Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Раскольников в мире «бедных людей»
Идти больше некуда!
Ведь надобно же,
чтобы всякому человеку хоть
куда-нибудь можно было пойти!
Ф.М. Достоевский.
Преступление и наказание
Слайд 2
Семья Мармеладовых
Слайд 3
«Достоевский был самым жестоким художником 19 века, но он был одержим великой любовью к людям и не хотел закрывать глаза на жестокую правду жизни, считая себя ответственным за то, чтобы открыть глаза человечеству и заставить искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости».
А.А. Белкин
Слайд 4
Восстановите события в той последовательности, в которой они происходят в романе:
- письмо матери с известием о предстоящем приезде и замужестве сестры;
- встреча Раскольникова с девочкой на бульваре;
- встреча Раскольникова с Мармеладовым в трактире;
- встреча Раскольникова с Лизаветой на Сенной площади.
Как эти события последовательно влияют на эволюцию сознания героя?
Слайд 5
В каком состоянии вышел
Раскольников после своей
«пробы» от старухи?
Что более всего поразило
Раскольникова в истории
Мармеладова?
Слайд 6
Какова роль письма матери в судьбе героя?
Слайд 7
Это поворотный пункт в его судьбе. Письмо матери вынуждает его принять неотложное решение. Родная сестра собирается пожертвовать собой, продавшись презренному дельцу Лужину. Она вступает на путь Сони. Он не может принять жертвы. Перед ним встает вопрос: что делать дальше?
Христианская мораль проповедует смирение и жертву, но Раскольников потерял веру, старая правда для него стала ложью. Он убежден, что смирение и жертва приводят к гибели.
Слайд 8
Как вы понимаете восклицание Раскольникова:
«… вечная Сонечка, пока мир стоит!»?
Слайд 9
«В романе Достоевского термин приобретает универсальное историко-философское значение. Он обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль средства и жертвы, средства для злых и несправедливых, жертвы во имя счастья близких и любимых и напрасную бессмыслицу жертвы при существующем «вечном» порядке вещей»
В. Киртотин
Слайд 11
Острое ощущение человеческого страдания и невозможность помочь человеку, бедственное положение матери, слепнущей от слез, чахнущей от поста и непосильных забот, унижение сестры – все это истерзало сердце Раскольникова давно.
Жизнь требует немедленного решения вопроса. Мечтатель застигнут врасплох: месяц он тешился своей «фантастической идеей», но теперь она явилась не какой-то отвлеченностью, так что «ему стукнуло и потемнело в глазах».
Однако переродиться сразу герой не может: разум принимает «идею», но «натура» живет в старом нравственном порядке.
Слайд 12
Какова роль сна Раскольникова о замученной лошади?
Во сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом.
Мистический ужас перед злодеянием охватывает его. Он видит убийство и отшатывается. И он будет убивать, как Миколка… потечет кровь, липкая, теплая кровь. Раскольников отрекается от своего замысла…
Во сне Раскольникова то же сострадание к несчастному и угнетенному существу, которые мы видим в других поступках героя.
Слайд 13
Подумайте о роли «случайностей» в жизни Раскольникова, таких, как подслушанный разговор в трактире за бильярдом двух неизвестных лиц о старухе – процентщице, его будущей жертве, разговор мещанина с Лизаветой на Сенной.
Какова роль этих событий в решении Раскольникова совершить преступление?
Слайд 14
Выводы:
Великий реалист и вместе с тем великий мистик, Достоевский чувствует призрачность реального: для него жизнь – только явление, только покров, за которым таится непостижимое и навеки скрытое от человеческого ума. Как будто нарочно он уничтожает границы между сном и действительностью.
Преступление совершается в состоянии наваждения, затмения рассудка и упадка воли, автоматически, словно другой руководил его действиями.
Слайд 15
Преступление Раскольникова не осуществилось бы только по теоретическим причинам, без давления жизненных обстоятельств, без социального тупика, из которого он пытался найти выход.
Слайд 16
Домашнее задание:
1. Перечитать:
1ч. 7гл. – сцену убийства старухи-процентщицы
3ч. 5, 6гл. – обсуждение статьи Раскольникова, беседу с Порфирием Петровичем.
4ч. 5гл. – приход Порфирия Петровича к Раскольникову
6ч., 2гл. – объяснение преступления Раскольникова Порфирием Петровичем
2. Подготовить устный ответ на вопрос:
Каким представляется Родион Раскольников в начале романа?
3. Индивидуальное сообщение:
Смысл фамилии, имени и отчества Раскольникова.
Чтение учебника: стр. 229-235