Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Анализ «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина Составитель: Разоренова С. Л.
Слайд 2
Проблема семьи, продолжения рода, взаимоотношений родителей, роль отца и матери в семье — это проблемы, которые поднимает А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане...». Вокруг этих проблем и закручен её сюжет.
Слайд 3
Главные герои в первой части произведения — царь-отец, царица и сын, второстепенные, но очень важные для сюжета произведения, — две другие девицы, которых царь не выбрал. 1. Почему он их не выбрал?
Слайд 4
Здесь сказываются национальные приоритеты (что важнее всего):
не еда или одежда, т. е. материальные ценности,
а продолжение рода, семья.
Слайд 5
Текст сказки надо читать вслух, чтобы его простое и волшебное слово звучало. Читать, останавливаясь на деталях, мимо которых нельзя пройти невзначай, не осмыслив их важности и не восхитившись красотой. Сам А. С. Пушкин говорил как-то:
«Чтение — ничто,
осмысленное чтение — что-то,
осмысленное и прочувствованное — совершенство».
Слайд 6
Поэтому при чтении надо обращать внимание на сочетание в тексте элементов народной сказки (троекратное повторение), народно поэтическую речь и конкретные детали, достоверно рисующие время и место действия: «он стоял позадь забора», «дверь тихонько заскрипела» …
Слайд 8
А вот эпизод чудесного спасения матери с сыном. Мать, как и полагается женщине, «плачет, бьётся», «вопит», «словно горькая вдовица». А сын «растёт не по дням, а по часам»
Почему?
Слайд 9
Здесь нет отца, защитника, который бы вызволил из беды, помог выйти из заточения. А раз так — кто должен помочь матери? Сын. Но для того, чтобы он смог это сделать, ему надо вырасти, причём «не по дням, а по часам», и это чудо происходит, а потом и следующее, и следующее...
Слайд 10
А всё потому, что этот мальчик поступает «по правилам»: обращается к силам Природы (как царевич Елисей
в «Сказке о мёртвой царевне»), и тогда «послушалась волна» и ласково, как родная, «бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько».
Слайд 11
А далее происходит переход к реальности. Эту сцену мы наблюдаем как бы изнутри, находясь вместе с ними внутри бочки. Буквально видим всё.
Описание чёткое, яркое, как в фильме, действие разворачивается стремительно, потому что в фразе много глаголов.
Какие мужские качества проявляет Гвидон?
Слайд 12
Выбравшись на волю, сын должен позаботиться о матери, теперь он становится кормильцем и защитником, и он начинает действовать по-мужски. Сначала он подумал о «добром ужине», а потом взялся за изготовление лука. Здесь царевич в отсутствие отца берёт на себя ответственность за мать.
Слайд 13
А затем опять чудо: пока царевич с царицей спали, за одну ночь на острове был выстроен город, которому в сказке даётся подробное описание.
За что был вознаграждён этот мальчик, русский маленький принц? Ведь даже не дворец возник перед ним, как в других сказках, а целый город.
Слайд 14
Далее главным действующим лицом становится князь Гвидон и корабельщики, а с другой — царь Салтан и «тройственный союз» антигероев, вернее, антигероинь сказки, ткачиха, повариха и баба Бабариха, которые, совершив одно злое дело, вынуждены будут ещё трижды пытаться опорочить сына в глазах отца.
Удивительным образом Пушкин сочетает чудо и реальность с помощью точных и ярких художественных деталей.
Найдите описание полёта комара.
Слайд 16
Важно обратить внимание и на пушкинские способы изображения чувств и переживаний героев в этом произведении.
Как психологически точно прорисованы отношения Гвидона и царевны Лебеди: все сцены одинаковы, всё повторяется, до последнего слова и движения, кроме последнего раза, когда речь заходит
о ней самой. Их диалог удлиняется, она произносит «со скрытым страхом»: «И кого же на примете ты имеешь?»
Слайд 17
Билибин Иван Яковлевич
Слайд 18
А затем и князь Гвидон (и автор уже не скрывает этого) «со страхом ждёт ответа». После раздумья царевна Лебедь говорит, что такая девица есть на свете, но и ему ещё надо крепко подумать, и приводит замечательную русскую пословицу о браке, в которой проявляется многовековой опыт народа и его отношение к семье и браку.
«Но жена не рукавица. С белой ручки не стряхнёшь и за пояс не заткнёшь»
Князь отвечает, что «передумал» уже много на эту тему и понял, что «пора ему жениться».
Слайд 19
Врубель Михаил Александрович
Слайд 20
Виктор Михайлович Васнецов
Слайд 21
Попав на остров, князь Гвидон очень хочет повидаться с отцом, поэтому «с берега душой печальной» провожает в дальний путь корабельщиков. Позднее автор трижды повторит эмоциональный эпитет «печальный». Далее сюжет разворачивается так, что Гвидон благодаря чуду превращения встречается с отцом и сразу замечает «грустную думу» на его лице. Как в зеркале отражаются их грустные лица, особенно потому, что они, наверное, похожи! И грустны именно они, отец с сыном, ведь «ветер весело шумит, судно весело бежит».
Слайд 22
В описании трёх путешествий Гвидона и его встреч с отцом, есть много общего: почти дословное повторение. Но ведь было ещё и четвёртое путешествие корабельщиков, когда они одни едут к царю Салтану и передают ему напоминание князя Гвидона, что
«он в гости обещался, а доселе не собрался». Это уже нарушение сказочного троекратного повторения, и, кроме того, это единственный случай, когда автор не говорит о «грустной думе на лице царя. Вы догадались, почему?
Потому что грусть отца может почувствовать и разглядеть на лице отца только сын, а не чужие люди — корабельщики.
Слайд 23
Почему Пушкин, уже нарушив троекратность, не отправляет Гвидона в четвёртый раз к отцу?
Потому, что Гвидон теперь не грустит, его душа нашла покой, нашла любовь. Теперь у него своя семья, и он не должен разлучаться с любимой, как это сделал его отец.
И ещё. Удивительно точно и достоверно изображает Пушкин, как смотрят в подзорные трубы сын на отца и отец на сына, или как спрятались по углам ткачиха с поварихой, где их насилу нашли.
А далее автор говорит, что царь их простил. И это тоже не по законам сказки, зато по человеческим законам, по милосердию нашего народа.
Слайд 24
Так завершил А. С. Пушкин свой рассказ о семье, о нечаянной вине отца, о мучениях и терпении матери и мальчике-сыне, который спас и защитил мать и сам стал мужем и мудрым правителем.
Слайд 26
Выявление позиции автора не составит труда для вдумчивых читателей - А. С. Пушкин во всех сказках утверждает главные человеческие ценности и награждает своих героев за любовь и верность, честность и деятельную доброту. И в этой сказке автор утверждает те же идеалы и сочувствует несправедливо изгнанным из родного дома сыну и его матушке. А своё отношение к злым и завистливым бабам выражает напрямую, называя их «злыми жабами», с явным удовольствием изображая крах их злобных и завистливых замыслов в финале сказки.
Слайд 27
И во всех произведениях размышляет о том, что его волнует, о жизни и смерти, о любви как способе победить смерть, о силе и слабости человеческого духа, истоках счастья и несчастий человеческих. И удивительно, вернее, неудивительно, что проблемы, которые поднимает Пушкин во всех произведениях, написанных в это время, одинаковы. Это главные человеческие проблемы, над которыми задумывается зрелый человек и человечество.
Одна из проблем, которая проходит через все произведения Пушкина, — проблема зависти.
Слайд 28
Зависть — это вершина айсберга человеческих пороков, а их основание — эгоизм, любовь к себе.
А ещё в каких сказках Пушкина главной темой является зависть?
Слайд 29
Конечно, в «Сказке о рыбаке и рыбке», героиня которой — ненасытная завистница, прорва, и в «Сказке о мёртвой царевне...» изображена зависть царицы к красоте царевны, а в «Сказке о царе Салтане...» — зависть ткачихи с поварихой. Причём способы, которыми действуют завистницы, самые страшные, вплоть до убийства соперницы. Все героини-завистницы сказок наказаны по воле автора в сюжете произведений самим ходом жизни, но степень наказания разная.
Слайд 30
Старуха
просто оказывается у разбитого корыта.
Слайд 31
Злая мачеха
погибает, причём не от какой-то карающей десницы, а умирает сама, да ещё автор говорит, как бы добавляя, объясняя причину смерти: «Тут её тоска взяла...»
Что за странный дал Пушкин диагноз? Как «тоска» может привести к смерти?
Слайд 32
Скорее всего, великий поэт говорит нам, что эгоизм — испепеляющее, иссушающее душу человека чувство, тупиковый путь.
Слайд 33
В «Сказке о царе Салтане...» зло поменьше масштабом, завистницы не убили царицу, а только сбросили её в море, дав таким образом шанс на спасение, чем и «воспользовался» автор. И потом «повинились, разрыдались». Поэтому и смог, наверное, простить их царь Салтан, да ещё «на радости такой», как воссоединение семьи, обретении сына.
Слайд 34
Вот ещё один нравственный момент. Если зависть, эгоизм — это безусловное зло, то прощение — это добро? Судя по «Сказке о царе Салтане...» — да. А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» к прощающему старуху старику может быть неоднозначное отношение. Старик исполняет каждую прихоть старухи, подобное всепрощение превращается в покорность и унижает человеческое достоинство.