Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тренинговое занятие по использованию игрового дидактического пособия экологического содержания
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 99» г. Сыктывкара –
Самборская Светлана Валериевна
Слайд 2
Актуальность
Данное пособие поможет сформировать у детей представление:
о пищевых цепочках в каждой экосистеме;
об экосистемах «Лес», «Луг», «Водоём»;
об объектах живой природы (внешний вид, повадки, способы питания, размножение приспособление к среде обитания).
Игровое пособие даст возможность детям самим составлять пищевые цепи, устанавливать взаимосвязь между объектами живой природы (растениями, животными) в экосистемах «Лес», «Луг», «Водоём».
Новизна пособия заключается, во-первых в том, что детям интересно заниматься/играть с яркими фетровыми объектами живой природы. Они приятны на ощупь, и их можно прикрепить с помощью липучки. Во-вторых, данное пособие станет эффективным способом для составления пищевых цепочек в разных экосистемах. А в- третьих, пособие является прекрасным средством для подготовки детей к участию в ежегодном городском экологическом слёте «Юные друзья природы»!
Слайд 3
Цель игрового пособия:
Формирование знания у детей о простейших цепях питания животных и растений экосистемы «Лес», «Луг», «Водоём»
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «Цепи питания» в мире растений и животных, с представителями живой природы в каждой экосистеме. Рассказать детям кто кем питается, учить правильно строить пищевые цепочки, начиная с растений, растениеядных животных, мелких хищников, крупных хищников.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие логическое мышление, воображение.
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к бережному отношению к ней.
Слайд 4
Процесс изготовления игрового дидактического пособия
Для изготовления игрового дидактического пособия понадобились: нарисованные шаблоны животных и растений, цветной фетр, ножницы, липучки, горячий клей, картон.
Слайд 5
Материалы для игры
Панно, состоящее из 3-х частей для составления цепей питания по экосистемам «Лес», «Луг», «Водоём». На панно прикреплены указатели-стрелки «Кто кого ест?».
Набор фигур животных, растений, для каждой экосистемы:
Экосистема «Лес» - 16 фигур: ель, берёза, кислица(заячья капуста), гриб, муравей, белка, заяц, ёж, лисица, волк, медведь, лось, куница, дятел, синица, сова.
Экосистема «Луг» - 12 фигур: тимофеевка, ромашка (нивяник), гусеница, бабочка, шмель, божья коровка, кузнечик, полёвка, крот, трясогузка, серый журавль, орёл.
Экосистема «Водоем» - 13 фигур: рогоз, элодея, кувшинка (водяная лилия), улитка-прудовик, карась, ёрш, щука, комар, стрекоза, лягушка, утка, лебедь, бобр.
Слайд 6
Целевая аудитория:
Пособие предназначено для детей 4-7 лет, для НОД по экологическому воспитанию; для индивидуальных занятий и занятий в микрогруппах; в самостоятельной игровой деятельности.
Применение игрового дидактического пособия:
В непосредственно-образовательной деятельности:
Педагог поэтапно формирует у детей представления об экосистемах: «Луг», «Лес», «Водоём» - раскрывает пособие и показывает панно с экосистемами.
Педагог рассказывает о представителях живой природы той или иной экосистемы – показывает фигуры растений, животных «Леса», «Луга», «Водоёма».
Педагог знакомит детей с понятием «Цепи питания», наглядно обучает правильному составлению пищевых цепочек в конкретной экосистеме – прикрепляет к панно фигуры представителей живой природы каждой экосистемы.
Слайд 7
Для индивидуальных занятий и занятий в микрогруппах:
Педагог систематизирует знания у детей:
- об экосистемах, представителях живой природы,
- об их приспособленности,
- о составлении звеньев пищевой.
1 вариант: Воспитатель раздает ребенку/детям варианты моделей с изображением животного, растения той или иной экосистемы и предлагает сложить пищевую цепочку (слева-направо) и проговорить о представителях звеньев цепи.
Например, в лесу растет гриб, он является едой для многих животных. В лесу на хвойном дереве, в дупле живет белка, где делает запасы, она растениеядная, поэтому может съесть гриб. Так же, на деревьях обитает куница, хищный зверёк, который может поймать белку и съесть. Затем, ребенок/дети аналогично рассказывают о составленных пищевых цепочках по экосистемам «Луг» и «Водоем».
2 вариант: Воспитатель предлагает трем детям составить пищевую цепочку одновременно по трем экосистемам, выбирая нужные объекты живой природы для своей экосистемы. Первый строит звенья пищевой цепи представителей экосистемы «Лес», второй – «Луг», третий – «Водоём».
Слайд 8
В самостоятельной игровой деятельности:
1 вариант: Ребенок/дети (2-3 человека) рассматривают силуэты представителей живой природы, рассказывают друг другу об их приспособленности, тем самым закрепляя между собой знания об экосистемах и их обитателях. Затем, договариваются, кто на какой экосистеме будет делать пищевые цепи, подбирают варианты моделей с изображением животного, растения для звеньев пищевой цепи, и в конечном итоге, проговаривают кто чем/кем питается.
Например: Ромашка растет на лугу ей нужно много солнца и воды. Бабочка живет на лугу, потому что бабочка пьет нектар ромашки. Трясогузка обитает на лугу, она вьет гнезда в траве и питается насекомыми, поэтому она ест бабочку.
Например: Элодея, это водоросль, которая растет в реке. Карась – растениеядная рыба, дышит жабрами, плавает в пресной реке, поэтому она ест элодею. Щука также, обитает в пресной реке и является хищной рыбой. Плавает ближе к мелководью, где много рыб, лягушек. Щука может съесть карася.
Слайд 9
2 вариант: ребенок/дети выкладывают на панно, рядом с той или иной экосистемой, представителей животных и растений и рассказывают об их приспособленности к экосистеме. Тем самым, они моделируют экосистему.
Слайд 10
Спасибо за внимание!