Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова»
Музыкальный драматург всея Руси – Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869 гг.)
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»
Автор: обучающаяся 10-го класса Лешова Юлия; руководитель: Колесникова Елена Васильевна
2023-2024 учебный год
Портрет работы К. Е. Маковского (1869)
Слайд 2
210 лет назад на свет появился Александр Сергеевич Даргомыжский – композитор, оказавший ключевое влияние на становление русской оперы, вокализов и романсов. А еще – основоположник критического реализма в музыке, предшественник «Могучей кучки», единомышленник Глинки и Римского-Корсакова.
Детство будущего композитора
Родился Александр Сергеевич 14 (2 по старому стилю) февраля 1813 года в селе Троицкое Белёвского уезда Тульской губернии. Отец – Сергей Николаевич служил чиновником по министерству финансов; мать – Мария Борисовна, урождённая княжна Козловская, сочиняла пьесы для постановки на сцене. С семьей композитора были знакомы петербургские литераторы, представители «Вольного общества любителей словесности, науки и художества».
Родители композитора
Слайд 3
Переезд в Петербург и занятия музыкой
В 1817 году семья переехала в Петербург, где Даргомыжский начал обучаться музыке.
Первым его учителем была Луиза Вольгенборн. В 1821‑1828 годах Даргомыжский учился у Адриана Данилевского. В этот же период Даргомыжский начал осваивать игру на скрипке. Достигнув определённого мастерства, мальчик стал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях.
Портрет молодого композитора
Слайд 4
Вскоре музыкант потерял интерес к скрипке. Юный композитор написал ряд фортепианных произведений, романсов, некоторые из них были изданы.
Это такие произведения для фортепиано, как «Марш», «Контрданс», «Меланхолический вальс», «Казачок» и некоторые романсы и песни: «Светит месяц на кладбище», «Кубок янтарный», «Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья».
В это же время он знакомится с литераторами Василием Жуковским, Львом Пушкиным (братом поэта Александра Пушкина), Петром Вяземским, Иваном Козловым.
Слайд 5
Даргомыжский и Глинка
Весной 1835 года Даргомыжский знакомится с великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой, с которым музицировал на фортепиано в 4 руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Их дружба продолжалась 22 года до самой кончины Глинки в 1857 году.
Слайд 6
Первая опера «Эсмеральда»
Побывав на репетиции готовящейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал написать своё крупное сценическое произведение. Композитор обращается к произведению Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
В 1841 году появляется первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», пролежавшая в дирекции императорских театров несколько лет. После премьеры в 1848 году быстро сошла со сцены и была всеми забыта.
Но недавно, 4 ноября 2020 года в коммерческом музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Даргомыжского «Эсмеральда».
Постановка оперы «Эсмеральда» на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера», 2004 год.
В роли Эсмеральды Александра Ляпич
Слайд 7
Творческая дружба с композиторами «Могучей кучки»
В середине 1850-х годов А.С. Даргомыжский стал членом творческого содружества композиторов, известного сразу под тремя названиями: Новая русская музыкальная школа, Балакиревский кружок и, наконец, «Могучая кучка». Этот союз объединял людей разных профессий и разной судьбы, посвятивших себя музыке. Их признанным лидером стал М.А. Балакирев, в доме которого они по преимуществу и собирались. Здесь все чувствовали себя на равных, потому что и Балакирев, и его друзья Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, и те, кто присоединился к ним позднее, – были единомышленниками.
Слайд 8
Даргомыжского привлекало то, что члены «Могучей кучки» были поборниками народности в искусстве. Балакиревский кружок принял маститого композитора, считая его наследником Глинки.
«Великий учитель музыкальной правды» – так отозвался о Даргомыжском близкий ему по духу Мусоргский.
«Могучая кучка». Балакиревский кружок.
Худ. А. М. Михайлов. 1950 год
Слайд 9
К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка»(1855 г.). Опираясь на текст одноимённой незаконченной пьесы
А. С. Пушкина, композитор сам написал либретто. «Русалка» – первая русская опера в характере психологической бытовой музыкальной драмы. Основная задача, поставленная композитором, – отражение духовного мира героев, их переживаний и характеров.
Слайд 10
«Каменный гость» – последняя опера композитора
В 1866 году Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Выбор композитора останавливается на 3-й из «Маленьких трагедий» Пушкина «Каменный гость». Работа над ней затянулась на несколько лет. Она прерывалась заграничной поездкой в Европу, где музыкант посетил Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон. Там же состоялось исполнение произведений композитора на европейской сцене («Малороссийский казачок», увертюра к опере «Русалка»).
Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих произведений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя».
Постановка оперы «Каменный гость» на сцене Большого театра СССР, 1959 год
Слайд 11
В 1866 году здоровье композитора стало ухудшаться. В 1867 году он пишет: «О себе не могу сказать ничего утешительного. Болезнь моя, кажется, усиливается. Послезавтра обещал ко мне быть Боткин. Будет ли от него толк – Бог ведает».
Слайд 12
5 января 1869 года Даргомыжский умер, оставив оперу «Каменный гость» не оконченной. По его завещанию, она была завершена композитором Кюи и оркестрована Римским-Корсаковым.
В 1872 году композиторы «Могучей кучки» добились постановки оперы сцене Мариинского театра в Петербурге.
Слайд 13
Жены и детей у композитора не было. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро‑Невской лавры (Некрополь мастеров искусств), неподалёку от могилы Глинки.
Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)
Слайд 14
Значение творчества композитора
Взгляды Даргомыжского сложились в период 30-40х.гг. XIX столетия, время бурного развития русской культуры. Он чутко откликался на все передовое, прогрессивное в русском искусстве. В своем творчестве он был близок к демократическим писателям и художникам России. Особенно тесны связи вокальной музыки Даргомыжского с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым. Не случайно лучшие творения Даргомыжского написаны на стихи Пушкина и Лермонтова.
Слайд 15
В творчестве Даргомыжского центральное место занимают романсы и оперы. Камерно вокальную музыку композитор сочинял на протяжении всей жизни: он написал свыше ста романсов, песен, вокальных ансамблей. Эти жанры были для Даргомыжского своеобразной творческой лабораторией – в них формировался его музыкальный язык. Самые известные романсы - «Я вас любил» (на стихи А. С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова). Они проникнуты тонким лиризмом, настроением одиночества.
Слайд 16
В творчестве А. С. Даргомыжского появился новый жанр вокальной лирики – сатирическая песня. Яркие примеры подобных произведений – песни «Червяк» и «Титулярный советник» (обе 50 е гг.). Используя речитатив, приближающийся к естественной речи, композитор нарисовал выразительные социальные портреты.
Слайд 17
В ХХ веке интерес к музыке композитора возродился. Оперы Даргомыжского ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые произведения вошли в антологию русской симфонической музыки. Его романсы стали частью репертуара певцов.
Слайд 18
Увековечивание памяти композитора
На территории муниципального образования Арсеньевский район Тульской области установлен памятник Даргомыжскому работы скульптора Вячеслава Клыкова. Он был первым и до 2013 года единственным в мире памятником Даргомыжскому.
Детской музыкальной школе № 50 г. Москвы присвоено имя А. С. Даргомыжского; с 2002 года имя композитора носит Детская школа искусств города Вязьма.
Документальный биографический фильм: «Слыхали ль вы? Александр Даргомыжский. Истории из жизни российских музыкантов» Автор Т.Слюсаренко; Режиссёр А.Торстенсен; Телекомпания «Вектор-Русь», ГТРК «Культура», 2008 рассказывает о творческом пути композитора.
Имя композитора носит Тульский колледж искусств.
Слайд 19
В год празднования 200-летия Александра Даргомыжского в Вязьме Смоленской области состоялась торжественная церемония открытия памятника знаменитому композитору (26 мая 2013г.), скульптор И. Чумаков.
Во многих городах России есть улицы, носящие имя композитора: Апрелевка, Астрахань, Бор, Владимир, Иркутск, Липецк, Магнитогорск, Нижний Новгород, Новосибирск, Новокузнецк, Пушкино, Темрюк, Тюмень, Шахты, Донецк, Луганск, в Воронеже – переулок Даргомыжского.
В Харькове, на Украине, также есть улица Даргомыжского.
Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Даргомыжского. 2 рубля, серебро, 2013 год
Почтовая марка СССР, 1963 год
Слайд 20
Литература
Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино / Глав. Ред. Володин – М.: Аванта+, 2000.
Интернет-источники
1. https://go.zvuk.com/stati/muzykalnyi-dramaturg-vseya-rusi-tvorcheskii-put-a-s-dargomyzhskogo.htm
2. https://ria.ru/20130214/922497976.html
3. https://yandex.ru/video/preview/9155407193117193962
4. https://my.mail.ru/mail/cheremisina52/video/2/9563.html?from=videoplayer
Слайд 21
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/741/740340/740340_html_m7887ecf2.jpg
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/135/618/135618927_0_67292_e3d13e38_XXXL.png
https://0.s3.envato.com/files/37454726/Music%2004%20Inline.jpg
http://pu.i.wp.pl/bloog/66637643/51201143/186_Sa_orig.png
Вы можете использовать
данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
автора шаблона:
Бейгул Ольга Куприяновна
учитель музыки ГБОУ «АООШ І-ІІІ ступеней №2» ЛНР
Луганской области г. Антрацит
http://easyen.ru/index/8-28799