цель: Определить, действительно ли выбросы котельной села Розовка загрязняют окружающую природную среду
Постановка целей
Слайд 26
Определение задач
(какие «шаги» я должен сделать для достижения цели)
В исследовании задач не должно быть много, 3–5 задач. По задачам легко будет составить и написать план основной части исследовательского проекта. Задачи должны быть связаны с конкретным содержанием работы.
Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
Выявить…
Разработать…
Провести…
Решить…
Проанализировать…
Обобщить…
Этапы теоретической части
пример
Слайд 27
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать теплоэнергетику и её выбросы;
2. Рассмотреть воздействие выбросов на атмосферу при использовании твердого топлива;
3. Доказать отрицательное влияние котельной села Розовка на окружающую среду и здоровье населения.
4. Сделать выводы по проделанной работе.
Определение задач
Слайд 28
Определение методов исследования
(какими средствами я буду проводиться исследование?)
Существует несколько классификаций методов: теоретические (анализ, объяснение) и эмпирические (опыт, наблюдение);
общенаучные (описание, сравнение) и частные (метод световой микроскопии) и др.
Методы, используемые в исследовательских проектах биолого-химической направленности: наблюдение, описание, объяснение, тестирование, опыт, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, мониторинг.
Этапы практической части
пример
Слайд 29
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Методы исследования:
1. Последовательное текстуальное изучение
2. Сбор фактических данных и их анализ
3. Исследовательски-поисковый метод
Определение метода исследования
Слайд 30
Разработка плана действий
Как составить план исследовательской работы?
Подумать самостоятельно
Прочитать книги о том, что вы исследуете
Познакомиться с кино- и телефильмами
Найти информацию в глобальных компьютерных сетях
Спросить у других людей
Понаблюдать
Провести эксперимент
Этапы практической части
пример
Слайд 31
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
План исследования:
1. Исследовать и изучить выбранный материал
2. Изучить специальную литературу
3. Собрать и обработать фактические данные
4. Описать проведение исследований
5. Сформулировать вывод
Разработка плана действий
Слайд 32
Изучение специальной литературы
Работа с литературными источниками
1. Общее ознакомление. Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.
2. Внимательное чтение по главам и разделам. Выделение наиболее важного текста.
3. Выборочное чтение. Перечитывание наиболее важного текста.
4. Составление плана прочитанного материала. В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль.
5. Выписки из прочитанного. Полные и точные (цитата и ее библиографическое описание).
6.Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками. Отмечается общее и отличительное в решении проблемы.
7. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний. Обращается внимание на объективность суждений.
Этапы практической части
пример
Слайд 33
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
1. Алиев С.Б. Реструктуризация угольной промышленности Казахстана // Уголь. — 2001.
2. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2016 г.)
3. Закиров Д.Г. Модель управления природоохранной деятельностью угольных предприятий на базе комплексного использования энергосберегающих и природоохранных технологий // Уголь. — 2001.
4. http://www.nkj.ru/archive/articles/13906/
5. https://ru.wikipedia.org/wiki
Изучение специальной литературы
Слайд 34
Сбор собственного материала фиксация и предварительная обработка данных
В течение всей исследовательской работы необходимо вести дневник опытника, в котором записываются все наблюдения, результаты, сравнения предполагаемые выводы. Опыт, как правило, ставятся не менее чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, называется контрольным.
При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов) и изложении результатов необходимо как можно более полно сравнить полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных.
Обработку результатов проводят после окончания наблюдений или учетов на основании записей в полевых дневниках. Это можно делать различными способами.
Этапы практической части
пример
Слайд 35
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Сбор собственного материала
Слайд 36
Обсуждение результатов исследований проверка гипотезы
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки выразить в форму гипотез, подлежащих проверке.
Форма дискуссии любая, но по возможности демократичная. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения. Дух соревнования вполне приемлем. Гипотезы подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований. Иногда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются и не удается достичь сформулированных на третьем этапе целей. Результат исследований – отрицательный. Отрицательный результат тоже результат и заслуживает представления.
Этапы заключения
пример
Слайд 37
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
В результате проведенного исследования я подтвердила гипотезу о том, что котельная села Розовка неблагоприятно влияет на окружающую среду и здоровье населения.
Обсуждение результатов
Слайд 38
Оформление результатов исследования
Разносторонний фактический материал, собранный в период проведения исследования, - основа для составления и написания исследовательской работы. Форм изложения исследовательских работ много: научный отчет, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада, которые пишутся приблизительно по одному и тому же плану. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует пользоваться словами, смысл которых не известен.
Этапы заключения
пример
Слайд 39
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Определение загрязнения снежного покрова
Номер проб №.Место пробы.Цвет.Запах.Осадок.Мутность.Кислотность
1.Возле котельной.серый.неприятный запах.есть.достаточное количество примесей.рН 4
2.В районе детского сада и больницы.серый.неприятный запах.есть.достаточное количество примесей.рН 5
3.Улица Тельмана.светло-серый.отчетливый запах.есть.достаточное количество примесей.рН 5
4.В степи.белый.слабый запах.есть.Незначительное
количество примесей.рН 7
Оформление результатов
Слайд 40
Выводы
Приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, то есть не должна повторяться(хоть и кратко) глава «Описание работы». Выводы должны быть именно выводами. Например, «На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:….»
Если в работе нельзя четко сформулировать выводы, то рекомендуется вместо главы «Выводы» предусмотреть главу «Заключение», где кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании, рассмотреть спорные материалы и наметить задачи дальнейших исследований.
Этапы заключения
пример
Слайд 41
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Выводы:
Качество снега зависит от удаленности источника загрязнения.
На качество снега большое влияние оказывают котельные установки.
Самый чистый снег оказался в образце, взятом в степи. Снег белый, талая вода имеет слабый запах, при фильтрации обнаружены слабозаметные примеси.
Самый грязными оказались образцы снега, взятые в районе котельной, на улице Тельмана и в районе детского сада с больницей; снег серый, талая вода имеет неприятный запах, на фильтре осталось большое количество примесей, рН 4-5, что свидетельствует о содержании в ней оснований различных кислот, оксидов азота и серы.
выводы
Слайд 42
Пожелание
Дорогой мой юный исследователь!
Я уверена, что изучив это пособие, ты сможешь написать исследовательскую работу, правильно ее оформить и защитить. Желаю тебе новых неизвестных и интересных открытий.
Этапы заключения
пример
Слайд 43
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
рекомендации
Слайд 44
Структура и правила оформления
Титульный лист
Содержание
I. Аннотация:
- Цель исследования
- Гипотеза исследования
- Этапы исследования
- Методы исследования
II. Введение:
- Актуальность исследования.
- Цель работы
- Задачи
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Область практического применения
III. Основная часть:
- Теоретические сведения
- Экспериментальная часть
IV. Заключение:
- Выводы
- Рекомендации
V. Список использованной литературы
VI. Приложение
Этапы заключения
пример
Слайд 45
Пример на тему работы: «Воздействие выбросов котельной села Розовка на состояние окружающей среды»
Структура и правила оформления
Слайд 46
Глоссарий
Актуальность – важность изучения данной проблемы для современной науки и практики. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
Анализ – теоретический метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление расчленяется на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.
Аргумент – не достаточно убедительный довод в дискуссии (ибо достаточный называется доказательством или опровержением).
Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Библиографический список (список литературы) - перечень источников из которых взят материал диссертации - научные журналы, книги, научные статьи, похожие диссертации, иностранная литература, онлайн-источники. Список литературы нумеруется. Эта нумерация как ссылка должна присутствовать в тексте в квадратных скобках под каждой выдержкой в тексте диссертации. Иногда список литературы ведётся в алфавитном порядке.
содержание
далее
Слайд 47
Глоссарий
Введение - предназначено для краткого ознакомления с основными моментами диссертации. Должна быть отображена актуальность, новизна, практическая применимость.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; строится по внутренней логике: «Если…, то…». Это логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Задачи исследования – поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования.
содержание
далее
Слайд 48
Глоссарий
Заключение - выводится краткие выводы, что было исследовано и обнаружено, как это применимо. Анализ полученных результатов выводится основная суть, которая предлагается для рассмотрения научной общественности. Обобщение проведённой работы.
Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.
Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Краткое сообщение – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.
содержание
далее
Слайд 49
Глоссарий
Ключевое слово – слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Методы исследования делятся на теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, идеализация, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, беседа, оценка экспертов, самооценка, изучение опыта, опытная работа, обследование, эксперимент).
Моделирование – теоретический метод исследования, предполагающий построение модели.
Мониторинг – постоянный надзор, регулярное отслеживание результатов исследования.
Наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.
содержание
далее
Слайд 50
Глоссарий
Научный факт – событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Новизна – степень вклада в настоящую отрасль науки или науки в целом.
Обобщение – одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.
Обследование – изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.
содержание
далее
Слайд 51
Глоссарий
Практическая значимость – характер использования результатов данной исследовательской работы в практике.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Предмет исследования конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.
Проблема (научная) – противоречие между наличествующим и должным. Проблема способствует определению направления в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.
содержание
далее
Слайд 52
Глоссарий
Синтез – мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.
Сравнение – теоретический метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.
Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
Цель – конечный результат работы, которые формулируется на основе гипотезы. Это конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого лежит строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.
содержание
Слайд 53
Литература
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. 224 с.
Жексенбаева У.Б. Организация научно – исследовательской деятельности школьников. – Алматы, РАДиал. 205.-36 с.
Ивочкина Т. , Ливерц И. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. – М.: Народное образование № 3, 2000
Исаев Д. С. Практикумы исследовательского характера в 9 классе. Химия в школе – 2001 № 10. – с.58
Йодко А. Г. Структура уроков химии, включающих исследования учащихся. Химия в школе № 5, 1980, с. 28-31
Кларин М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решений проблем. Школьные технологии № 1 2004
Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения – М.: Народное образование № 10, 1999.
Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М.Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В.Таврель/ Предисл. В.А.Бадил. — 5&е изд., перераб. и доп. — М.: 5 за знания, 2011.
Караваева Наталья Евгеньевна, зав. организационно-методическим отделом ЦГБ им. Н.К. Крупской, МБУ «ЦБС» г. Дзержинска Нижегородской области «http://pedsovet.su/»
Анимации с сайта http://www.liveinternet.ru/users/pariyanka/post233321188
содержание
Слайд 54
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
далее
Слайд 55
Пояснительная записка
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Часто ученик сталкивается с проблемой незнания и неумения выполнять исследовательские проекты. Для того, чтобы облегчить учащимся заниматься исследовательской деятельностью было разработано электронное пособие «Я - исследователь», где подробно описано от этапа к этапу как можно самостоятельно выполнить свое научное исследование.
Актуальность разработанного пособия основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Оно способствует обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на приведенные примеры.
далее
Слайд 56
Пояснительная записка
Актуальность создания данного пособия также обусловлена его методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, лицеях, колледжах.
Основные принципы реализации – научность, доступность, добровольность, субъектность, преемственность, результативность, творчество и успех.
Цель: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через электронное пособие.
Задачи :
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
далее
Слайд 57
Пояснительная записка
Для того чтобы начать работу в электронном учебнике, необходимо зайти в содержание кликом левой кнопки мыши на «содержание». В содержании отображен весь список разделов пособия:
- Пояснительная записка. В пояснительной записке отражены цели и задачи электронного пособия, правила пользования).
- Глоссарий (определение сложных терминов).
- Алгоритм исследовательской деятельности (последовательность выполнения исследовательского проекта по этапам).
- Литература (источники литературы, используемые для создания пособия).
Затем необходимо перейти в раздел «алгоритм исследовательской деятельности». В этом разделе находятся этапы, с помощью которых в правильной последовательности можно научиться писать исследовательский проект и правильно его оформить. На сложные понятия в тексте алгоритма имеются ссылки, по которой можно перейти в глоссарий (словарь терминов). Переход в глоссарий осуществляется кликом левой кнопки мыши. Чтобы из глоссария вернутся на слайд со термином, нужно кликнут на это термин в глоссарии.
содержание
Слайд 58
Правила прохождения теста
Для того, чтобы проверить сможешь ли ты написать исследовательскую работа пройди тест.
Тест состоит из 5 вопросов с тремя вариантами ответов. После каждого ответа стоит соответствующий балл. Необходимо сложить все баллы по прохождению теста и посмотреть свои результаты. Тест рекомендуется пройти до прочтения пособия и после его ознакомления. Результаты могут отличаться.
Пройти тест
содержание
Слайд 59
1. Как ты думаешь, какое определение к слову «исследование» подходит больше?
А) Процесс поиска новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. (2 балла)
Б) Процесс обобщения имеющихся знаний, с целью их систематизации. (0 баллов)
В) Поиск новых знаний с использование дополнительных источников. (1 балл)
2. Нравится ли тебе самостоятельно добывать новые знания?
А) Да, стараюсь быть самостоятельным (2 балла)
Б) Нет, лучше, когда кто-то объяснит (0 баллов)
В) Когда поиски не занимают много времени (1 балл)
3. Хотел бы ты самостоятельно сделать научное открытие
А) Конечно, это очень интересно (2 балла)
Б) Нет, уже все давно изучено. (0 баллов)
В) Не знаю, не думал об этом. (1 балл)
4. Нравится ли тебе заниматься новым делом, о котором, вообще, ничего не знаешь?
А) О да! Новое в моих глазах всегда более привлекательное. Это новые горизонты… (2 балла)
Б) Нет. Неизвестность напрягает, пугает, лучше от нее держаться подальше. (0 баллов)
В) По-разному, в зависимости от характера нового дела. (1 балл)
5. На уроке с темой «Растворы» было задано домашнее задание: выяснить отличие насыщенного раствора соли от ненасыщенного. Твои действия:
А) Найду информацию и проведу опыт по растворимости соли в воде. (2 балла)
Б) Спишу со школьного учебника определения. (0 баллов)
В) Найду информацию в дополнительных источниках (справочниках, интернете) о Растворах и законспектирую нужную информацию. (1 балл)
Правила прохождения
10-8 баллов
7-5 баллов
4-0 баллов
Слайд 60
Если твой результат от 10 – 8 баллов, то ты готов к исследовательской работе. Тебе нравится узнавать все новое и интересное, использовав собственные усилия, подтверждая деятельность экспериментально.
Содержание
Слайд 61
Результат 7 – 5 баллов говорит о том, что ты можешь самостоятельно найти готовую информацию без экспериментального подтвержде- ния данных.
Содержание
Слайд 62
Если твой результат составил 4 – 0
баллов, то ты еще не готов к
исследовательской деятельности.
Но стоит отчаиваться! Прочитай это
пособие и тебе обязательно
захочется научиться проводить
свои собственные исследования!
Содержание