Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Жизнь и творчество А.П. Чехова. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Психологизм прозы Чехова. Новаторство Чехова-драматурга»
ЛЕКЦИЯ № 6
Слайд 2
Семья
Антон Чехов.
Таганрог. 29 января1860г.
Павел Егорович
Чехов,
купец 3-й гильдии
Евгения Яковлевна Чехова
Михаил Чехов,
юрист, писатель
(1865—1936)
Николай Чехов,
художник
(1858—1889)
Мария Чехова,
художник
(1863—1957)
Александр Чехов,
прозаик
(1855—1913)
Иван Чехов,
педагог
(1861—1922)
Слайд 3
Годы обучения
Отчий дом А.П. Чехова в Таганроге
Таганрогская гимназия:
1868 – 1879 г.г.
Московский университет, медицинский факультет:
1879 – 1884 г.г.
Москва, медицинский университет
Слайд 4
Первые литературные попытки
Псевдонимы Чехова:
1885 г. – Знакомство
с художником Исааком
Левитаном
1885 г. – Знакомство с писателем
Дм. Григоровичем
Слайд 5
Первый литературный опыт
1886г. – изданы сборники рассказов «Пестрые рассказы».
1887г. – «Невинные речи».
В 1887г. состоялась постановка первой пьесы «Иванов».
В 1888г. Российская академия наук присудила Чехову Пушкинскую премию за третий сборник рассказов — «В сумерках».
Слайд 6
«Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья... За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье».
Слайд 7
В 1890 г. Чехов отправился на Сахалин
Маршрут Сахалинского путешествия: Ярославль — Казань — Пермь — Тюмень — Сахалин.
Через Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, Одессу он вернулся в Москву.
Чехов осветил условия труда и быта местного населения, произвол чиновников и тюремных начальников.
Официальные лица России были вынуждены отреагировать и заняться установлением законности и наведением экономического порядка в этом отдалённом уголке Российской империи.
Слайд 8
Литературный опыт
К 1891г. им уже написаны такие произведения, как
«Гусев», «Бабы», «В ссылке»,
«Рассказ неизвестного человека», «Убийство», «Дуэль» и др.
В 1891—1892гг. в ряде губерний России из-за длительной засухи разразился голод. А.П. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний.
Слайд 9
«Мелиховский» период (1892 – 1899г.г.)
- литературный труд;
активная медицинская практика
(обслуживает 25 деревень);
открывает на свои средства
медицинский пункт;
строит три школы для
крестьянских детей, колокольню и
пожарный сарай для крестьян;
участвует в прокладке шоссейной
дороги на Лопасню;
добивается открытия почты и
телеграфа;
организует посадку тысячи
вишневых
деревьев, засевает голые лесные
участки лиственницами, вязами,
кленами, соснами и дубами.
Создаёт общественную библиотеку в Таганроге, жертвует туда более 2 тысяч томов собственных книг.
«Палата №6», «Человек в футляре», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», «Мужики»,
пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».
Слайд 10
«без труда не может быть чистой и радостной жизни»
Чехов ведёт активную общественную работу:
жертвует деньги на строительство школы,
хлопочет об устройстве первой биологической станции,
работает в Попечительстве о приезжих больных.
В 1900 г. Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук.
В 1902 г., узнав об исключении из академиков М. Горького, в знак протеста он отказывается от своего звания.
Ольга Леонардовна
Книппер
(21.09.1868 - 22.03.1959г)
25 мая 1901 г. состоялось венчание А.П. Чехова и ведущей актрисы МХАТ, Ольги Леонардовны Книппер
Создаёт пьесы
«Три сестры» (1901 г.), «Вишнёвый сад» (1903 г.)
Ведёт оживлённую переписку с Горьким, Буниным, Толстым, Станиславским, Немировичем-Данченко, Шаляпиным,
Комиссаржевской,
Мейерхольдом.
Слайд 11
Скончался в ночь
с 14 на 15 июля 1904 г., находясь на лечении в Германии, в курортном местечке Баденвайлер.
Балкон комнаты в Баденвайлере (Германия), в которой умер Антон Павлович Чехов.
Слайд 12
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов
Ранние произведения Чехова
Относят к комическим новеллам, подчёркивая динамичность их сюжета, «результативность» событий, внимание автора к поведению героев,
«настоящее репортажное» время.
Определяют его рассказы как сплав анекдота и притчи:
от анекдота – необычность и яркость сюжета, оригинальность ситуаций, жизненную достоверность, выразительность диалогов;
от притчи — универсальность смысла, философскую глубину.
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
В произведениях А.П. Чехова более позднего периода остро звучит сатирическое обличение бездуховности «пошлого человека».
Слайд 13
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов
Тематика произведений Чехова:
дикость и жестокость деревенской жизни,
взаимовлияние личности и среды,
идейные искания интеллигенции,
душевное бессилие перед пошлостью,
перерождение человека в «мелюзгу».
Основные проблемы:
проблема смысла жизни,
проблема духовной деградации человека.
Двигателем сюжета чеховских рассказов является столкновение героя с пошлостью, причём этот конфликт не имеет трагической остроты — всё по-будничному просто: герой не выдерживает испытания бытом, рутинной жизнью, его «заедает» среда.
Слайд 14
Психологизм прозы Чехова
Особенность чеховского психологизма это психологизм скрытый, косвенный, психологизм подтекста:
1. внимание к процессам внутренней жизни никогда не заостряется и
не подчеркивается;
2. композиция эпизодов всегда выдержана;
3. психологическое состояние персонажа выясняется постепенно и
незаметно для читателя.
Чехов использует одновременно разные формы психологического изображения:
внутренний монолог,
несобственно-прямая речь,
авторское психологическое сообщение,
психологическая деталь-впечатление,
прием умолчания.
Слайд 15
Новаторство Чехова-драматурга
Отходит от принципов классической драмы и отражает драматическими средствами не только проблемы, но и показывает психологические переживания героев.
Предлагает для зрителей многослойную реальность с большим количеством отступлений от главной темы и наличием различных «подводных течений».
Главное в диалогах героев чеховской драмы – это не буквальное значение слов, а их тайный смысл, внутренний контекст. При этом часто герои, произнося слова и обращаясь к собеседнику, не слышат друг друга, понимая только свою позицию.
Отсутствует явно выраженный конфликт, нет сугубо положительных и сугубо отрицательных героев, а сами пьесы написаны в рамках «открытого финала», позволяющего зрителям домысливать окончание сюжета.
ВЫВОД: Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл своего бытия и пойти по пути нравственного совершенствования.