Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
29 января (9 февраля) 1783 — 12 (24) апреля 1852
Слайд 2
ДЕТСТВО
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января (11 февраля) 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии.
Отцом его был помещик Афанасий Иванович Бунин, а матерью — пленная турчанка Сальха, после крещения — Елизавета Дементьевна Турчанинова.
Дом Жуковского в Мишенском
Слайд 3
ДЕТСТВО
Мальчик избежал участи незаконнорожденного ребенка, так как по просьбе Бунина был усыновлен живущим «на хлебах» у Буни-ных Андреем Григорьевичем Жуковским. Ребенок жил в доме Буниных на нравах воспитанника в ласке и любви, но постепенное осознание своего положения стало для него источником глубоких внутренних переживаний, отразившихся в его творчестве.
Жить нужно в соответствии с законом, чтобы не причинять боли родным и близким, — это установление стало жизненным девизом Жуковского.
Мишенское. Рисунок В. .Жуковского
Слайд 4
ДЕТСТВО
И село Мишенское, и Белев — чудесные русские уголки, которые очень любил поэт. Четырнадцать церквей с колокольнями и два монастыря города Белева определяли его прекрасный силуэт. Особенно живописно городок воспринимался с противоположного низкого берега Оки. Его панорама в утренние часы была необычайно красива — многочисленные купола сверкали на солнце. На закате же темные силуэты остроконечной застройки вырисовывались на пурпурном крае небосвода.
Спасо-Преображенский монастырь в Белеве
Слайд 5
"КОЛУМБ РОМАНТИЗМА"
«Что ни говори, — писал Александр Пушкин Кондратию Рылееву 25 января 1825 года, — Жуковский имел решительное влияние на дух нашей словесности, к тому же переводный слог его останется всегда образцовым».
Колумбом, открывшим «Америку романтизма», назвал Жуков-ского Белинский.
Василий Андреевич Жуковский стал основоположником этого нового тогда в России литературного течения, пришедшего к нам из Западной Европы. В романтических произведениях кипят сильные страсти, живут необыкновенные герои, присутствуют экзотические обстоятельства, волнения.
Особое значение для становления русского романтизма имели баллады Жуковского.
Слайд 6
"КОЛУМБ РОМАНТИЗМА"
По словам критика, общество почувствовало «новый дух творчества». Баллада была вольным переложением баллады «Ленора» немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера. Поэт существенно отступил от подлинника: изменил размер, перенес действие в Русь XVI—XVII веков и приурочил его ко времени Ливонской войны, придал балладе национальный русский колорит, использовав народно-поэтические выражения (борзый конь, ветер буйный и другие) и славянские понятия (рать славян, дружина, терем). Благодаря этому «Людмила» стала первой русской балладой, выходившей с примечанием: «подражание бюргеровской «Леноре».
«Это было время, — писал Белинский, — когда «Людмила» Жуковского доставляла какое-то сладостно-страшное удоволь-ствие, и чем больше ужасала, тем с большею страстью читали ее».
Слайд 7
"КОЛУМБ РОМАНТИЗМА"
Мрачные и суровые образы Бюргера Жуковский обработал в сентиментально-романтическом духе. Русская читающая публика встретила балладу восторженно, приветствуя первый опыт рус-ской баллады.
«Светит месяц, дол сребрится; Мертвый с девицею мчится;
Путь к их келье гробовой. Страшно ль, девица, со мной?» — «Что до мертвых? что до гроба? Мертвых дом — земли утроба». — «Конь, мой конь, бежит песок; Чую ранний ветерок;
Конь мой, конь, быстрее мчися; Звезды утренни зажглися,
Месяц в облаке потух».
Слайд 8
"СВЕТЛАНА"
Баллада «Светлана» — самое свет-лое произведение В. А. Жуковского. Оно посвящается племяннице поэта, Алек-сандре Андреевне Протасовой, и напи-сано в качестве подарка ей на свадьбу. Радостная, оптимистическая «Светла-на» — противопоставление «страшной» «Людмиле».
Легкое, ритмичное, чуть-чуть волшеб-ное действие переносит нас в царство сна, но пробуждение светло и радостно. Дело происходит в «Крещенский вече-рок », а в это время, как всем известно, могут произойти всякие чудеса.
А.Кошкин. Светлана
Слайд 9
"СВЕТЛАНА"
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей —
Вера в Провиденье.
Благ Зиждителя Закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
Баллада не раз упоминается в произведениях Пушкина. Свою любимую героиню Татьяну Пушкин сравнивает со Светланой:
«Скажи: которая Татьяна?» — Да та, которая грустна И молчалива, как Светлана, Вошла и села у окна.
К.Брюллов. Гадающая Светлана
Слайд 10
ЛЮБОВЬ ЖУКОВСКОГО
Молодой Василий Жуковский был приглашен своей сестрой по отцу, Екатериной Афанасьевой Протасовой, быть наставником и домашним учителем своих племянниц — Маши и Саши Протасовых.
Жуковский с увлечением отдавался занятиям с милыми и умными девочками.
А позже Жуковский и Маша поняли, что сильно, на всю жизнь полюбили друг друга.
Они не были близкими родственниками и могли бы поже-ниться, но Е. А. Протасова решительно воспротивилась этому браку.
Слайд 11
ЛЮБОВЬ ЖУКОВСКОГО
Жуковский изо всех сил боролся за своё счастье, но надежды не было.
«Сердце ноет, когда поду-маешь, чего и для чего меня лишили», — пишет он.
Маша признается в письме двоюродной сестре: "Когда мне случится без ума грустно, то я заберусь в свою горницу и скажу громко: Жуковский! И всегда станет легче".
Дни любви, когда одною
Мир для нас прекрасен был, ах! Тогда сквозь покрывало
Неземным казался он...
Снят покров; любви не стало;
Жизнь пуста, и счастье — сон. «Таинственный посетитель». 1824
Дом Маши Протасовой
Слайд 12
ЛЮБОВЬ ЖУКОВСКОГО
Маша Протасова вышла замуж за хорошего и любящего её человека — доктора Мойера, но любовь к Жуковскому сохрани-ла на всю жизнь. Она рано умерла. Жуковский тяжело пережи-вал эту потерю. Одно из его стихотворений — всего лишь четве-ростишие — проникновенное, глубокое по мысли — говорит о благодарности судьбе за встречу с хорошими, милыми и талантливыми людьми.
О милых спутниках, которые наш свет Своим сопутствием для нас животворили, Не говори с тоской — их нет,
Но с благодарностию — были.
Не кори судьбу за то, что близкие рано ушли из жизни, но благодари за то, что они были рядом с тобой и любили тебя.
Слайд 13
1812 год
Василий Андреевич Жуковский участвовал в Отечественной войне 1812 года, сражаясь в рядах московских партизан-добровольцев вместе с Вяземским, Грибоедовым, Лажечниковым. Он был зачислен поручиком Первого пехотного полка Московского ополчения, принимал участие в Бородинской битве и в сражении под Красным; работал в походной типографии своего друга и однокашника, профессора Дерптского университета Андрея Кайсарова.
Слайд 14
1812 год
Знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов» (сентябрь — начало (до 6) октября 1812) — о героях Отечественной войны. Жуков-ский упоминает здесь очень многих бесстрашных её участников, а также воинов былых времен. И Кутузов, и Багратион, и Давыдов, и Фигнер, и Кайсаров, и Раевский, и Милорадович, и многие, многие другие — персонажи этого замечатель-ного стихотворения, положен-ного на музыку Дмитрием Бортнянским.
«Певец во стане русских воинов». Худ. Н.В.Кузьмин. 1943
Слайд 15
1812 год
Доселе тихим лишь полям
Моя играла лира...
Вдруг жребий выпал: к знаменам!
Прости, и сладость мира,
И отчий край, и круг друзей,
И труд уединенный,
И всё... я там, где стук мечей,
Где ужасы военны.
А вот исторически точные слова о Наполеоне Бонапарте:
Злодей! он лестью приманил
К Москве свои дружины;
Он низким миром нам грозил
С Кремлевския вершины.
«Пойду по стогнам с торжеством!
Пойду... и все восплещет!
И в прах падут с своим царем!..»
Пришел... и сам трепещет; Подвигло мщение Москву:
Вспылала пред врагами
И грянулась на их главу
Губящими стенами.
Слайд 16
ЖУКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР II
В 1826 году Василий Андреевич Жуковский был приглашен работать в качестве наставника наследника престола Великого князя Александра Николаевича — будущего царя Александра II.
Жуковский отнесся к своей миссии воспитателя престолонаслед-ника со всей серьезностью. Взяв за основу систему образования выдающегося швейцарского педагога Песталоцци, Жуковский раз-работал «План учения» для Великого князя.
Ведь на нем лежала ответственность за воспитание будущего императора, формиро-вание его мировоззре-ния, постижение им «науки царствовать».
Слайд 17
ЖУКОВСКИЙ И АЛЕКСАНДР II
Для этого Жуковский создал специальный свод наставлений: «Люби и распространяй просвещение: оно — сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства. Люби свободу, то есть правосудие. Владычествуй не силой, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения». С малых лет прививая наследнику такой высокий кодекс чести, Жуковский воспитал не только царя, но и человека, уничтожившего рабство в России.
Слайд 18
СКАЗКИ ЖУКОВСКОГО
«Надобно, чтобы в детской сказке... все было нравственно чисто, чтобы она своими сценами представляла воображе-нию одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного, ненравствен-ного впечатления после себя не оставляли».
В.А. ЖУКОВСКИЙ
Название своей первой сказке поэт дал в духе старин-ных русских сказаний: "Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери" (1831).
Слайд 19
СКАЗКИ ЖУКОВСКОГО
В сказках много приключении, превращении, умных и добрых персонажей, есть и злые силы, но добро всегда торжествует.
Интересны и познавательны «Сказка об Иване-царевиче и сером волке» (1845), «Повесть об Иосифе Прекрасном» (1845), «Ундина» (1833-1836) и другие произведения. Три небольших стихотворения «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», написанные для малышей, отличаются теплотой, нежностью, изысканной поэтичностью.