Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок 1 Знакомство с предметом. Лента времени
Ключевые слова: история, исторические источники, лента времени
Слайд 2
Разгадайте ребус
И 100 ‘3 Я
ИСТОРИЯ
Слайд 3
Как вы понимаете значение слова «история»?
Что изучает наука история?
ИСТОРИЯ
История — это наука, которая изучает прошлое и настоящее человечества.
Учёные-историки делят историю человечества на четыре периода: Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшее время.
Слайд 4
В этом учебном году мы познакомимся с историей нашей страны — России. Вы узнаете о своих предшественниках, о тех, кто с давних времён жил на территории России. Многое из того, что они оставили нам, потомкам, мы используем и храним, иногда, по невежеству, разрушаем.
В истории России есть чем дорожить, гордиться и о чём сожалеть. А главное есть, что любить!
Слайд 5
Слово «история» греческого происхождения. В переводе означает «рассказ о прошедшем, об узнанном».
Один из первых историков — Геродот. Его называют «отцом истории».
Слайд 6
Прочитайте высказывание испанского писателя Сервантеса об истории.
«История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Насколько справедливо данное высказывание?
Почему важно изучать историю?
Чему можно научиться на уроках истории?
Слайд 7
Откуда мы узнаём о жизни людей в прошедшие времена?
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ЖИТИЯ
СВЯТЫХ
СБОРНИКИ ЗАКОНОВ
ЛЕТОПИСИ
КНЯЖЕСКИЕ
ГРАМОТЫ
Слайд 8
Откуда мы узнаём о жизни людей в прошедшие времена?
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ФОЛЬКЛОР
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ
БЫЛИНЫ
ПЕСНИ
СКАЗАНИЯ
ПОСЛОВИЦЫ
ПОГОВОРКИ
ОРУДИЯ ТРУДА
УКРАШЕНИЯ, ОДЕЖДА
ОРУЖИЕ
ПРЕДМЕТЫ БЫТА
МОНЕТЫ
Где люди собирают, хранят, изучают памятники старины?
Слайд 9
Слово «музей» греческого происхождения. В переводе означает «храм муз».
Музей — это учреждение, которое занимается сбором различных памятников старины, хранит их, выставляет для обозрения и устраивает выставки.
Слайд 10
Знаете ли вы эти музеи?
ЭРМИТАЖ
ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКАЯ БИТВА
Слайд 11
Лента времени
С понятием «время» мы сталкиваемся каждый день. Утром вы встаёте и идёте в школу. Вы знаете, в котором часу начинаются занятия и когда они заканчиваются, когда приходит время обедать и ложиться спать. Мы привыкли к делению времени на прошлое, настоящее и будущее.
Задание
Прочитайте слова. Какие слова соответствуют прошлому? настоящему? будущему?
Слова: в следующем году, сегодня, вчера, в прошлом месяце, завтра, сейчас.
Слайд 12
Лента времени
Чтобы путешествовать в истории, нам понадобится другое время — назовём его условно историческое время. Если спрашивают, когда произошло какое-либо событие, то отвечают: «В таком-то году, веке, тысячелетии».
Запомните
1 год = 12 мес.
1 век = 100 лет
Тысячелетие — отрезок времени в 1000 лет.
Слайд 13
Запомните римские цифры
Для того, чтобы наглядно представить себе расположение исторических событий, историки используют схему, которая называется лента времени. Любое историческое событие мы можем нанести на ленту времени, и тогда станет ясно, какое событие произошло раньше, а какое позже.
Слайд 14
На ленте времени римскими цифрами обозначены века. Точка отсчёта лет — условный год рождения Иисуса Христа. Все события, происходившие ранее, принято обозначать «до н.э». А события, происходившие после Рождества Христова, принято обозначать «н.э».
Слайд 15
Как определить век исторического события по его дате?
Годы обозначают арабскими цифрами: 862 год, 1812 год, 1961 год.
Для определения века по дате следует прибавить 1 к первым двум цифрам, если год обозначается четырьмя цифрами.
Например: 1812 год (18 + 1 = 19) это XIX век
1945 год (19 + 1 = 20) это XX век
Если год обозначается тремя цифрами, то нужно прибавить 1 к первой цифре.
Например: 862 год (8 + 1 = 9) это IX век
945 год (9 + 1 = 10) это X век
Исключение
900 год — это IX век, 1500 год — это XV век, 2000 год — это XX век
Слайд 16
Задание
В каком веке произошли эти события?
988 год — крещение Руси
1961 год — первый в истории человечества космический полёт Ю.Гагарина
1703 год — основание Санкт-Петербурга
X век
XVIII век
XX век
Слайд 17
Подводим итог урока
Ответьте на вопросы
1.Что изучает наука история?
2.Какие исторические источники вы знаете?
3.Сколько лет в одном веке? Сколько лет в одном тысячелетии?
4.Что на ленте времени обозначено арабскими цифрами, а что римскими цифрами?
5.Как определить век исторического события по его дате?