Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ
Слайд 2
«Методика музыкального «Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий. Она состоит из огромного количества вариантов. Использование «единственного эффективного метода» таит в себе опасность пойти по пути шаблона и стандарта, что не соответствует педагогике искусства. Каждый специалист может обратиться к разработке идей, которые считает интересными, необходимыми и эффективными для своей работы в данное время».
«Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это и одна из самых сложных задач, требующая от педагога профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских- садах осталось немного компетентных педагогов, уделяющих внимание развитию детского голоса. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффективных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. И в результате мы слышим крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольников. Нужно отметить, что это не только некрасиво, неправильно, но и вредно для здоровья детей. И об этом нужно говорить руководителям детских садов, родителям, для которых главное – это чтобы дети пели громко и обязательно современные, новые песни.
Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как помочь ребёнку поймать ощущение чистого пения (координацию между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать, малышей исконно человеческим, «природным» видом эстетической деятельности – пением?»
Слайд 5
1970-80 г.г. – время расцвета Большого детского хора ВР и ЦТ, специально для которых писали музыку такие композиторы, как Е. Крылатов, А. Пахмутова, В. Шаинский и др.
Новейшие научные исследования, опыт работы детских садов, школ, исторический опыт говорят, что хоровое пение оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие.
Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления дошкольников.
Слайд 6
Кроме того, воспитание музыкального ладового чувства связано с образованием в коре мозга человека сложной системы нервных связей, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. А эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности, в основе поведения человека.
Отмечается также, что планомерное вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей, т.к. детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослого: детские голосовые связки короткие и тонкие, отсюда и особое звучание детских голосов – легкое, высокое. Также гортань ребенка в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого, и поэтому звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Легкие детей тоже малы по своей емкости, поэтому нет силы звука.
Слайд 7
Мы учим детей петь не для утренников, концертов, детских развлечений.
Главная цель – развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств.
Голос – инструмент общедоступный, а петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением.
Но вокальное воспитание дошкольников как таковое на сегодняшний день не оформилось в систему теоретических и методических разработок по ряду причин:
а) существующее мнение о том, что обучать детей пению нужно с 7 лет, т.к. вокальная мышца выделяется из основной массы мускулов гортани;
б) недостаточная разработанность вопросов физиологического строения голосового аппарата;
в) отсутствие методической базы обучения детей вокально-хоровым навыкам.
Слайд 8
У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, т.к. идет от разговорного и в пении они чаще всего используют его, но дальнейшее вокальное развитие голоса зависит от навыков.
Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют.
Слайд 9
Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не в 7 лет, а раньше.
Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет,
т.к. в этом возрасте уже сформированы все необходимые
физиологические и психологические
характеристики для обучения пению:
готовность голосового аппарата, необходимого объема памяти, развития восприятия, воображения, речевых функций.
Слайд 10
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и другими… Поэтому важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.
У дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Гортань взрослого человека расположена на уровне IV – VII шейных позвоночников. У ребёнка она расположена выше на один – два позвонка и только к 7-8 годам опускается до VII шейного позвонка, как у взрослого.
Каждому музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться. Поэтому педагог должен руководствоваться принципом: «НЕ НАВРЕДИ!» Обучение дошкольников пению должно вестись ПЛАНОМЕРНО, ПОСТОЯННО, СО СТРОГОЙ ПОСТЕПЕННОСТЬЮ, НАЧИНАЯ С САМЫХ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРИЁМОВ усвоения того или иного навыка!!!
Слайд 11
Цель вокально - хоровой работы:
формировать детский голосовой аппарат;
развивать песенные и исполнительские умения и навыки;
создать при поддержки воспитателей,
педагогов и родителей для детей атмосферу, которая бы побуждала их к свободе самовыражения, через общение с вокальным искусством и активную эстетическую деятельность.
Слайд 12
Чтобы добиться положительных результатов необходимо решить следующие задачи:
достижение выравнивания звучания детского голоса,
естественного лёгкого пения, чистоты и полётности;
развитие музыкального слуха, выработка чистоты интонирования;
достижение искренности исполнения дошкольниками песен, их умения раскрыть художественный образ песни,
формирование у детей музыкально-эстетических эмоций;
усвоение навыков хорового пения;
развитие детского песенного творчества.
Слайд 13
Этапы осуществления целей и задач.
Предварительное
индивидуальное диагностирование
(чтобы определить природный тип детского голоса, его
особенности, диапазон его звучания, чистоту интонирования мелодий)
Подбор репертуара
(для каждой возрастной группы подбирается доступный этому возрасту материал, с помощью которого решаются
различные проблемы развития вокальных навыков.)
Слайд 14
ПАРАМЕТРЫ ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
НЕ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА НОТ
ПРЕДЕЛЬНО ПРОСТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ
НЕ ОХВАТЫВАТЬ БОЛЬШОЙ ОТРЕЗОК ДИАПАЗОНА ГОЛОСА
МЕЛОДИЧЕСКИ ЯСНЫ
РИТМИЧЕСКИ ПРОСТЫ
НЕ СОДЕРЖАТЬ БОЛЬШИХ ИНТЕРВАЛОВ
УМЕРЕННЫЙ ТЕМП
АККОМПАНЕМЕНТ - ФОРТЕПЬЯНО
НЕ ТРЕБОВАТЬ ДЛИННОГО ДЫХАНИЯ
Слайд 15
Вокально – хоровая работа.
«Искусству пения, как и всякому
другому искусству, должно предшествовать известное
механическое умение».
И. В. Гёте
Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом занятии.
Слайд 16
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
при проведении упражнений:
Словесное
пояснение
Показ
«Делай, как я»
Постановка конкретной
учебной задачи
Использование
на каждом
музыкальном
занятии
Неоднократное
повторение
Контроль
За выполнением
Слайд 17
ЭТАПЫ ВОКАЛЬНО – ХОРОВОЙ РАБОТЫ
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ
АТАКА ЗВУКА
ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ
ЗВУКОВЕДЕНИЕ
РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ
РАЗВИТИЕ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА
АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ
РАБОТА НАД ДИНАМИКОЙ
РАБОТА НАД РИТМОМ
РАБОТА НАД ТЕМПОМ
РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ
Слайд 18
МЕТОДЫ ВОКАЛЬНО – ХОРОВОЙ РАБОТЫ
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО - ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
ФОНЕТИЧЕСКИЙ
Слайд 19
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ВОКАЛЬНО – ХОРОВОЙ РАБОТЫ
ПРОИЗНОШЕНИЕ ТЕКСТА
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСНИ
АНАЛИЗ
УСЛЫШАННОГО
ВСЛУШИВАНИЕ
В
ПОКАЗ
ДЕКЛАМАЦИЯ
ТЕКЕСТА
Слайд 20
ПРИНЦЫПЫ ВОКАЛЬНО – ХОРОВОЙ РАБОТЫ
ПОСИЛЬНОЙ ТРУДНОСТИ
СОЗНАТЕЛЬНОСТИ
ЕДИНСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОЛОСА
ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ
СИСТЕМАТИЧНОСТИ
И
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Слайд 21
своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.