Презентация - Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе

Нажмите для просмотра
Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе
Распечатать
  • Уникальность: 100%
  • Слайдов: 21
  • Просмотров: 105
  • Скачиваний: 34
  • Размер: 0.06 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 1
Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Слайд 2

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 2
Одарённый ребенок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 3

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 3
Выделяют следующие виды одарённости:
одарённость в практической деятельности; одарённость в познавательной деятельности; одарённость в художественно-эстетической деятельности; одарённость в коммуникативной деятельности; одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Слайд 4

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 4
Система работы с одарёнными детьми включает в себя:
выявление одарённых детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для всестороннего развития одарённых детей.

Слайд 5

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 5
Методы работы с одарёнными детьми:
исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.

Слайд 6

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 6
Формы работы с одарёнными детьми
индивидуальный подход на уроках; проведение нестандартных форм уроков; работа в малых группах; интеллектуальные игры, дискуссии; посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; использование современных средств информации (Интернет, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам; участие в школьных , всероссийских, международных олимпиадах и марафонах; творческие фестивали, спортивные соревнования; создание детских портфолио.

Слайд 7

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 7
Работа с одарёнными детьми на уроках
проблемно-развивающее обучение; работа в малых группах; работа в режиме «консультант» (ребята курируют остальных, осуществляя взаимообучение); возможность выбора повышенного уровня сложности в ходе выполнения самостоятельных работ по предметам и домашних заданий; нестандартные задания творческого и поискового характера; дискуссию, проблемный диалог, пресс- конференцию ; игры (ролевые, дидактические, словесные); опыты, проектно-исследовательская деятельность.

Слайд 8

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 8
Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности
участие в олимпиадах и конкурсах; занятия и кружки по интересам; театрализованные праздники; фестивали, выставки и марафоны; конференции.

Слайд 9

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 9
Приёмы развивающие способности и поддерживающие мотивацию
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения учащихся от инерции мышления и стереотипов. Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. «Ваши ассоциации» Скажите, Какой сегодня день? (солнечный, пасмурный, трудный, счастливый, весёлый, прекрасный, чудесный). Таким образом, мы пополняем словарный запас детей и настраиваем детей на дальнейшее сотрудничество. Прием «Привлекательная цель» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным. Например, урок технологии по теме: «Оригами». -Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? -А можно ли сделать из него счастье?

Слайд 10

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 10
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? Почему? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д. «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причём вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало).

Слайд 11

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 11
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний. Метод придумывания. Позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий. Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. «Две шляпы критического мышления», основан на столкновении двух противоположных мнений.

Слайд 12

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 12
«Архимед». Предложить ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?». «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы. «Рифмоплет». Сначала предложить ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

Слайд 13

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 13
«Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов. «Рассказ по картинкам». Придумать рассказ, используя ряд картинок. Предложить придумать продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. «Составь комикс». Для этого можно использовать готовые картинки, а лучше придумать самим и нарисовать их. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

Слайд 14

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 14
Упражнение «На одну букву». Помогают ученику развивать творческое восприятие. Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С». Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы. «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?». «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

Слайд 15

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 15
« И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим. Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель. Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение… «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат. Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

Слайд 16

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 16
Игра «Теремок» для тренировки аналитического мышления, умения выделять общие признаки путем сравнения. Реквизит: рисунки разных объектов гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого участника - один рисунок. Вспомним сказку и сыграем её в измененном виде. Каждый получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Хозяин теремка сидит, а остальные по очереди подходят к теремку и проводят с следующий диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, яблоко. А ты кто? - А я - (например, - тетрадь). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Игра «Колобок» Используем известного сказочного героя в качестве задачки. Колобок -он какой в сказке? (Румяный, сдобный, мягкий, вкусный, весёлый). Лиса его съедает. Задача. Как сделать так, чтобы лиса сама не захотела съесть колобка. (Сделать ему иголки, замарать его, сделать чёрствым, накормить лису, одеть колобка, …….)

Слайд 17

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 17
Развитие одарённого ребёнка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одарённости ребенка, значение семьи является решающим. Особенно важно для становления личности одарённого ребенка повышенное внимание его родителей и их заинтересованность.

Слайд 18

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 18
Важным моментом работы с одарёнными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьёй. Работа должна вестись в четырёх направлениях:
психолого-педагогическое сопровождение семьи одарённого ребенка; информационная среда для родителей; совместная практическая деятельность ребенка и его родителей; поддержка и поощрение родителей.

Слайд 19

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 19
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Слайд 20

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 20
Каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями и исполнителями, но и творцами.

Слайд 21

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе, слайд 21
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 Рогова Инна Викторовна
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.