Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Отто́н I Великий - герцог Саксонии, в 936—961 годах, король Германии с 936 года, король Италии с 961 года, основатель и первый император Священной Римской империи с 962 года. Оттон — сын короля Германии Генриха I Птицелова и Матильды Вестфальской. Унаследовав Саксонское герцогство и Германское королевство после смерти отца в 936 году, Оттон I Великий продолжил политику своего отца по объединению всех германских племён в единое государство и значительно расширил полномочия короля за счёт аристократии. Благодаря династическим бракам и назначениям родственников на важные должности, Оттон поставил под контроль членов своей семьи самые крупные герцогства королевства, что превратило различных германских владетелей, ранее равных полномочиями королю, в находившихся под его властью подданных. Для укрепления королевской власти, Оттон преобразовал христианскую церковь в Германии и подчинил её духовенство своему личному контролю.
После подавления короткой гражданской войны между мятежными герцогствами, Оттон I Великий разгромил в 955 году мадьяр, в битве при Лехфельде, положив тем самым конец вторжениям венгров в Западную Европу[2]. Победа над языческими мадьярами принесла Оттону репутацию спасителя христианского мира и закрепила его власть над королевством.
Слайд 3
В 961 году Оттон I Великий завоевал Итальянское королевство.
Слайд 4
Покровительство Оттона и его непосредственных преемников способствовало так называемому «оттоновскому возрождению» искусства и архитектуры. Следуя примеру коронации Карла Великого как «императора римлян» в 800 году, Оттон был коронован императором Священной Римской Империи в 962 году папой Иоанном XII в Риме.
.
В 24 года Оттон был возведён на престол Германского государства; он получил имя в честь деда, дожившего до рождения внука (912 год). К шестнадцати годам, в 929 году, он вступил в брак с Эдит — дочерью англосаксонского короля Эдуарда. Он научился читать только после смерти своей супруги.
Слайд 6
.
Вторжения славян и венгров, желавших воспользоваться переменой царствования, были удачно отражены; при этом венгры даже не достигли границ Саксонии. Первый повод к смутам, наполнившим ближайшие годы, подала исконная племенная зависть между франконской и саксонской знатью.
Последняя решила, что нынешний король недаром избран из саксонского племени, и на этом основании многие саксонские вассалы отказывались служить своим франконским сеньорам. Между тем, как Оттон был занят умиротворением Баварии, где он заменил мятежного герцога Эберхарда, (сына Арнульфа) на его дядю Бертольда, другой Эберхард, герцог Франконский, задумав обуздать одного из своих мятежных саксонских вассалов, приказал сжечь его город
Король наказал Эберхарда Франконского за самовольную расправу, наложив на него штраф в 100 фунтов серебра. Предводители дружин герцога, выполнившие его приказание и сжегшие город, были приговорены к позорному наказанию, показавшемуся оскорбительным их господину: каждый должен был принести на руках собаку в Магдебург — резиденцию короля. Озлобленный этим Эберхард вскоре нашёл союзника в лице Танкмара, брата короля Оттона, бывшего старше его годами. Он происходил от непризнанного церковью брака. Эберхард поднял восстание.
.
Пока Оттон пытался смирить мятежников, к ним примкнул Танкмар, захватил брата Оттона Генриха и «как простого раба» отправил к своему союзнику Эберхарду. Танкмар продержался недолго. Пока он укрывался в Эресбурге, королевские ратники при помощи горожан ворвались в город и убили Танкмара в церкви у подножия алтаря.
После этого Эберхард стал искать примирения с королём, в это же время, готовя другое предательство. Он сумел сойтись и столкнуться со своим пленником Генрихом, братом Оттона, и даже убедить его в том, что он имеет более справедливое право на королевский венец, в отличие его брата, так как Оттон родился в то время, когда его отец ещё был герцогом, а Генрих — когда его отец уже был избран в короли.
Слайд 8
И вот против короля образовалась большая коалиция: к двум заговорщикам присоединился герцог Лотарингский, Гизельберт, и даже западно-франкский король вошёл с ними в союз. 939 год был особенно критическим годом для Оттона, тем более что датчане и славяне воспользовались удобным случаем для нападения: приходилось одновременно биться и в Саксонии, и в Лотарингии, и на Рейне. Однако, Оттон справился со столь трудной задачей.
Ход его борьбы с противниками тяжело прослеживаем. Известно, что длилась она довольно долго, и потом Оттон неожиданно, в один день был избавлен от своих главных врагов. 2 октября вблизи Андернаха королевское войско настигло арьергард неприятеля, в котором находились и Эберхард, и Гизельберт, между тем как большая часть их войска уже успела переправиться через Рейн с богатой добычей. При неожиданном нападении Эберхард пал после отчаянного сопротивления, а Гизельберт вместе с другими беглецами бросился в лодку, собираясь переплыть реку, но лодка, переполненная людьми, пошла ко дну, и Гизельберт утонул.
Так в один день 939 года, два герцогства остались без герцогов. Однако Генрих не отказался от своих обширных замыслов. Ради их выполнения он решил подослать убийц к брату, уже готовому отдать ему Лотарингское герцогство. Но заговор был открыт, заговорщики схвачены и казнены, сам Генрих бежал (941 год). Несмотря на всё это, в том же году братья помирились: Генрих покаялся и был помилован. Хотя связь всех этих явлений не совсем ясна, несомненно одно: Генрих оправдал великодушие своего брата и в дальнейшем всегда был непоколебимо ему верен.
После того как Оттону пришлось так упорно биться из-за своей короны, он получил возможность спокойно жить в течение нескольких лет. Важным шагом было то, что он не восстановил герцогство Франконское, а принял эту землю в личное управление. Герцогство Лотарингское в 944 году он передал франкскому вельможе Конраду, за которого позже отдал свою дочь Лиутгарду.
Слайд 9
В 946 году западно-франкский король Людовик, бывший союзник мятежных герцогов, вынужден был просить у Оттона помощи против своих сильных вассалов. Оттон привел ему на помощь в Галлию большое войско, до 32 тысяч человек, и победоносно дошёл до Руана, но ему не под силу было поддержать клонившееся к упадку могущество Каролингов.
В то же время в славянских марках велась ожесточённая борьба: с одной стороны — от реки Зале и среднего течения Эльбы до реки Одер, где воевал маркграф Геро, с другой — от Кильской бухты до устья Одера, где бился со славянами маркграф Герман Биллунг. Маркграф Геро пригласил к себе однажды на пир 30 старшин из земли вендов и пил вместе с ними, а когда они охмелели, приказал перебить их. Разумеется, при таких условиях распространение христианства было затруднено, хотя только оно и могло упрочить завоевания на окраинах.
Однако Оттон и здесь не упустил случая именно в это время особое внимание обратить на миссионерскую деятельность и настойчиво проводил её. На границе славянских земель возникали церковные учреждения: в 946 году — Хафельсбергское епископство, в 949 году — Бранденбургское епископство, и первые епископы этих мест были посвящены в сан архиепископом Майнцским. На севере, при новом архиепископе Гамбургском Адальдаге, миссионерская деятельность оживилась. В 948 году явились посланные из Гамбурга три новых епископа для трёх новоучреждённых на датской почве епископств — Шлезвига, Рипена (Рибе) и Аархуса (Орхус) — на местном соборе в Ингельхайме, где под председательством папского легата обсуждались важные церковные вопросы, которыми Оттон особенно внимательно занимался после кончины в 946 году своей супруги Эдиты.
В 947 году умер Бертольд, герцог Баварский, и Оттон передал герцогство своему брату Генриху, поскольку Генрих искренно признал умственное превосходство Оттона. Год спустя умер Герман Швабский, на единственной дочери которого был женат сын Оттона Людольф. К нему перешло герцогство Швабское, и таким образом было достигнуто положение, о котором и мечтать было невозможно: во главе двух герцогств стояли члены одной и той же царствующей фамилии, а два важных, Саксония и Франкония, состояли в управлении самого короля. Все правители были в самом расцвете лет: Генриху было немногим более тридцати лет, Оттону не было сорока, в лучшей поре находился и ещё один член той же благословенной семьи, своеобразно дополнивший своей деятельностью могущество Оттона.
Слайд 10
Бруно, второй сын от брака Генриха и Матильды, в раннем возрасте поступил в монахи и предался своему призванию с поразительным при его молодости усердием: страстно любя книги, он, по замечанию одного биографа, «носился со своей библиотекой, как Израиль с ковчегом». Ещё мальчиком он обладал чрезвычайными по тому времени сведениями, а когда достиг юношеского возраста, брат-король сделал его своим канцлером и поручил ему всю государственную канцелярию. С неутомимым рвением Бруно посвятил себя занятиям государственными делами, продолжая ревностно заниматься науками. Он привлекал на службу греков, изучая их язык, и в то же время находился в постоянных отношениях с ирландскими и британскими монахами, изгнанными датчанами с родных пепелищ. Бруно отчасти разделял их аскетические воззрения, однако этот аскетизм не сдерживал его страсти к научному исследованию и прогрессу. Он и короля привлекал к своим занятиям, в которых тот находил некоторое утешение после смерти супруги, сильно опечалившей его. В середине X века в среде немецкого монашества и духовенства, в старых и новых школах монастырей — Санкт-Галленского, Райхенау, Фульды, Вюрцбургского, Корвейского, Гандерсхаймского, Кведлинбургского — видно большое умственное оживление, обещавшее принести в будущем богатые плоды. Это государство, прочно слившееся после всех волнений, обладало тем неоценимым преимуществом, что его население при всех своих частных и местных различиях все же говорило на одном языке, обладая таким объединяющим средством, какого не было ни в Испании, ни в Галлии, ни в Италии. То, что Видукинд Корвейский говорит о Генрихе I, называя его «величайшим из европейских королей, создавших обширное и сильное государство своими собственными трудами», может быть применено к сыну Генриха Оттону I.
Слайд 12
Коронация Оттона императором и образование Священной Римской империи
Принят Оттон был наилучшим образом: в воскресенье 2 февраля 962 года после торжественной встречи, папа вручил ему императорскую корону в церкви святого Петра, а император обещал возвратить прежние церковные владения пап. Сближение с папой было необходимо императору, поскольку он хотел осуществить многие важные планы — возвести Магдебург в архиепископство, учредить епископство в Мерзебурге. Вообще, при управлении государством Оттон более, чем какой-либо государь, вынужден был опираться на епископов, поскольку светская аристократия во многих случаях противилась возрастающему могуществу его государства.
Однако согласие с папой продолжалось недолго. Могущество императорской власти в руках Оттона представляло ощутимую силу, и порочному слабому Иоанну XII это не нравилось. Он стал общаться с Беренгаром, затевая заговор против Оттона; потом принял у себя в Риме сына Беренгара Адальберта, бежавшего к арабам. Но в ноябре 963 года император появился в Риме как победитель и взял с населения клятву, что на будущее время он никогда не изберёт папу и не допустит посвящения его в этот сан, не испросив на то согласия императора. Тут же он применил свою власть, созвав местный собор для суда над папой Иоанном XII и председательствуя на нём. В обвинительном акте был приведён длинный ряд прегрешений, которыми папа опозорил престол святого Петра. Он был смещён, и на его место избран папа Лев VIII.
Конечно, не обошлось без смут и волнений, в которых деятельное участие принимал Беренгар и его супруга Вилла, но в 963 или 964 году они попали в плен к Оттону и были отправлены им в ссылку в далёкий Бамберг. Папа Иоанн ещё раз попытался силой вернуть себе власть, однако, вернувшись в Рим, скоропостижно скончался от удара. Его партия в Риме решила по-прежнему самовольно избрать папу, но Оттон не допустил этого, вторично вступив в Рим победителем и восстановив Льва VIII на папском престоле в 964 году.
Слайд 14
Смерть Оттона I
Пасху 973 года Оттон встретил в Кведлинбурге, в кругу своей семьи и многочисленного собрания графов, князей и епископов, съехавшихся по случаю прибытия императора в город. Вскоре после этого, 7 мая 973 года, Оттон скончался на 61-м году жизни.