Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Русская история и русская литература XIX века
Урок литературы в 10 классе. Введение
Хвощевская Лариса Михайловна
учитель русского языка и литературы
МОСШ п.Верхнеказымский
Слайд 2
До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их.
М.Горький
Слайд 3
КЛАССИЦИЗМ
(от лат. classicus — образцовый)
стиль и направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Слайд 4
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(от франц. sentiment — чувство)
течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, и путь к идеально-нормативной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств
Слайд 5
РОМАНТИЗМ
(франц. romantisme)
художественный метод, сложившийся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе. Для романтизма характерен особый интерес к личности, характеру ее отношения к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, что придает художественному произведению повышенную эмоциональность.
Слайд 6
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
Слайд 7
Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
Слайд 8
Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
Слайд 9
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844)
Слайд 10
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)
Слайд 11
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Слайд 12
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Слайд 13
Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Слайд 14
РЕАЛИЗМ
(от лат. realis — вещественный)
художественный метод нового времени, начало которого ведут либо от Возрождения (ренессансный реализм), либо от Просвещения (просветительский реализм), либо с 30-х гг. XIX в.
ведущие принципы реализма: объективное изображение жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типических характеров в типических обстоятельствах при полноте их индивидуализации; жизненная достоверность изображения наряду с использованием условных и фантастических форм; преобладающий интерес к проблеме личности и общества
Слайд 15
Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
Слайд 16
Александр Сергеевич Грибоедов (1790 -1829)
Слайд 17
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
Слайд 18
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
Слайд 19
Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
Слайд 20
РОМАН
(франц. romans — повествование) — эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени
жанр романа позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни
Слайд 21
Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
Слайд 22
Иван Александрович Гончаров (1812-91)
Слайд 23
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
Слайд 24
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Слайд 25
Драматургия
(греч. drama, букв. действие)
один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой). Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она написана в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене.
Слайд 26
Александр Николаевич Островский (1823 — 1886)
Слайд 27
Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903)
Слайд 28
Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
Слайд 29
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
Слайд 30
Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)
Слайд 31
Критика
социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев)
«органическая» (Григорьев)
эстетическая (Боткин, Страхов)
Слайд 32
Антон Павлович Чехов (1860-1904)
Слайд 33
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
свобода;
духовно-нравственные искания человека;
обращение к народу в поисках нравственного идеала.