Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Итоговое сочинение по литературе (2014-2015 учебный год)
Презентация подготовлена
В.А.Щепой, кандидатом педагогических наук,
Заслуженным учителем РФ,
доцентом кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО,
председателем региональной предметной комиссии ЕГЭ по литературе
Слайд 2
Какой информацией по поводу предстоящего сочинения по литературе мы сегодня не владеем ?
Слайд 3
Как соотносятся между собой цель сочинения и формулировка направлений тем?
Слайд 4
Сочинение ЕГЭ по русскому языку и итоговое сочинение
Слайд 5
Сочинение ЕГЭ по литературе и итоговое сочинение
Слайд 6
Логический анализ формулировки темы
Слайд 7
Порядок работы над формулировкой темы сочинения-рассуждения
Слайд 8
Определение содержания направления тем по творчеству М.Ю.Лермонтова
Слайд 9
Формулировка возможных ответов на вопрос
Слайд 10
Рекомендуемый список произведений М.Ю.Лермонтова
Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...».
«Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»
Слайд 11
Рекомендации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной»
Слайд 12
Возможный (минимальный) список произведений о Великой Отечественной войне
Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга».
Астафьев В. «Пастух и пастушка».
Бондарев Ю. «Батальоны просят огня». «Горячий снег».
Быков В. «Мертвым не больно». «Сотников». «Альпийская баллада».
Некрасов В. «В окопах Сталинграда».
Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке».
Симонов К. Стихотворения о войне. «Живые и мертвые» и др.
Слайд 13
Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( XIX век)
А.С.Пушкин впервые исследовал воздействие природы на становление характера человека.
М.Ю.Лермонтову как романтику близка мысль о противоречии природы и общества. Возвышенный романтический идеал поэта – единение между природой и человеком.
Ф.И.Тютчев. Мысль о том, что человек и природа – частицы космоса, мироздания, самым сложным и скрытым явлениям в человеческой жизни есть прямая аналогия в мире природы.
А.А.Фет – мастер пейзажного психологизма.
Природа у Л.Н.Толстого – символ подлинной, естественной жизни, она приобщает человека к мировой гармонии и даёт ему душевное успокоение.
Для И.С.Тургенева природа – наиболее высокая жизненная ценность.
У А.П.Чехова природа выполняет нравственно-оценочную функцию – она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую разучились видеть.
Слайд 14
Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( XX век)
Природа у С.А.Есенина глубоко национальна, понятия природа и Родина им почти не разделяются.
Творчество М.М.Пришвина («Кладовая солнца»), К.Г.Паустовского – задушевное отношение к природе, доскональное знание природной жизни, в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы.
В.П.Астафьев («Царь-рыба»). Природа как носитель древней мудрости. Хищническое отношение к природе – духовное обеднение людей, отход от вековечной правды.
В.В.Распутин («Прощание с Матёрой»). Уничтожение природы – это ступень нравственного падения человека и человечества.
Слайд 15
Рекомендации по направлению «Чем люди живы?»
Слайд 16
ПРИМЕЧАНИЕ
Наиболее подробная информация по содержанию каждого направления, а также по написанию итогового сочинения по литературе 2014-2015 года будет обсуждаться на семинарах СИПКРО после публикации критериев оценивания.
Удачи, дорогие коллеги!
В.А.Щепа