Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Николай Семёнович Лесков
Сказ «Левша»
Слайд 2
Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»
Дом, в котором родился Н.С.Лесков
Слайд 3
Панин хутор
«Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»
Н.С.Лесков
Слайд 4
1841г. Орловская гимназия
«В науках далеко не зашелся», - скажет о себе Лесков и назовет себя «малообученным» для литературного дела.
Слайд 5
Орловская гимназия, в которой учился Н.С.Лесков
Слайд 6
Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».
Н.С.Лесков
Слайд 7
Тургеневский бережок
Лесков первый указал своим землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».
Слайд 8
Памятные места
ул.Болховская,
Карачевская,
мост через речку Олик,
церковь Михаила Архангела
Слайд 9
Дом-музей Н.С.Лескова
ул.Октябрьская
Слайд 10
Дом-музей Н.С.Лескова
Кабинет
Слайд 11
Дом-музей Н.С.Лескова
Слайд 12
(1831 – 1895)
В своих книгах Лесков воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.
Слайд 13
В Орле есть очень интересный памятник Н.С.Лескову на фоне храма Михаила Архангела: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: Левша; Тупейный художник; Соборяне; Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник.
Слайд 14
Левша – это символ русского народа
Слайд 15
Тула - старинный русский город,
прославившийся своими оружейниками и самоварами
Слайд 17
Тульские самовары
Слайд 19
Сказ «Левша» (1881г)
Слайд 20
Сказ — эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды.
Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира.
В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события.
Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.
Найдите приметы сказового жанра в тексте.
Слайд 21
Идея сказа :
показать, что наши, русские, не хуже заморских мастеров
вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев
Слайд 22
Николай I
Александр I
Слайд 23
Атаман Платов
Платов Матвей Иванович
(1751-1818)
–граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном.
Слайд 24
Объясните, что означают слова…
тугамент бюстры буреметры морские
мелкоскоп преламут смолевые непромокабли
нимфозория керамида мерблюзьи мантоны
Слайд 25
Значения выражений
Буреметры морские – барометры морские
Нимфозории – инфузории
Мелкоскоп – микроскоп Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Преламут – перламутр Огромные бюстры – огромные бюсты Верояции – вариации Египетская керамида – египетская пирамида
Долбица- таблица
Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Слайд 26
Платов и император Николай Павлович
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 27
Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 28
«Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
«Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал».
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
«Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».
Слайд 29
Император Николай Павлович верил в свой народ
Слайд 30
Государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 31
Император Александр Павлович
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
«Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
«Государь на все это радуется».
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
«Пожалуйста, не порть мне политики».
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
Слайд 32
Государь и англичане
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 33
Платов на досадной «укушетке»
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 34
Платов и тульские оружейники
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 35
Герой войны казак Платов
Храбрость на войне и уважение к простому человеку – разные вещи. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа, но только на словах.
Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного,
некрасивого мастера Левшу. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол.
Слайд 36
Тульские мастера за работой
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 37
Мастера несут Платову царскую шкатулку
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 38
Левша в государевом дворце
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 39
Левша и император возле мелкоскопа
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 40
Левша среди англичан
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 41
Русское оружие
Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри.
А внутри-то — резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
Слайд 42
Смерть Левши
Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Слайд 43
Главный герой рассказа – тульский умелец Левша
Слайд 44
В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
Общее:
-у обоих имени нет
оба бесправные мелкие существа
обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия
оба представляют национальное мастерство (английское и русское)
каждый приобретает за границей свой секрет(подковки и тайна чистки ружей)
оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)
Разное:
-левша –живой человек, блоха –вещь
блоху сделали, левша - сам мастер
левша живёт чувством, блоха –продукт точного расчёта
они представляют разные культуры(европейскую и русскую)
отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр
за пять тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя, везли)
Слайд 45
Левша – это …
главный герой
талантливый мастер
герой с "человечкиной душой"
душа народа, его совесть
рыцарь добра
олицетворение народного таланта
собирательный образ народа
выразитель русского народа
талантливый мастер
безымянный мастер
на нем держится Россия
носитель трудовой доблести
носитель всемирной славы России
символ русского народа
Слайд 46
Качества главного героя
- патриотизм
- талант
- усердие
- настойчивость
- целеустремлённость
- неприхотливость
- скромность
- трудолюбие
Слайд 47
Главная идея
произведения
Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.