Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Истоки европейского Просвещения
Век Просвещения – период конца XVII – конца XVIII в., связанный с развитием научной, философской и общественной мысли; распространение знаний и идей свободы человека.
Просвещение затронуло многие страны Европы: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию, а также Северную Америку.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) называл Просвещение выходом человека из состояния несовершеннолетия, то есть неспособности пользоваться рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Таким образом, мыслитель отмечал, что к XVIII в. человечество стало пользоваться разумом для объяснения окружающего мира.
Слайд 3
Чему учили просветители
Просветители преклонялись перед разумом и считали, что только разумные объяснения могут быть правдивыми. Все предрассудки и суеверия, вера в волшебство, ведьм просветителями отвергались и осуждались. Некоторые даже отвергали религию, считали её противоречащей науке, хотя большинство просветителей всё-таки верили в Бога.
Большое значение просветители придавали образованию, ведь именно оно способно дать знания и вооружить человека против суеверий. Просветители писали труды по педагогике, рассуждали о том, как воспитать разумного человека.
Слайд 4
Каким виделось просветителям устройство общества? Разумным признавалось то общество, в котором люди наделены естественными правами: на жизнь, на свободу, на собственность.
Естественные права — неотъемлемые права, которыми наделяется каждый человек от рождения.
Слайд 5
Как распространялись идеи Просвещения
В отличие от гуманистов, просветители стремились донести свои взгляды до широкого круга людей. Деятели Просвещения часто появлялись в салонах богатых и знатных людей, где вели беседы, читали свои произведения. Распространению идей Просвещения способствовали также многочисленные газеты, которые стали тогда популярными в Европе. Во Франции на протяжении почти 30 лет издавалась Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел. Как отмечали сами издатели, «Цель Энциклопедии — объединить знания, рассеянные по поверхности земной, изложить их в общей системе для людей, с которыми мы живём, и передать их людям, которые придут за нами». Многие просветители состояли в переписке с европейскими монархами и пытались убедить их в необходимости преобразований, улучшения жизни народа.
«Чтение трагедии Вольтера "Китайский сирота" в салоне госпожи Жофрен». А. Лемонье
Слайд 7
Как изменилась жизнь людей под влиянием идей Просвещения
Просвещение способствовало дальнейшей секуляризации общественной жизни. Уже упоминавшийся Вольтер открыто заявлял, что не верит в Бога, хотя большинство просветителей не разделяло его убеждений. Всё же в сознании людей утверждалась мысль, что их судьба зависит не только от Бога, но и от их собственных усилий. Этому способствовал протестантизм, широко распространившийся с XVI в. Он учил, что предприимчивость и деловая активность угодны Богу, а успех в делах — знак божественного участия в судьбе человека.
Секуляризация — освобождение культуры и сознания людей от влияния церкви.
Слайд 8
Как изменилась жизнь людей под влиянием идей Просвещения
Распространение знаний о болезнях и появление лекарств способствовало росту населения. Например, во второй половине XVIII в. стали делать прививки от оспы — заразной болезни, которая часто приводила к смерти. Люди всё чаще обзаводились индивидуальной посудой и столовыми приборами, а не ели из общего котла. Это тоже способствовало улучшению здоровья.
В некоторых странах под воздействием идей Просвещения стали открываться школы для слепых и глухих.
В XVIII в. в повседневную жизнь людей вошли кофе, сахар, чай, шоколад. Широкое распространение получили карманные часы, зонтики, зеркальца и другие предметы, без которых люди с того времени не представляли себе жизнь. Эти мелкие на первый взгляд новшества говорили об улучшении жизни простых людей.
Идеи Просвещения серьёзно изменили жизнь людей. Благодаря им широко распространилось образование, утвердились представления о естественных правах человека, усилился процесс секуляризации сознания.
Слайд 9
Английское Просвещение
Первой в эпоху Просвещения вступила Англия. События Английской революции XVII в. заставили мыслителей задуматься о многих вещах. Гражданская война, суд над королём Карлом I и его казнь, реставрация Стюартов и их последующее изгнание, приглашение на престол другого монарха — обычным людям было над чем подумать. В чём-то взгляды английских мыслителей сходились, а в чём-то оказались противоположными.
Слайд 10
Томас Гоббс
Ещё в середине XVII в. Томас Гоббс (1588–1679) выпустил книгу «Левиафан». Так называлось библейское чудовище, рядом с которым человек казался ничтожным. Таким Левиафаном Гоббс считал государство, которому, по мысли философа, нужно было беспрекословно подчиняться. Если этого не делать, то общество вернётся в своё древнее состояние хаоса, «войны всех против всех». Гоббс считал, что люди равны от природы, но видел в этом равенстве источник конфликтов: «Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. <…> Если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоём, они становятся врагами». Удержать людей от вражды может только государство. Даже самая жестокая и несправедливая власть, на взгляд Гоббса, была лучше всеобщего беспорядка.
Слайд 11
Джон Локк
Со многими взглядами Гоббса был не согласен Джон Локк (1632–1704). Вслед за Гоббсом он считал, что до образования государства было много насилия и несправедливости. Это и заставило людей заключить общественный договор и создать государство. Люди отказывались от части своих прав в пользу правителя или законодательного органа в обмен на защиту и безопасность. Этот договор являлся священным, однако если правитель будет злоупотреблять властью, то народ получит право на сопротивление произволу. Локк был одним из первых мыслителей Нового времени, высказавших эту мысль. Про философа стали говорить, что он «укротил Левиафана».
Слайд 12
Джон Локк
Общественный договор — учение, согласно которому государство возникло в результате соглашения между людьми, что одни будут править и обеспечивать порядок, а другие — подчиняться общим правилам.
Локк также высказал мысль о разделении властей. Если правитель государства будет сам издавать законы и следить за их исполнением, то он сможет не подчиняться тем правилам, которые ему невыгодны. Поэтому Локк считал необходимым разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную. При этом законодательная власть должна быть выше остальных.
Локк также был защитником частной собственности и таких свобод человека, как свобода слова и свобода вероисповедания.
Слайд 13
Шотландца Адама Смита (1723–1790) больше интересовали вопросы экономики. Свои взгляды он изложил в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит считал естественным стремление каждого человека к личной выгоде, богатству. По его мнению, государство должно поддерживать это стремление, установив лишь определённые рамки — законы. В этих условиях люди обязательно найдут самые лучшие способы устройства хозяйственной жизни.
Адам Смит был убеждён, что погоня предпринимателя за личной выгодой полезна для всего общества. «Невидимая рука» рынка, то есть стремление к прибыли, сама будет подталкивать людей к производству того, что необходимо остальным. Государству остаётся лишь поддерживать порядок, защищать конкуренцию и частную собственность, заботиться о народном благе.
Залогом богатства нации Смит считал не золото, а труд. Он делил труд на производительный и непроизводительный. Производительным он называл труд рабочего. Рабочий создаёт товар, который можно продать и получить от этого прибыль. Непроизводительным Смит считал труд государя, офицеров, чиновников, священников, юристов: «Их деятельность, как бы почётна, полезна или необходима она ни была, — отмечал экономист — не производит решительно ничего, за что потом можно было бы получить равное количество услуг».
Смит также указывал на эффективность разделения труда. Он утверждал, что если разбить производство какого-либо товара на отдельные, простейшие операции, то это будет в сотни и тысячи раз эффективней, чем заставлять одного работника производить товар от начала до конца.
Слайд 14
20 фунтов стерлингов (британская банкнота) с изображением Адама Смита и булавочной мануфактуры
Учение Смита — его иногда называют политической экономией — повлияло на идеи многих экономистов XIX и даже XX в.
Слайд 15
В конце XVIII в. английский экономист Томас Мальтус (1766–1834) высказал мысль о том, что рост численности населения рано или поздно приведёт к тому, что ресурсов планеты на всех не хватит. Он рассуждал: «Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители, чего он может обоснованно требовать, и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться, и не замедлит сама привести свой приговор в исполнение». Выход из этой ситуации Мальтус видел в ограничении рождаемости. Он также был сторонником войн. Многим такие мысли показались жестокими и бесчеловечными, хотя у теории Мальтуса были и есть сторонники.
Многие идеи английских просветителей получили широкое распространение. Теорией общественного договора и идеей разделения властей активно пользовались мыслители Европы и Америки даже много десятилетий спустя. Учение Адама Смита о «невидимой руке» рынка, его взгляды на труд и стремление к богатству побуждали многих людей заниматься предпринимательством, которое стало восприниматься как достойное занятие.
Слайд 16
Вольтер (1694–1778) — настоящее имя Франсуа Мари́ Аруэ — был, без сомнения, самым известным просветителем. Он родился в семье чиновника и начал свой путь к успеху в качестве литератора. Его произведения отличались едкой сатирой. За насмешки над аристократами Вольтер дважды попадал в парижскую тюрьму Бастилия и даже был избит лакеями одного знатного человека. В 1720-е гг. Вольтер побывал в Англии, познакомился с её государственным устройством и работами английских просветителей.
Философ нещадно критиковал католическую религию, считал её обманом и даже призывал «раздавить гадину». Однако мыслитель признавал и пользу религии. Он считал, что религия помогает поддерживать порядок в обществе. Вольтеру принадлежат слова: «Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».
Слайд 17
Вольтер был убеждённым монархистом, хотя и выступал против абсолютизма. Он полагал, что монарх должен чтить законы и стремиться к благу своего народа, то есть быть просвещённым.
В чём была причина неимоверной популярности Вольтера? Многие мысли он излагал в форме трагедий, комедий, философских романов, стихов, используя свой острый литературный слог. Многие его произведения запрещались во Франции, Вольтеру запретили жить в Париже. Тем не менее книги мыслителя читались в салонах знатных людей, его комедии и трагедии ставились в театрах. Всё это принесло Вольтеру немало последователей, известных как вольтерианцы. Дружбой с ним гордились прусский король Фридрих II, российская императрица Екатерина II, шведский король Густав III.
Историк С. Д. Артамонов отмечал: «Вольтер был просветителем Европы в самом прямом смысле этого слова, её духовным наставником. Он писал о себе: “У меня нет скипетра, но есть перо” и, пользуясь чудодейственной силой этого пера, он преображал сознание своих современников».
Слайд 18
Жан-Жак Руссо
Говоря о государстве, французские философы во многом повторяли и развивали идеи англичан Т. Гоббса и Дж. Локка.
Жан-Жак Руссо (1712–1778) добавил к идее общественного договора мысль о народном суверенитете. Именно народ, по мысли философа, является носителем законодательной власти, и никто не может лишить его этой власти.
Слайд 19
Народный суверенитет — полновластие народа, то есть обладание народом средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.
Естественный человек — в представлении многих просветителей — человек, воспитанный в соответствии со своими природными способностями, живущий в гармонии с природой и занимающийся физическим трудом.
Слайд 20
Шарль Луи Монтескье
Шарль Луи де Монтескьё (1689–1755) вслед за Дж. Локком утверждал необходимость разделения власти (именно Монтескьё ввёл термин «разделение властей») на три самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. По мысли Монтескьё, законодательная власть должна принадлежать избираемому народом парламенту, исполнительная — королю и правительству, судебная — независимым судьям.
Слайд 21
Германское Просвещение
Одним из первых идеи Просвещения начал воплощать в жизнь прусский король Фридрих II Великий (1740–1786). Он отличался любовью к искусству и философии: (король сам сочинял стихи, прозу и музыку, прекрасно играл на флейте;), был неутомим в решении государственных дел и бережлив.
«Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси». А. Менцель
Слайд 22
Долгое время Фридрих II состоял в переписке с Вольтером и даже приглашал французского просветителя к себе в гости. Стоит отметить, что на взгляды прусского короля также оказал влияние немец Самуэль фон Пуффендорф, во многом предвосхитивший идеи французских мыслителей. Пуффендорф считал, что законы должны соответствовать законам разума и справедливости, и разделял учение Т. Гоббса и Дж. Локка о естественных правах и общественном договоре.
Вступив на престол, Фридрих II отменил цензуру и пытки, издал указ о веротерпимости. Была проведена судебная реформа, в результате которой судебная власть была отделена от исполнительной. Судам предписывалось решать дела, основываясь на единых требованиях закона и справедливости, невзирая на сословные привилегии. Вместе с юристами Фридрих II навёл порядок в прусских законах. В 1763 г. в Пруссии было введено обязательное начальное образование для всего населения. Король Пруссии даже пытался отменить крепостное право в одном из районов страны, но натолкнулся на сильное сопротивление дворянства.
Фридрих II покровительствовал наукам и искусству. При нём была создана Академия наук, первая публичная библиотека в Берлине, построено здание Берлинской оперы. В пригороде Берлина Потсдаме был возведён дворец Сан-Суси (в переводе с французского — «без забот») — любимая резиденция прусского короля.
Слайд 23
«Фридрих II наблюдает за сбором картофеля» Р. Миллер
Слайд 24
Фридрих II
Могила Фридриха II находится в Сан-Суси, и немцы до сих пор приносят на неё… клубни картофеля. Так жители Германии выражают благодарность за то, что король познакомил их с этим растением. В XVIII в. прусские крестьяне относились к картофелю с подозрением и не хотели выращивать его. Тогда Фридрих II пошёл на хитрость. Он объявил, что картофель могут есть только члены королевской семьи, а вокруг картофельных полей велел выставить охрану. Это вызвало у крестьян любопытство, и они начали потихоньку воровать клубни картофеля с королевских полей. Солдаты, охранявшие картошку, по приказу короля смотрели на воровство сквозь пальцы. Так картофель постепенно распространился в Пруссии, а затем и в остальных немецких землях.
Слайд 25
В 1740-е гг. начались преобразования и во владениях австрийских Габсбургов. Мария-Терезия (1740–1780) ввела подоходный налог, который были обязаны платить в том числе духовенство и дворяне. Она ограничила власть дворян над крестьянами, хотя так и не отменила крепостное право. Как и Фридрих II, Мария-Терезия запретила пытки и ограничила смертную казнь, а также способствовала распространению начального образования. Императрица способствовала распространению в своих владениях прививок против оспы.
Реформы Марии-Терезии продолжил её сын Иосиф II (1780–1790). Он отменил крепостное право, издал указ о веротерпимости, закрыл около 100 монастырей, владения которых перешли к государству. При этом Иосиф II выступал против самоуправления и вольностей разных частей своей империи (Чехия, Венгрия, Трансильвания и др.) и насаждал немецкий язык как общегосударственный.
Слайд 26
«Иосиф II пашет землю». Картина XVIII в.
Слайд 27
Густав III – король Швеции
В Швеции идеи просвещённого абсолютизма воплощал король Густав III (1771–1792). В начале века эта страна была одной из сильнейших в Европе. Молодой король Карл XII (1697–1718) почти всю жизнь провёл в войнах. В 1700 г. разразилась Северная война, в которой Швеции противостояли Россия, Саксония, Речь Посполитая и Дания. Изначально успех способствовал шведам, но затем победы сменились поражениями. Решительная победа над сухопутной армией Швеции была одержана русскими войсками в ходе Полтавской битвы в (1709 г). Карл XII не дожил до конца войны, которая закончилась в 1721 г. поражением Швеции.
«Густав III во время переворота 1772 г». П. Хрллестрём
Слайд 28
После войны в Швеции усилилась власть парламента — риксдага. Этот период называли «эрой свободы». Однако в 1772 г. Густав III заставил риксдаг принять новую конституцию, которая усиливала власть монарха. Новый король провёл ряд мероприятий в духе просвещённого абсолютизма. Была отменена монополия на торговлю хлебом, смягчены наказания за преступления, отменены пытки и смертная казнь за колдовство. В 1780-е гг. шведские крестьяне получили право покупать государственные земли и распоряжаться собственными владениями. В 1789 г., в разгар очередной войны с Россией (1788–1790), была принята новая конституция Швеции, ещё больше усилившая власть короля. Дворянство, привилегии которого были ограничены, роптало. В 1792 г. один из аристократов нанёс Густаву III смертельное ранение.
Слайд 29
Реформы в духе просвещённого абсолютизма проводились и в других странах Европы. В России их пыталась осуществить Екатерина II (1762–1796), которая объявила о секуляризации церковных земель, провела судебную реформу, способствовала становлению начального образования и пыталась выработать новый свод законов. Серьёзных успехов удалось добиться и Дании, а вот во Франции идеи Просвещения на практике почти не реализовались.
Итак, во второй половине XVIII в. идеи Просвещения стали воплощаться на практике. Просвещённый абсолютизм затронул большинство стран Европы. Вводились указы о веротерпимости, отменялись некоторые сословные ограничения, осуществлялись реформы законодательства.