Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней
Ф. Тютчев
Слайд 2
Групповые задания
Докажите, что стихотворения «Как океан объемлет шар земной…» (1830 г.) и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (1835 г.) принадлежат одному автору.
Сравните: центральные поэтические образы стихотворений, состояние лирического героя ( как оно передается).
Понаблюдайте за использованием эпитетов в стихотворениях. Какие закономерности вы обнаружили?
Сопоставьте особенности языка, синтаксиса, ритма стихотворения.
Чем отличаются стихотворения?
Слайд 3
Сопоставительный анализ
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет
и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(1830)
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!..
Таинственно, как в первый день созданья,
В бездонном небе звездный сонм горит,
Музыки дальной слышны восклицанья,
Соседний ключ слышнее говорит…
На мир дневной спустилася завеса;
Изнемогло движенье, труд уснул…
Над спящим градом, как в вершинах леса,
Проснулся чудный, еженочный гул…
(1835)
Слайд 7
2 группа
Центральные поэтические образы: день, ночь, сон.
Состояние лирического героя: растерянность и одновременно благоговение перед бездной ночи; параллелизм состояния природы и лирического субъекта; отсутствие «я» в стихотворении.
назад
Слайд 8
3 группа
Нет ощущения темноты, мрачности ночи, так как разнообразны «сверкающие» эпитеты: эпитеты создают контраст: «земной» – «волшебный», «смертный» – «бестелесный».
назад
Слайд 9
4 группа
Использование старославянизмов.
Особенности повторов: «шар земной» – «земная жизнь»; «сладко дремлет» - «сладко светит». Повторы усиливают впечатление от изображаемого, происходит «игра» значениями многозначных слов.
Единообразное синтаксическое начало.
назад
Слайд 10
5 группа
Второе стихотворение детализирует «земную жизнь», лишь упомянутую в первом стихотворении. Создается явный контраст мира реального и идеального (двоемирие); «стихия», «бездна» первого стихотворения уточняется во втором - «хаос».
назад
Слайд 11
Вывод. основные моменты поэтического мира Ф.И. Тютчева:
Трагическая раздвоенность человека, погруженного в «сон», зыбкость границ реального и идеального миров («двойное бытие»); образ хаоса, окружающего человека, слияние человека с природой.
Слайд 12
Домашнее задание
Сделать сопоставительный анализ (письменно) стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф.И.Тютчева «Я встретил вас – и все былое…».