Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Повторение темы «Чужая речь»
Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
К.Г. Паустовский
Слайд 2
Цели урока:
Обобщить сведения о предложениях с прямой речью, полученные в 5-7 классах;
Познакомиться с понятием «чужая речь»;
Рассмотреть понятие «косвенная речь»;
Сформировать умение различать прямую и косвенную речь, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.
Слайд 3
Что такое чужая речь?
Чужая речь – это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование.
Способы передачи чужой речи:
1. Прямая речь
2. косвенная речь
Слайд 4
Прямая речь –это речь какого-либо лица, передаваемая от его имени
Вспомним схемы предложений с прямой речью:
«П,» -а. «П!» –а. «П?» –а
А: «П». А: «П!» А: «П?»
«П, -а, -п. » «П, -а. –П. » «П? -а. –П.» «П! -а. –П.»
Слайд 5
Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные схемы.
1.Восприятие чужих слов, особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка. А.Сумароков
2. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен... А.Куприн
3.Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
К.Паустовский
Слайд 6
Косвенная речь –это речь какого-либо лица, сообщаемая от его имени
1.В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные способы перестроения прямой речи в косвенную.
Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. В.Короленко
Берегите чистоту языка как святыню.
И.Тургенев,
Язык есть вековой труд целого поколения.
В.Даля
Слайд 7
1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.
«Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
Командир приказал: «Огонь!»
«Который час?» – спросил я.
Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
Слайд 8
2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.
Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
Врач спросил, какая у меня была температура.
Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
Слайд 9
3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи.
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
Меня спросили, где я раньше работал?
Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Слайд 10
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?
Слайд 11
Это интересно
В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот одна из историй: Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установку статуи. Каким образом?
Слайд 12
Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи в нём используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.
Калуша бирит калушатам Калушаточки! И бирят калушата. А Калуша Инда ,калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата. Не, не яем. АБВ трямкают? Ни. АБВ дюбые? Ни,ни! Бирит Калуша. Яйте: АБВ- абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши. Калушата аж блуки вымзили Абвука? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво!
Слайд 13
Проверим
Калуша бирит калушатам:
-Калушаточки!
-И, -бирят калушата.
А Калуша:
-Инда, калушата, побирим об АБВ! Яете АБВ?
-АБВ? –волят калушата.
-Не, не яем. АБВ трямкают?
-Ни.
-АБВ дюбые?
-Ни, ни! –бирит Калуша.
-Яйте :АБВ - абвука! Без АБВ калушата не высяпают в калуши.
Калушата аж блуки вымзили:
-Абвука?
А Калуша волит:
-Без абвуки на напушке некузяво!
Слайд 14
Подведём итоги
Что вспомнили?
Что узнали нового?
Что показалось трудным?
Как оцениваете свою работу?