Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Засушливые зоны умеренного пояса.
Окружающий мир, 3-й класс
.
Слайд 2
Определяем основной вопрос урока
По-моему, суслик и черепаха живут в более засушливых местах.
Как ты думаешь, я правильно распределила рисунки растений и животных по природным зонам?
Ледяные пустыни Тундра Тайга Лиственные леса
Как же называются эти места и кто в них обитает?
На какой вопрос ищут ответ ребята?
Как называются засушливые зоны и кто в них обитает?
Слайд 3
Определяем основной вопрос урока
Тема урока:
Засушливые зоны умеренного пояса.
Слайд 4
Совместное открытие знаний
Здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это?
Какие вопросы у вас возникают?
Это зона степей.
Какие растения и животные там встречаются?
Почему в таких благоприятных условиях не растут деревья?
Узнайте о зоне степей из учебника (с. 26).
Проделаем опыт, который описан в учебнике
(с. 26).
Какое полотенце быстрее высохнет: рядом с обогревателем или вдали, скомканное или расправленное?
Слайд 5
Совместное открытие знаний
Под воздействием климата, растений и животных образовался
чернозём – самая плодородная почва в мире.
Травянистые растения покрывают степь сплошным ковром. Их корни сплетаются и образуют дернину.
Слайд 6
Совместное открытие знаний
Почему при богатой почве, достаточном тепле и дождях в степной зоне не растут деревья?
Вернёмся к опыту.
Сравните листья деревьев в лесу с первым полотенцем, а в степи – со вторым. Почему листья деревьев в степи высыхают?
Расправленное полотенце вдали от батареи сохраняет влагу подобно деревьям в лесной зоне (тепло, но не жарко), расправленное полотенце быстро теряет влагу и высыхает – так вели бы себя деревья в степи.
Густая трава удерживает влагу, как наше третье полотенце.
Что мешает ей испаряться?
Скомканное полотенце, подобно густой траве, дольше хранит влагу.
ВЫВОД
Вода испаряется тем скорее, чем теплее и чем более открытая поверхность.
Слайд 7
Совместное открытие знаний
Узнайте о растениях степи из учебника (с. 27).
ковыль
шалфей
тюльпан
Для чего у степных растений густые и длинные корни?
Чтобы добывать влагу.
Как узкие, мелкие, жёсткие листья экономят влагу?
Из-за небольшой их площади испарение влаги невелико.
Слайд 8
Совместное открытие знаний
Узнайте о животных степи из учебника (с. 28).
медведка
крот
хомяк
Где эти животные прячутся от жары и мороза?
Под землёй.
Поедает личинок и дождевых червей.
Слайд 9
Совместное открытие знаний
В норах прячутся и те, кто питается семенами.
хомяк
сурок
суслик
В норах они делают запасы.
Слайд 10
Совместное открытие знаний
Степные птицы.
жаворонок
дрофа
Питаются семенами, а птенцов кормят насекомыми.
Степной орёл – хищник.
Кружит высоко в небе и выслеживает сусликов.
Слайд 11
Совместное открытие знаний
Раньше в степях паслись стада крупных травоядных зверей.
бизоны
дикие лошади
сайгак
Теперь большая часть степей распахана человеком для выращивания культурных растений.
Слайд 12
Совместное открытие знаний
Зона пустынь
Узнайте о зоне степей из учебника (с. 29).
верблюжья колючка
саксаул
мак
Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных?
Мак, как и тюльпан, растёт только во влажный период.
Саксаул и верблюжья колючка отличаются очень длинными корнями.
Весна в пустыне.
Слайд 13
Совместное открытие знаний
кобра
черепаха
круглоголовка
В чём сходны эти пустынные животные?
Они имеют сухую кожу, которая защищает их от потери влаги.
Слайд 14
Применяем знания
Как растения засушливых зон экономят влагу?
Они имеют узкие, мелкие, жёсткие листья, через которые теряется мало влаги. Другие растут только в период наличия в почве влаги.
В густых сплетениях (дернине) степных трав влага теряется меньше.
Чем различается травяной покров степи и пустыни?
В степи вся поверхность покрыта травянистыми растениями, в пустынях растут редкие деревца и жёсткие растения.
Почему в степи и тундре нет деревьев?
Там нет нужного сочетания тепла и влаги: в тундре не хватает тепла, а в степи – влаги.
Слайд 15
Источники информации
1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника для 2-го класса «Окружающий мир. Наша планета Земля» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана.
2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу «Окружающий мир» для 2-го класса А.А. Вахрушева, Е.А. Самойловой, О.В. Чихановой.
3. Изображения с http://images.yandex.ru
4. Авторские задания.