Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Особенности и рекомендации в работе с детьми с ОВЗ в детском саду
Педагог психолог Бубнова Е.А педагог психолог
Слайд 2
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети: - с тяжелыми нарушениями слуха, - с тяжелыми нарушениями зрения, - с тяжелыми нарушениями речи, - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП), - с нарушениями интеллекта (У.О), - с задержкой психического развития(ЗПР), - с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА), - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР), - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др.).
Слайд 3
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, специалисты должны провести обследование. План изучения ребенка включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; -изучение медицинской карты ребенка; -обследование физического развития; -обследование психического развития: характеристика видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. Далее под руководством психолога в учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития
Слайд 4
Правила, которые необходимо учитывать при работе с детьми с нарушениями в развитии. При работе с детьми с некоторыми видами ОВЗ педагогу следует привыкнуть к тому, что результатов придется ждать гораздо дольше, чем с нормой развития. Часть детей никогда не смогут догнать сверстников. Учитывать положение о первичных и вторичных дефектах. Учитывать зону ближайшего развития (различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников). Строить коррекционно-развивающую работу с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.
Слайд 5
АДАПТАЦИЯ детей с ОВЗ.
Для детей с ОВЗ период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов.
Детские виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование и признание, а это зачастую наносит детям моральную травму.
Необходимо уделить достаточное внимание подготовке детей группы и их родителей к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями, так как большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, поведение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).
Слайд 6
Особенности организации работы с детьми с ЗПР в детском саду. С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития: 1.Конституционального происхождения; 2.Соматогенного происхождения; 3.Психогенного происхождения; 4.Церебрально – органического генеза.
Слайд 7
Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
Слайд 8
4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Слайд 9
Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду.
Особенностью у. о. детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у этих детей – это необратимое, непрогрессирующее органическое нарушение, выражающееся в стойком снижении познавательной деятельности.
Степени выраженности у.о.
1. Легкая у.о.(дебильность)
2. Умеренная
3. Тяжелая. (имбецильность)
4. Глубокая (идиотия)
5. Иная.
Слайд 10
Цели, задачи и содержание работы с детьми с уо: -развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности; - коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; -развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков; -формирование ведущих видов деятельности. -формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности
Слайд 11
Особенности организации работы с аутичными детьми в детском саду.
Четыре группы РДА.
Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от окружающего характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям.
Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки. Взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных ( самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологичесий тонус, заглушают неприятные воздействия извне.
Слайд 12
Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребёнком как стихийная психодрама, которая снимает пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны. Низка способность к сопереживанию. При развёрнутом монологе очень слаб диалог.
Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. В их статусе на первом плане_ неврозоподобные расстройства: чрезвычайная робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счёт активного усвоения поведенческих штампов. Формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от неё.
Слайд 13
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
Принимайте его таким, какой он есть.
Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
Придерживайтесь определенного режима дня.
Соблюдайте ежедневные ритуалы.
Не трогайте ребенка без особой нужды.
Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Слайд 14
Как учить ребенка-аутиста:
доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
избегать переутомления;
четко организовывать пространство;
использовать подписанные системы хранения;
подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
обращаться к ребенку не напрямую;
обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, стимулом);
постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
Слайд 15
Дети с нарушениями слуха.
2 основные группы:
1.Глухие (рано и позднооглохшие),
2. Слабослышащие (с речью и с недоразвитием речи).
Наблюдаются:
Недоразвитие зрительного восприятия (низкая скорость восприятия и узнавания предметов),
Замедление формирования подражания, затруднения при выборе по образцу,
Отсутствие речи и дефицит доречевого общения.
Задачи умственного воспитания:
Формирование представлений и понятий об окружающем мире.
Развитие познавательных психических процессов.
Формирование первичных способов интеллектуальной деятельности.
Формирование словесной речи.
Слайд 16
При занятиях со слабослышащими детьми нужно научиться:
Проверять исправность слухового аппарата,
Проверять хорошо ли ребенок видит и слышит взрослого и ребят.
Использовать достаточно наглядности.
Говорить четко, в нормальном темпе и с нормальной артикуляцией.
Иницииривать общение.
Слайд 17
Дети с нарушениями зрения.
2 основные группы:
1. Слепые,
2. Слабовидящие.
Восприятие детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностям как и в норме, но имеют ряд особенностей:
1. Узкий круг интересов,
2. Меньший эмоциональный отклик,
3. Снижение познавательных интересов,
4. Снижение полноты и точности отображаемого (образы искажаются и могут не соответствовать действительности).
5. Представления значительно отличаются от нормы. (преобладают фрагментарность и недостаточная обобщенность), присутствует схематичность.
Процессы запоминания имеют недостаточную осмысленность (затруднения в анализе, синтезе, сравнении, классификации). Проявляется «закон края».
Речь развивается по тем же законам, что и у нормы (трудности в правильном произношении и артикуляции).
Слайд 18
При занятиях со слабовидящими детьми применять:
Упражнения для снятия напряжения с глаз.
Хорошую освещенность рабочего места.
Наглядность крупную и четкую. Хорошо дублировать раздаточным материалом. Сопровождать рассказом то, что показываете.
Возможность использовать другие сохранные анализаторы.
Слайд 19
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ДЦП – возникают вследствие поражения двигательных зон и двигательных путей головного мозга.
Основная особенность при ДЦП- тесная связь двигательных нарушений с сенсорными.
Страдает согласованность между глазом и рукой. Это затрудняет развитие навыков самообслуживания, продуктивной деятельности и др.
Зависимость от взрослых отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу.
Часты нарушения речи и снижения зрения и слуха.
Различные степени нарушения интеллекта.
Характерна повышенная утомляемость, впечатлительность, обидчивость.
Существует программа Симоновой НВ. Обучение и воспитание детей с ДЦП в детском саду.
Слайд 20
Основные принципы в работе с детьми с ОВЗ: 1. Психологическая безопасность (принятие ребенка таким, какой он есть). 2. Помощь в приспособлении к окружающей среде. 3. Единство совместной деятельности 4. Мотивированность к учебному процессу. 5. Включение родителей в коррекционный процесс. 6. Формирование правильного отношение общества к людям с ОВЗ. Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.
Слайд 21
Эти дети приходят в наш мир, чтобы проверить нас с вами на человечность.
( Райнхольд Шнайдер )
Слайд 22
Спасибо за внимание.