Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Готовимся к ЕГЭ
по русскому языку
Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1»
Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Задание типа А 21
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
Слайд 2
продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку;
отрабатывать навык выполнения задания типа А 21;
систематизировать знания о структуре простого
предложения с вводными словами;
учить правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Цель урока:
Слайд 3
Вводные слова — это слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь, т.е. к ним не идёт вопрос от членов предложения.
Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.
Несмотря на то, что вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут являться частью его структуры. При этом они выражают противительные (впрочем), уступительные (правда), разделительные (может) и другие виды отношений.
ЧТО ТАКОЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА
Слайд 4
Вводные слова могут указывать на
ЗНАЧЕНИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ
различную степень
уверенности конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно и др. — большая степень уверенности; кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй и др.— меньшая степень уверенности, предположение
различные чувства к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению и др.
источник сообщения по сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо)
порядок мыслей
и их связь во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.;
следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так и др.
замечания о способах оформления мыслей одним словом, иначе говоря, лучше сказать
Слайд 5
Вводные слова и предложения обычно выделяются запятыми:
Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал. (А.Пушкин).
Примечания:
1. Если вводное слово находится в абсолютном начале или конце обособленного оборота, то запятой от обособления оно не отделяется:
Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно беспрестанно употребляемыми. (Л.Толстой).
2. Если две вводные конструкции стоят рядом, то между ними ставится запятая, т.е. возникают определенные отношения однородности:
Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения? (А.Чехов).
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
Слайд 6
Не являются вводными словами
и не выделяются запятыми:
авось, бишь, будто, буквально, ведь, вдобавок, в довершении всего, вдруг, в начале, в конечном счёте, вообще, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, именно, исключительно, как бы, как будто, как раз, к тому же, мало-помалу, между тем, однажды, почти, примерно, приблизительно, притом, просто, по предложению, по постановлению, по решению, решительно, словно, с тех пор, поэтому, якобы.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
Слайд 7
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
Слово «НАКОНЕЦ» не является вводным словом и не выделяется запятыми в значении «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего»:
Наконец все дела были закончены.
Слово «ОДНАКО» не является вводным словом и не выделяется запятыми, если в предложении стоит на первом месте или имеет значение противительного союза:
Однако нам пора собираться в путь.
Я не надеялся на встречу, однако (= но) она состоялась.
Слайд 8
УМЕЙТЕ ОТЛИЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА
ОТ СКАЗУЕМОГО
ВВОДНЫЕ СЛОВА СКАЗУЕМОЕ
Я, кажется, ошибся в своих расчётах.
Видно, друзья мои давно догадались обо всём.
Завтра после уроков, может быть, мы пойдём в кино. Новая мысль поначалу всегда кажется верной.
Впереди сквозь листву деревьев видно лесное озеро.
Врач сейчас может быть в своём кабинете.
Вводные слова не вступают с членами предложения в грамматическую связь, т.е. к ним не идёт вопрос от членов предложения.
Слайд 9
Задания по данной теме в КИМах сформулированы следующим образом:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
НАПРИМЕР:
Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 2 4) 1, 3
2) 3, 4
Слайд 10
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении (-ях) должны стоять запятые?
Несомненно (1) есть великие люди, рядом с которыми все кажутся мелкими (2) однако (3) поистине (4) велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) I, 2 4) 3
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было
для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1,2 3) 3. 4 4) 1,3
3) 1, 2
2) 1, 2
Слайд 11
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Анатолий Федорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
1) 1,2,3,4
Память о том, как принял его первую книгу Белинский, осталась с Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта критиком.
1) 1,3 2) 3,4 3) 1,2 4) 1,2,3,4
3) 1,2
Слайд 12
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна разница между тогдашним разговорным и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.
1)1,2,3,4 2) 3,4 3) 1,2 4) 1,3
В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.
1) 3,4,5 2) 3,4,5 3) 4,5 4) 2,3,4,5
2) 1,2,3,4,5
1) 1,2,3,4
Слайд 13
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении (-ях) должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать». 1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,2 4) 3,4
1) 1,2,3,4
В жаркий июльский полдень (1) словно (2) все замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жара.
1) 1,2,3,4 2)2 3) 3,4 4) 1,3
3) 3,4
Слайд 14
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Мы ждали два дня и (1) наконец (2) решили отправить в управу письмо. Однако в ближайшее время рассмотрение нашей жалобы возможно (3) по-видимому (4) лишь при удачном стечении обстоятельств.
1) 3 2) 1,2,3,4 3) 1,2 4) 3, 4
4) 3,4
Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.
1) 1, 2 2) 1,3 3) 3,4 4)1,2,3,4
4) 1,2,3,4
Слайд 15
Роман Лермонтова (1) несомненно(2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные(3) на мой взгляд(4) повести и несколько рассказов, но не роман.
1)1,2 2)3,4 3)1,2,3 4)1,2,3,4
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
А 21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
4) 1,2,3,4
Утро настало, но дождь (1) к сожалению (2) не прекратился. Самое трудное – увидеть то, что у тебя перед глазами, хотя это (3) видно (4) всем.
1)1 2)2 3)1,2 4)2,3,4
3) 1,2
Слайд 16
Всем
спасибо
за работу!
Слайд 17
Иванова Ю.С. ЕГЭ. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2008.
Новикова Л.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009.
Кабинет русского языка
http://kucenkova.ucoz.ru/index/a21/0-15
Использованный материал