Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Нарушения психомоторного развития детей первых лет жизни.
Выполнили студенты
Группы ЗФ-209-101-3-1
Григорьева Полина
Политенчук Юлия
Тарасенкова Анастасия
Дамаева Алина
Изиляева Лариса
Слайд 2
ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности. С чем сравнивать и знакомство с ПМР-календарем Многие из молодых родителей часто отнекиваются от поучений и замечаний старших поколений, мол, пусть развивается так, как природе угодно или каждый индивидуален, у каждого по-своему.
Слайд 3
Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года
Первый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на блестящие и яркие предметы2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме)3. Способен держать головку в лежачем положении4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит
Второй месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума2. Следит за предметами3. Способен держать головку в вертикальном положении4. Реагирует на речь
Слайд 4
Третий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу»2. Тянется к игрушкам3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете4. Хорошо держит голову5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного»
Четвёртый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок2. Тянется за игрушкой3. Смеётся4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение
Пятый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми)3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек
Слайд 5
Шестой месяц:
1. Играет с игрушкой, берёт её из одной руки в другую2. Активно переворачивается со спины на животик3. По-разному реагирует на родных и чужих4. «Просится» на ручки
Седьмой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку2. Способен сам держать спинку3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.
Восьмой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «Ба», «Па», «Ма»4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста
Слайд 6
Девятый месяц:
1. Стоит, если держать за ручку2. Самостоятельно играется с игрушками3. Специально кидает и следит за падением4. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».5. Произношение звуков становится удвоенным
Десятый месяц:
1. Играет с другими детками2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону»3. Говорит первые слова4. Способен сам ходить, держась за опору
Год:
1. Говорит от 5 и более слов2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять4. Способен долго играть с игрушками5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.
Одиннадцатый месяц:
1. Проявляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками2. Способен самостоятельно стоять3. По разному реагирует на знакомых4. Машет ручками в знак приветствия и прощания
Слайд 7
Благодаря постоянному наблюдению за развитием своего ребёнка, согласно психомоторному календарю, вы на ранних стадиях сможете выявить заторможенность, нормальность или ускорение развития. Помните, что в случае задержки более месяца психомоторного развития вашего ребёнка следует немедленно обратиться к врачу!
Слайд 8
Критерии психомоторного развития
-моторика,
-статика,
-условно-рефлекторная деятельность (1 сигнальная система),
-ВНД.
Моторика (движение) - целенаправленная, манипулятивная деятельностьребенка.
Для здорового новорожденного ребенка характерны:
физиологический мышечный гипертонус и на этом фоне сгибательная поза;
движения хаотичные, атетозоподобные (дрожащие);
- тремор и гипертонус уходят после 1 мес жизни.
Слайд 9
Условно-рефлекторная деятельность - адекватная реакция ребенка нараздражающие факторы окружающей среды и собственные потребности. Главный рефлекс у новорожденного - пищевая доминанта; к концу 1 месребенок рассматривает лицо матери; на 2 мес- улыбается, на 3 мес - радостноедвижение руками при виде матери.
Признаки динамичны во времени.
оральное внимание: если ребенку в 4-5 мес показать игрушку, он широкооткрывает рот; в 8 мес – ребенок должен потянуться за игрушкой; наличиеорального внимания в 1 год свидетельствует о задержке ПМР;
комплекс оживления: радость при виде родителей, незнакомых людей – в 4-5мес; в 8-9 мес ребенок должен радоваться родителям + негативное отношение кпосторонним.
Слайд 10
К признакам УРД относятся слуховое и зрительное сосредоточение.
для оценки слуха: ударить руками на расстоянии 30-40 см сбоку от ребенка→ должен моргнуть;
для оценки зрения: провести ярким предметом на высоте 30 см над глазами содной стороны на другую→ должен следить;
до конца 1-го года возникает сенсорная речь ( понимание отдельных слов);- речь появляется на 4-6 нед – аукание; первые звуки – гуление (а,гу, э-э);- в 6 мес – отдельные слоги (ба-ба, ма-ма), ребенок не понимает смысла (лепет);
-к 1-му году – в запасе 8-12 слов + понимание их смысла (дай, мама);- в 3 года – 300 слов, краткие предложения.ВНД - признак созревания умственной способности и интеллекта человека.
Окончательный вывод о состоянии ВНД возможно сделать в 5-6 лет.
Слайд 11
Несмотря на различный темп созревания каждой функциональной системы на разных этапах возрастного развития ребенка, его мозг во все периоды жизни работает как единое целое, что предполагает формирование межсистемных связей. Развитие межсистемных связей в нормальном онтогенезе начинается в первые месяцы жизни ребенка. Затем их развитие осуществляется все интенсивнее. Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенности его поведения, которые характерны для отставания психомоторного развития. В особо тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к окружающему; или же его действия с предметом могут иметь характер стереотипии —длительных и однообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучит предметом о предмет, раскачивается, размахивает руками перед глазами и т. д. Подобное поведение характерно для детей с различными отклонениями в психическом развитии.
Слайд 12
Если у малыша имеется двигательная или сенсорная недостаточность, то у него прежде всего нарушено формирование восприятия предметов окружающего мира. Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрезмерная длительность латентного периода могут указывать на нарушения слуха. У детей с отклонениями в развитии реакции на звук могут отсутствовать, быть неярко выраженными, фрагментарными или патологическими. У детей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные отклонения в психическом развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все окружающие стимулы отсутствуют. Слабость или отсутствие голосовых реакций, или носовой оттенок голоса характерны для поражения речедвигательной мускулатуры, что в дальнейшем может привести к речевым расстройствам.
Слайд 13
На этапе развития (6—9 мес.) у детей с отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе проявляются: полное безразличие к общению со взрослым (умственная отсталость, выраженная задержка психического развития, аутизм); общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместо ориентировочной реакции и игрового манипулирования (задержка психического развития); чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая общению (врожденная детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).Для диагностики отклонений развития на данном возрастном этапе важное значение имеет оценка реакции ребенка на обращенную речь.
Слайд 14
В период возрастного развития ребенка первого года жизни (9—12 мес.) при отставании в психическом развитии у ребенка отсутствует адекватная реакция на незнакомого человека, нет интереса к игрушкам, не выражена реакция на новизну, нет познавательных и дифференцированных эмоций. Мимика таких детей однообразна, улыбка носит подражательный характер и возникает в ответ на любое улыбающееся лицо взрослого, у них может наблюдаться недифференцированный комплекс оживления и автоматическое зрительное прослеживание. При отставании психического развития ребенок на этом возрастном этапе не понимает обращенной речи и не начинает говорить сам. Для многих детей с отклонениями в развитии характерно задержанное формирование гностических функций.
Слайд 15
Особенности развития умственно отсталых детей (1-3 года)У некоторых умственно отсталых детей развитие прямохождения происходит в те же сроки, что и у нормально развивающихся. Но у многих из них овладение ходьбой задерживается на длительный срок, иногда до конца раннего возраста. Кроме того, их движения, как правило, отличаются от движений детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений. У умственно отсталых детей раннего возраста предметная деятельность не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе и к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют ими. Кроме того, эти манипуляции перемежаются неадекватными действиями (стучит ложкой по столу, бросает машинку, куклу и т.д.).
Слайд 16
Для оценки состояния НС у новорожденного и ребенка грудного возрастаоценивается выраженность безусловных рефлексов (стойкие, транзиторные,установочные).Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации. Известна роль семьи, эмоционально-положительного общения ребенка с окружающими взрослыми для его нормального психического развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого оказывается мало: они с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.
Слайд 17
Спасибо за Внимание !!!