Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
урока литературы
по теме
«Русская литература второй половины XIX века».
Выполнила учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ № 5»
г. Оренбурга
НАСЫРОВА Э.С.
Слайд 2
Русская литература второй половины XIX века. «ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ…»
Слайд 3
Историческая ситуация. РЕФОРМЫ 60-70-ых годов:
крестьянская реформа 1861 г
земская реформа 1864 г.
судебная реформа 1864г.
цензурная реформа 1865г.
городская реформа 1870г.
военные реформы 1860-70-х гг.
морские реформы 1850-60-х гг.
финансовые реформы 1860-х гг.
университетская реформа 1863г.
Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса.
Способствовали развитию капитализма.
Слайд 4
Историческая ситуация. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС:
абсолютное падение производства
недогрузка производственных мощностей
рост безработицы
нарушения в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах
Слайд 5
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война)
Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов.
Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение.
Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.
Слайд 7
Историческая ситуация. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ:
Основная цель:
споры о путях развития России.
Слайд 8
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ЗАПАДНИКИ
Сторонники развития страны по западноевропейскому пути.
Критиковали самодержавие и крепостничество.
Выдвигали проекты освобождения крестьян с землей.
Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др.
Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», Русский вестник».
Слайд 9
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: СЛАВЯНОФИЛЫ
Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве;
Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати.
Главные представители:
И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др.
Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.
Слайд 10
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: НАРОДНИКИ
Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма.
Слайд 11
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ПОЧВЕННИКИ
Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.
Сотрудничали в журналах «Время», «Эпоха».
Слайд 12
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ: ТОЛСТОВЦЫ
Проповедовали на основе учения
Л. Н. Толстого «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества.
Слайд 13
Философия Западной Европы
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур
немецкий философ-иррационалист.
В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира и человека предстает как бессознательная «воля к жизни». «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — достигается в состоянии, близком буддийской нирване.
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих
немецкий философ, представитель философии жизни.
В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».
Слайд 14
Литературно – художественные направления
Вторая половина XIX века:
РЕАЛИЗМ
Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Слайд 15
Литературно – художественные направления
Конец века:
- кризис позитивистского миропонимания;
-утрата веры в общественный прогресс;
-интерес к подсознательному;
НАТУРАЛИЗМ
1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному.
2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Слайд 16
ПРОЗА
Ведущие жанры:
Вторая половина XIX века РОМАН
Художественные достоинства русского романа:
глубокий психологизм;
гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем;
высокий уровень литературного языка.
Ведущие мастера жанра:
И.А.Гончаров И.С.Тургенев
Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой
Слайд 17
ПРОЗА
Ведущие жанры:
Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ
Причины возникновения малых жанров:
Утрата обобщающего взгляда на жизнь;
Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.
Ведущие мастера жанра:
В.Г.Короленко В.М.Гаршин
А.П.Чехов
Слайд 18
ДРАМАТУРГИЯ
Жанры и направления драматургии.
Вторая половина 19 века:
-сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин
-историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой
-водевили – В.А.Крылов
-психологическая драма
-народная комедия - А.Н.Островский
-стихотворная драма
Конец 19 века:
- «новая драма» - А.П.Чехов
Слайд 19
ПОЭЗИЯ
Основные направления
Вторая половина XIX века
«пушкинское» «гоголевское»
(«чистое искусство») (реалистическое)
проблемы
философские социальные
А.А.Фет Н.А.Некрасов
А.К.Толстой Н.А.Добролюбов
Слайд 20
ПОЭЗИЯ
Основные направления:
Конец XIX века:
импрессионизм символизм
«… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».
Д.С.Мережковский