Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Пьесы-танцы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского
Музыкальная гостиная
Подготовила: преподаватель теоретических дисциплин
Чумакова Е.А.
Слайд 2
«Здравствуйте, юные любители классической музыки!»
Слайд 3
«Детский альбом»
цикл фортепианных
пьес
Пётр Ильич Чайковский
1840-1893
Слайд 4
На фотографии 1848 года мы видим семью Чайковских. Петя – крайний слева, ему 8 лет. Далее слева направо: мать Александра Андреевна, сестры Александра, Зинаида, братья Николай, Ипполит, отец Илья Петрович.
Слайд 5
Александра Ильинична Чайковская (Давыдова)
Слайд 6
Семья
Давыдовых
В семье Давыдовых царили любовь и согласие. Семеро детей наполняли дом шумом, смехом, играми. Петр Ильич гулял, играл со своими племянниками, слушал их рассказы. «Детский альбом» написан в мае 1878 года. История создания «Детского альбома» неразрывно связана с Каменкой, с атмосферой этой счастливой семьи.
Слайд 7
Владимир Львович Давыдов
1871, Каменка
Слайд 9
Я помню вальса звук прелестный, Весенней ночью в поздний час, Его пел голос неизвестный - и песня чудная лилась.
Слайд 11
Англия разрешила танцевать вальс спустя 25 лет.
Слайд 12
Вальсу больше двух веков, но он всё равно остаётся красивым стремительным танцем молодых сердец!
Слайд 13
Музыка вальса
Пьеса, написанная в сложной трехчастной форме, начинается в светлом Ми-бемоль мажоре. Но вот характер музыки меняется - наступает до-минорный эпизод - средняя часть сложной трёхчастной формы. «Упорные» квинты басов, резко изломанная мелодическая линия в двудольном размере разрушают мягкое трёхдольное движение танца. Как будто среди танцующих появилась незнакомая причудливая маска. Но эпизод промелькнул, и снова зазвучал вальс.
Слайд 14
«Вальс» из «Детского альбома»
Слайд 15
Полька – чешский национальный танец
«Полькомания» охватила практически всю центральную Европу.
В России 1845 году петербургский Александринский театр стал центром притяжения всей великосветской публики. Сюда приезжали со всего города, чтобы посмотреть на исполнение… польки.
Слайд 16
Музыка польки
Полька начинается изящно, легко. Можно представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. Это одна из наиболее популярных пьес цикла. Весёлый танец, полный изящества; лишь в средней части тема, перешедшая в нижний регистр, выступает нарочито грубовато, с задорным юмором.
Слайд 17
«Полька» из «Детского альбома»
Слайд 18
«Мазурка – польский народный танец»
Характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером.
Слайд 19
Музыка мазурки
Мазурка из «Детского альбома» - пьеса камерного характера. Первая тема носит задумчивый, элегический характер. В музыке слышится что-то личное, интимное: отсюда и оттенок печали в звучании первых интонаций. Эта пьеса, как и остальные пьесы в цикле, трёхчастная. Средняя часть в ней, однако, не контрастирует, а скорее развивает музыкальную мысль первой части.
Слайд 20
«Мазурка» из Детского альбома
Слайд 21
Музыка «Камаринской»
Этот знаменитый плясовой наигрыш ещё в 1848 году использовал Глинка в своей оркестровой фантазии. В «Детском альбоме» плясовая стала скромной фортепианной миниатюрой. Развивая традиции Глинки, Чайковский даёт в ней яркий образец инструментальных вариаций. На первый план выступает искусство варьирования – узорчатого расцвечивания темы. Вспомните народное искусство росписи Хохломы, Палеха, его яркие краски. Композитор варьирует фактуру, изменяет и самый напев. 3а шутливой, скерцозной темой следуют три вариации.
К.В.Лебедев «Пляска»
Слайд 22
«Камаринская» из Детского альбома»
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Пусть музыка всегда живет,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поет!
Чайковского повсюду знают!