Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Верования народов
ханты и манси
Слайд 2
У народа манси не было письменности до 30 годов 20 столетия. Его история отразилась в фольклоре – в преданиях, сказаниях, героическом эпосе о славных предках, в обрядах и обычаях. Фольклор является историей и летописью для народа, но отражает события без указания точной даты.
Слайд 3
В нем отражены контакты между древними этносами, военные события. В нем говорится и о древних миграционных путях предков манси. Есть сведения в преданиях, что они некогда заходили даже за полярный круг, где солнце пряталось, и устанавливался мрак на 7 - 30 дней.
Слайд 4
Во время мрака, пока мужчины были на охоте, их детей и жен беспокоили странные люди маленького роста. Из тех беспокойных мест манси перевалили через водяные и каменистые горы и после чего оказывались в местах, где было много морошки, и тут они встретили добрых и состоятельных людей, называемых Мис махум. С ними смешались манси, и здесь нашли покой.
Слайд 5
Прошлое народа манси в его преданиях, сказаниях и мифах, героическом эпосе о славных предках, одухотворенных потомками до божества – признанных духами - покровителями и почитаемыми испокон веков до сих пор.
Слайд 6
Религия манси возникла в глубокой древности на базе погребального обряда. Таким образом, «Погребальный обряд» является первой стадией религии народа манси. Он возник на основе почитания памяти близкого человека. Этот обряд установился, видимо при матриархате, так как в проведении его ведущими исполнителями всех основных действий являются женщины, в основном, пожилые.
Слайд 7
Второй ступенью религии является Хара кан – обряд, проводимый на природе в память утонувших в воде, погибших в лесу и на войне людей, не преданных земле. В проведении этого обряда принимают участие, как женщины, так и мужчины. Хара кан сооружают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями.
Слайд 8
Третья ступень религии манси – Торум кан или просто Кан, где обряд проводится только при участии мужчин. Там молятся выдающимся духам – предкам мужского или женского рода. Эта ступень религии народа манси установилась, вероятно, при патриархате, так как на такое молебенное место ходят только мужчины. Женщины остаются дома, они устраивают в это время угощения своим домашним духам – предкам, находящимся в доме в переднем углу.
Слайд 9
Веками знаменитых най – отыров - духов – покровителей накапливалось много. Для того, чтобы увековечить их имена, признавали местности священными и таким местам присваивали имена предков.
Слайд 10
Таких священных мест на территории проживания манси было очень много. О них знают все манси и берегут их. На таких местах люди не охотятся, не ловят рыбу. Они являются как бы заповедными местами. И все их хозяева отражены в фольклоре.
Слайд 11
В настоящее время многое из этого уже забывается. Уже редко собираются люди вместе, чтобы рассказывать друг другу сказки, обрядом почитать предков – духов, своих покровителей.
Слайд 12
Слои жизненного пространства
в представлениях манси
Слайд 13
В представлении манси пространство окружающего мира состоит из семи слоев
Слайд 14
Елы торум – Нижнее царство. Здесь обитают недружелюбные духи, которые причиняют людям болезни и неприятности.
Слайд 15
2) Ялпын ма – священная земля. Это слой земли, на котором держится жизнь.
Слайд 16
3) Ма унлуп – земное царство. Это царство двумерное. Здесь существует и то, что на виду, и то, что невидимо для глаз.(духи и существа, прячущиеся от людского глаза за тоненьким слоем бересты или травинкой.
Слайд 17
4) Махар торум (воздушное пространство над землей)
Слайд 18
5) Нуми Торум – небесный купол. Это слой, на котором держится жизнь духов, бога и его детей.
Слайд 19
6) Карс. Здесь обитают всемогущие силы, которые выше Торума.
7) Опыль – это самый верхний слой жизненного пространства на земле.
В Карсе и Опыле обитают всевидящие и могучие существа, которые не занимаются земной жизнью повседневно. Их символы не изображаются. У манси нет молебенных мест, посвященных им.
Но при сильной беде можно обратиться к ним за помощью.