Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ТЕМА УРОКА:
Чередование букв е//и в корне слова
Слайд 2
Запишем правило в виде таблицы в грамматический справочник!
Слайд 3
Чередование букв е//и в корнях
Корни с чередованием.Пишется Е, если НЕТ суффикса -А-.Пишется И, если после корня стоит суффикс -А-
-бер- // -бир-
-пер- // -пир-
-дер- // -дир-
-тер- // -тир-
-мер- // -мир-
-жег- // -жиг-
-чет- // -чит-
-стел- // -стил-
-блест- // -блист-.соберу
запереть
удеру
стереть
замереть
выжег
вычет
застелить
блестеть.собирать
запирать
удирать
стирать
замирать
выжигать
вычитать
застилать
блистать
Слайд 4
Запишите слова-исключения!
сочетание
сочетать
Слайд 5
Запишем в грамматический справочник! ! Обозначить орфограмму «Правописание корней с чередованием» - это значит 1. выделить корень слова - , 2. подчеркнуть гласную в корне, 3. выделить суффикс -А- при его наличии.
Слайд 6
Обратите внимание!
Гласные в корнях слов
мирить
отмерять
пировать
не чередуются, а являются безударными проверяемыми гласными:
мирить-мир
отмерять-мера
пировать-пир
Слайд 7
Запишем в грамматический справочник!
Порядок морфемного разбора слова
Указываем часть речи.
Выделяем окончание (только у изменяемых слов).
Выделяем основу слова.
Выделяем корень.
Выделяем приставки и суффиксы.
Слайд 8
ОБРАЗЕЦ МОРФЕМНОГО РАЗБОРА СЛОВА
Подготовк а 2– сущ.; готовить, готовый.
Слайд 9
Домашнее задание
1. Выучите теоретический материал урока.
2. Выполните морфемный разбор следующих слов : пригородный, перевозчик, забирать, лето, кино, тепловоз, ножницы.
Слайд 10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!