Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
ЛЕКЦИЯ № 7
Слайд 2
На развитие мировой художественной культуры во второй половине XIX века оказали влияние следующие исторические факторы и явления:
открытие в области естественных наук;
интерес деятелей искусства к научному методу
познания мира;
изучение истории своих народов для
осмысления явлений современности;
проблемы образования и просвещения;
введение школьных реформ в странах Западной
Европы.
Слайд 3
Критический реализм как ведущий художественный метод во второй половине XIX века.
Декаданс – характеризующийся оппозицией к общепринятой морали с его культом красоты, эстетизацией греха и порока. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Натурализм с культом природы, как единым и универсальным принципом объяснения всего сущего; направление в литературе и искусстве, возникшее в последней трети XIX в. и стремящееся к внешне точному, идейно не осмысленному изображению действительности.
Импрессионизм, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и естественности.
Постимпрессинизм – художники этого направления отказывались изображать только зримую действительность (как реалисты), или сиюминутное впечатление (как импрессионисты), а стремились изображать ее основные, закономерные элементы, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни.
Слайд 4
Норвежский драматург Ибсен Генрик (1828-1906 гг.)
1850 г. – драма «Катилина»
26 сентября 1850 г. поставлена пьеса – одноактная лирическая драма –«Богатырский курган».
В 1851—1857 гг. Ибсен занимает место драматурга, режиссера и художественного руководителя Норвежского театра в Бергене.
В конце 1840 — начале 1850-х гг. Ибсен обратился к сатире и гротеску: «Иванова ночь», «Фру Ингер из Эстрота», «Пир в Сульхауге», «Воители в Хельгеланде».
1857 – 1862г.г. - возглавляет столичный Норвежский театр (г. Христиания).
В 1858 г. Ибсен женится на Сусанне Торесен. Рождается их единственный сын Сигурд.
С 1864 по 1891 гг. живёт в Риме, Дрездене, Мюнхене.
1866 г. – драматическая поэма «Бранд», пьеса в стихах «Пер Гюнт».
На рубеже 70-х гг. Ибсен пишет политические и историко-философские стихи.
1872 г. – пьеса «Приведения»
1873 г. – дилогия о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин».
1877 г. – пьеса «Столпы общества»
1879 г. – пьеса «Кукольный дом»
1882 г. – пьеса «Враг народа»
С середины 80-х гг. социальная критика у Ибсена ослабевает.
23 мая 1906 г. после тяжелой продолжительной болезни Ибсен умер в Христиании.
С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию.
С 2008 года вручается Международная премия Ибсена.
Слайд 5
Социально-психологическая пьеса «Кукольный дом»
Эта пьеса является примером того, как социальный по своей сути конфликт — столкновение естественных человеческих стремлений и бесчеловечных законов общества — приобретает сначала нравственную окраску (в рамках семьи выясняется, морально или аморально поступила Нора, подделав подпись на векселе), а потом действие переходит в сферу психологии — основное внимание сосредоточивается на душевной борьбе главной героини.
Слайд 6
«Дитя Шекспира» Артюр Рембо (1854 — 1891)
Жан-Никола-Артюр Рембо родился 20 октября 1854 года в провинциальном городке Шарлевиль на северо-востоке Франции в буржуазной семье.
Первый период творчества писателя (1860-1870)
1860 г. – начало литературного творчества.
1869 г. – стихотворения «Сенсация», «Зло».
1870 г. – стихотворения «Офелия», «Бал
повешенных», «Спящий в долине».
Второй период творчества (1870 – 1871)
1871 г. – стихотворение «Пьяный корабль»
Третий период творчества (1872 – 1873)
Цикл «Озарение»
Все свои гениальные стихи Рембо успел написать до двадцати лет. Затем, проведя анализ современной поэзии, решил, что лучше путешествовать по свету и зарабатывать на жизнь торговлей.
Слайд 8
Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан
(1850—1893)
1863 г. – обучение в духовной семинарии.
1866-1869 г.г. – обучение в руанском лицее.
1870 г. – поступление в Парижский университет на юридический факультет.
1870-1871 г.г. – участие во Франко-прусской войне.
1880 г. – начало литературного творчества.
1880-1890 г.г. – романы «Жизнь», «Милый друг», «Монт-Ориоль», «Пьер и Жан», «Сильна как смерть», «Наше сердце».
В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 году изданы особым собранием
(2-е изд. 1896).
Главные темы творчества.
Нормандия, родной регион писателя – «Жизнь», «Пьер и Жан», «В полях», «Милый друг», «Сильна как смерть», «Ожерелье»
Франко-прусская война – «Пышка», «Старый Милон», «Безумная», «Два друга»
Тема Женщины – «Маленькая Рок», «Мисс Гариет».
Тема семьи и детей – «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному»
Темы безумия, депрессии и паранойи – «Орля», «Шевелюра», «Госпожа Эрме», «На воде», «Мушка», «Выезд на природу», «Любовь».
Слайд 9
Новелла «Ожерелье», 1884 год
В новелле Мопассан поднял сразу несколько жизненных проблем:
конфликт желаний и
возможностей,
несоответствие духовной
организации человека
социальным условиям его
существования,
пагубное воздействие
буржуазного общества на душу,
человеческую слабость,
страх перед более успешными в
социальном плане людьми.