Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Слайд 2
Для всего в русском языке
есть великое множество
хороших слов.
К. Г. Паустовский
Одним из них является слово "смысл".
- Каково его лексическое значение?
Слайд 3
Смысл. 1. Содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом (смысл слова).(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)
Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока.
А посвящена она части слова, о которой говорится в стихотворении-загадке:
Перед корнем есть часть слова,
……… пишется она.
С её помощью, ребята,
……….. слова.
- О какой части слова идёт речь?
Слайд 4
Перед корнем есть часть слова,
Слитно пишется она.
С её помощью, ребята,
Образуются слова.
ПРИСТАВКА
Слайд 5
Откройте тетради, запишите число
Классная работа.
- Что такое приставка?
Слайд 6
Лингвистическая разминка
Бе...вкусный, бе…шумный,
по…писать, ра…двинуть,
п...бежать, пр...школьный,
н…рисовать, ра…писание,
пр...добрый, п…р…сказать. - На сколько групп и почему можно разделить
эти слова?
Слайд 7
Распределите слова по группам:
Неизменяемые приставки.Буквы З и С на конце приставок.
..
:
Слайд 8
Распределите слова по группам:
Неизменяемые приставки.Буквы З и С на конце приставок.
поДписать
пОбежать
нАрисовать
пЕрЕсказать.БеЗвкусный
беСшумный
раЗдвинуть
раСписание.пр...школьный
пр...добрый
:
Слайд 9
Распределите слова по группам:
Неизменяемые приставки.Буквы З и С на конце приставок.Приставки ПРЕ- или ПРИ-
поДписать
пОбежать
нАрисовать
пЕрЕсказать.БеЗвкусный
беСшумный
раЗдвинуть
раСписание.пр...школьный
пр...добрый
:
Слайд 10
Оцените свою работу в листе контроля
1. Лингвистическая разминка
Слайд 11
- Какие слова остались? Прочитайте их.
- Сможем ли мы их сейчас написать?
- Почему? II. Формулирование темы и цели урока.
Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Сформулируйте тему урока.
- Запишите тему в тетрадь.
Слайд 12
Гласные в приставках пре- и при-.
Слайд 13
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. ЦЕЛЬ: …….
Слайд 14
ЦЕЛЬ: познакомиться с правилом
написания гласных Е - И
в приставках при- и пре-
(ИЛИ
познакомиться
с условиями выбора букв Е – И
в приставках ПРЕ-, ПРИ-)
Слайд 15
Что мы должны знать и чему научиться на уроке?
Уметь:
Знать:
Слайд 16
Что мы должны знать и чему научиться на уроке?
Уметь
правильно писать
слова
с приставками
ПРЕ- и ПРИ-
Знать
условиях выбора гласных Е – И в приставках ПРЕ- ПРИ-
Слайд 17
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы и познакомимся с вами, при каких условиях надо писать приставку пре-, а когда при-.
Поможет нам в этом заполнение таблицы, которая есть
у каждого из Вас.
Хочу обратить внимание, что в толковом словаре
С.И. Ожегова на слова с приставками «пре-» и «при-» отведено 8 страниц. А это значит что?
Слайд 18
Давайте сначала определим,
когда же пишется приставка ПРЕ-?
Проведём небольшое исследование.
А для этого обратимся к лингвистической сказке.
Слайд 19
ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -» ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки.Примеры.Значение приставки.Примеры
1...1..
2...2..
3....
4....
-
Слайд 20
ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки.Примеры.Значение приставки.Примеры
1...1. Сходна со значением слова ОЧЕНЬ.предобрая
прегордая
премудрая
2...2..
3....
4....
-
Слайд 21
ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки.Примеры.Значение приставки.Примеры
1...1. Сходна со значением слова ОЧЕНЬ.предобрая
прегордая
премудрая
2...2. Сходна со значением приставки ПЕРЕ-.прервать
преступить
3....
4....
-
Слайд 22
ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -» ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки.Примеры.Значение приставки.Примеры
1. Неполное действие.приляжет
присядет.1. Сходна со значением слова ОЧЕНЬ.предобрая
прегордая
премудрая
2...2. Сходна со значением приставки ПЕРЕ-.прервать
преступить
3....
4....
-
Слайд 23
ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки.Примеры.Значение приставки.Примеры
1. Неполное действие.приляжет
присядет.1. Сходна со значением слова ОЧЕНЬ.предобрая
прегордая
премудрая
2. Приближение.пришёл
прискакал
приползла.2. Сходна со значением приставки ПЕРЕ-.прервать
преступить
3....
4....
-
Слайд 24
ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки.Примеры.Значение приставки.Примеры
1. Неполное действие.приляжет
присядет.1. Сходна со значением слова ОЧЕНЬ.предобрая
прегордая
премудрая
2. Приближение.пришёл
прискакал
приползла.2. Сходна со значением приставки ПЕРЕ-.прервать
преступить
3. Присоединение.пришивать
привязывать
прибивать..
4....
-
Слайд 25
ПРИ- ПРЕ-
Значение приставки.Примеры.Значение приставки.Примеры
1. Неполное действие.приляжет
присядет.1. Сходна со значением слова ОЧЕНЬ.предобрая
прегордая
премудрая
2. Приближение.пришёл
прискакал
приползла.2. Сходна со значением приставки ПЕРЕ-.прервать
преступить
3. Присоединение.пришивать
привязывать
прибивать..
4. Близость к чему-либо («около»).привокзальная
пришкольная..
-
Слайд 26
ВЫВОД
Мы с вами заполнили таблицу.
- Давайте сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ-?
- А приставка ПРИ-?
Слайд 27
Оцените свою работу по составлению таблицы
Слайд 28
Мы с Вами плодотворно поработали, а сейчас немного отдохнём
Физкультминутка «ПРИСТАВОЧКИ»
ПРИСМОТРЕТЬСЯ, ПРИОСАНИТЬСЯ, ПРИГНУТЬСЯ, ПРИОПУСТИТЬ и ПРИПОДНЯТЬ плечи, ПРИСЕСТЬ, ПРИВСТАТЬ, ПРИНАГНУТЬСЯ,
снова ПРИСЕСТЬ, ПРИЗАДУМАТЬСЯ,
ПРИСЛУШАТЬСЯ.
Слайд 29
При- или пре- ?
Пре- или при-? Это совсем не секрет. На значение слова смотри, Сразу получишь ответ.
От чего зависит выбор букв Е – И
в приставках ПРЕ-, ПРИ-?
Слайд 30
Образец рассуждения
Слайд 31
Образец рассуждения
1. Убедись, что в слове есть приставка. 2. Определи её значение.
3. Вспомни, какая гласная пишется в приставке
с этим значением.
4. Если это значение приближения, присоединения,
близости к чему-либо, неполноты действия, пиши
ПР…-.
5. Если это значение приставки близко к слову
«очень» или к приставке пере- , пиши ПР…-.
Слайд 32
Потренируемся
Подберите антонимы с приставками пре- и при-, запишите слова, действуя по алгоритму (комментированное письмо).
Удаляться, очень мало, отбавлять, очень злой, отдалять, уродливый.
Слайд 33
ЭРУДИТ
1. Пр…рвать
пр…ехать
пр…шить
пр…лечь
«Четвёртое лишнее»
Заг..рать
Наг..р
Сг..рание
Г..релки
2. пр…милый
пр…цепить
пр…интересный
пр…градить
3. пр…лететь
пр…бежать
пр…школьный
пр…плыть
Заг..р
..релый
Слайд 34
Оцените свою работу «ЭРУДИТ»
Слайд 35
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10
.........
6.пр..поднять 7.пр..открыть 8.пр..сильный 9.пр..морский 10.пр..лестный
1.Пр..интересный 2.пр..встать 3.пр..рвать 4.пр..дорожный 5.пр...вокзальный
Слайд 36
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10
Е.И.Е.И.И.И.И.Е.И.Е
6.пр..поднять 7.пр..открыть 8.пр..сильный 9.пр..морский 10.пр..лестный
1.Пр..интересный 2.пр..встать 3.пр..рвать 4.пр..дорожный 5.пр...школьный
Слайд 37
Оцените свою работу
Буквенный диктант
Слайд 38
«Знатоки приставок»
Ответьте на вопросы в тетради.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Слайд 39
пре
1. Эта приставка имеет значение «очень».
2. Эта приставка пишется в слове пр…близиться.
3. Эта приставка имеет значение “пере”- .
4. Эта приставка пишется в словах пр…лестный, пр…красный.
5. Эта приставка имеет значение неполноты действия.
6. Эта приставка пишется в слове пр…ставка.
при
пре
пре
при
при
Слайд 40
Оцените свою работу «Знатоки приставок»
Слайд 41
Итоги урока
Мы смогли
Наши цели:
Знать условия выбора
букв –е,-и в приставках
пре-, при-.
Научиться применять
правило для
написания слов
с приставкой пре-, при-.
Слайд 42
Итоги урока
Наши цели
Мы смогли
Сформулировать правило о правописании
гласных е – и
в приставках пре- и при-
Научиться применять это правило для написания слов с приставками
пре- и при-
Слайд 43
Домашнее задание (по выбору)
Параграф 40, выучить правило (ВСЕ).
Упр. 204.
Составить 3-5 заданий для ЭРУДИТОВ по теме урока.
Составить сказку, употребив слова
с изученной орфограммой.
Слайд 44
Прочитайте предложение. Вставьте недостающие буквы:
Русский язык прЕвращает тьму в свет, прИдаёт значение и вес нашим словам и поступкам, пр…носит радость в сердца,
умеет пр…ласкать, как мать, и
пр...открыть тайны жизни,
подобно мудрому отцу.
Слайд 46
Сегодня на уроке
Я понял, что … Было трудно … Было интересно …