Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»: социально-нравственная проблематика. Образ маленького человека.
Слайд 2
«И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...» Н.В. Гоголь. «Шинель»
Слайд 3
Повесть «Шинель» была опубликована в 1842 году. Критики (и в первую очередь Виссарион Белинский) восприняли ее как жесткий социальный памфлет, как голос в защиту униженных и оскорбленных. Бедного Акакия Акакиевича трактовали как жертву несправедливой социальной системы, страдающую от бюрократии и произвола. После Гоголя эту же тему (страдания мелкого чиновника от бессердечия чиновников крупных) разрабатывали многие русские писатели. Известный литературовед Дмитрий Чижевский (1894–1977) в 1938 году опубликовал работу «О повести Гоголя “Шинель”», в которой насчитал более сотни рассказов и повестей на эту тему.
Слайд 4
Иллюстрация
Максима Корсакова
Слайд 5
«Шинель» — это притча, где в иносказательной форме показано, как человек — кроткий, смиренный, почти что безгрешный человек! — может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Вся внешняя сюжетная канва — то есть департамент, чиновники, переписывание бумаг, зимние холода в Санкт-Петербурге, портной Петрович, новая шинель, грабители, генерал, простуда, смерть — служит лишь декорациями, на фоне которых ставится духовная драма. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича.
Слайд 6
«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. <…> Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. <…> Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…»
Слайд 7
Иллюстрация
Максима Корсакова
Слайд 8
События разворачиваются в конкретное время — 30-40-е годы XIX века в конкретном месте — Санкт-Петербурге.
Слайд 9
12 декабря (29 ноября по старому стилю) церковь чтит имя преподобного Акакия Синайского. По-русски это имя звучит скорее забавно. И даже кажется, что Николай Васильевич Гоголь, избрал для героя повести «Шинель» это неблагозвучное имя - Акакий Акакиевич Башмачкин - специально, чтобы подчеркнуть никчемность героя и вызвать в читателе жалостливые чувства. Однако житие святого Акакия, которое хорошо было известно Гоголю, открывает нам новые смыслы этой повести.
Слайд 10
Преподобный Акакий Синайский. Фреска. Великий Новгород, XIV в.
Преподобный Акакий Кавсокаливит
Слайд 11
В греческом языке существует прилагательное «άκακος», которое переводится как «незлобивый». Производное от него - имя Акакиос, в русской транскрипции Акакий, означает «беззлобный» и «невинный». Прилагательное без отрицательной частицы «ά» - «κακος» - соответственно обозначает плохой, дурной и творящий зло. Возможно, в древности, давая ребенку имя Акакий, греки пытались подчеркнуть непричастность младенца к злому и греховному. Непричастность как теперь, так и в будущем. Акакий - это человек, лишенный ненависти, полный любви и доброты.
Слайд 12
Акакий Акакиевич в департаменте. Кукрыниксы. 1952
Слайд 13
Герой «Шинели» — образец смирения, он абсолютно лишен тщеславия — порока, противостоящего смирению. В этом он радикально отличается от своих сослуживцев, стремящихся к почестям, выстраивающих карьеру. Трудно не согласиться с доктором филологических наук Сергеем Гончаровым в том, что «...Акакий Акакиевич наделен чертами аскета-подвижника, “молчальника” и мученика... Убогость и “ничтожность” героя, его невзрачность предстают формами отъединенности от мира, его особой отмеченностью, знаком исключительности».
Слайд 14
Иллюстрация
Максима Корсакова
Слайд 16
«С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась проходить с ним жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».
Слайд 17
Иллюстрация
Максима Корсакова
Слайд 18
Когда у него возникла потребность в новой шинели (сама по себе вполне естественная, вовсе не греховная), то все свои душевные силы, все свои устремления он направил на эту шинель. Та оказалась для него не просто предметом одежды, а целью жизни, высшей ценностью. Вещь становится для него идолом. «Он <…> питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Акакий Акакиевич кардинально меняется.
Слайд 19
В 1847 году, известный поэт и литературный критик Аполлон Григорьев (1822–1864) писал: «…В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного…»
Слайд 20
Иллюстрация
Максима Корсакова
Слайд 21
Домашнее задание
Сделать письменный вывод по уроку
* В содержании урока использованы материалы журнала «Фома» о Гоголе Виталия Каплан