Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема: Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
Слайд 2
Годы жизни Н.С. Лескова (1831-1895)
Слайд 3
Н.С. Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии.
Дом, где родился писатель.
Слайд 4
Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил.
Гимназия в Орле, в которой учился Н.С. Лесков.
Слайд 5
В 1847 году после смерти отца и гибели от пожара всего небольшого имущества, бросает гимназию и поступает на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда.
Слайд 6
Словарная работа.
КАНЦЕЛЯРИСТ - низшее должностное лицо в государственных учреждениях. Занимался подготовкой и оформлением документов.
Слайд 7
После смерти отца Лескову пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь.
Слайд 8
В 1861 году Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».
Слайд 9
Творчество писателя разнообразно: очерки, повести, романы.
Одними из самых интересных произведений Лескова является повесть
«Очарованный странник» и сказ о тульском косом левше и о стальной блохе «Левша».
Слайд 10
Герои Лескова – люди Русской земли, чудаки, необычайно одарённые, щедрые, всегда готовые прийти на помощь другим.
Слайд 11
Лесков, по словам Максима Горького, писал не о мужике, не о помещике, а всегда о русском человеке. В каждом рассказе думал о судьбе России.
Слайд 12
Памятник Н.С. Лескову
установлен в 1981 году в городе Орле
на фоне храма Михаила Архангела .
Слайд 13
Этот памятник интересен тем, что, вокруг расположились композиции из пяти его произведений: Левша; Тупейный художник; Соборяне; Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник.
Слайд 14
Дом-музей Н.С.Лескова
ул.Октябрьская
Слайд 15
Дом-музей Н.С.Лескова
Кабинет
Слайд 16
Дом-музей Н.С.Лескова
Экспозиция
Слайд 17
Дом-музей Н.С.Лескова
Слайд 18
Личные вещи Н.С.Лескова
Слайд 19
Праведники Лескова
Праведник для Лескова «тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится под- чинить жизнь служению лю- дям». Праведники – «малень- кие великие люди», бес-
страстные и бескорыстные, борющиеся за справедли-
вость. Праведник – это обяза- тельно патриот, «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…»
Слайд 20
Сказ «Левша» (1881г)
Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особенным характером и складом речи.
Слайд 21
История создания
Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого….».
Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».
Слайд 22
Жанр произведения
Сказ – это жанр, в котором повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, и при этом воспроизводятся все особенности «живой речи» гово-рящего. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к наиболее ярким образцам этого жанра.
Слайд 23
Сюжет
Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.
Слайд 24
Герои произведения
Левша – тульский мастер (прототип Алексей Михайлович Сурнин, учился в Англии, вернулся домой и многому обучил рабочих, ввел ряд инноваций в производство.
Платов – казак
Александр I и Николай I
Полшкипер – моряк с английского судна. Слово представляет собой искаженное «подшкипер» – должность моряка.
Слайд 25
Николай I
Александр I
Слайд 26
Государственные люди и Левша
Государственные люди противопоставлены Левше. Император Александр I выделен «ласковостью», симпатиями к промышленному западу и недоверием к собственному народу
(«…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»).
Александр I
Слайд 27
Государственные люди и Левша
«Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напро- тив, превосходит патри- отизм Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотли- вые моменты.
Николай I
Слайд 28
Государственные люди и Левша
Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате он попадает в опалу на «досадную укушетку».
М.И.Платов
Слайд 29
Атаман Платов
Платов Матвей Иванович (1751-1818) –граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном.
Слайд 30
Тула - старинный русский город, прославившийся своими оружейниками и самоварами
Слайд 32
Государь император Александр Павлович с Платовым в аглицких кунсткамерах.
Левша, аглицкий полшкипер и черт из пучины, он же «морской водоглаз».
Слайд 33
Патриотизм в произведении
Патриотизм – это любовь к родине.
Что вкладывает Левша в понятия «отечество, родина»?
Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть».
Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма.
Слайд 34
Умирая, Левша «одно только мог внятно выговорить» - чтобы ружья кирпичом не чистили, а то «храни Бог войны, они стрелять не годятся». И последние слова забытого и никому не нужного героя – тоже о благе родины.
Слайд 35
Речь героев
Речь рассказчика и героев сложна, полна сложных оборотов, нередко неправильна.
Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл, например: кушетка – укушетка, таблица – долбица, двухместная – двухсестная, микроскоп – мелкоскоп и др.
Слайд 36
Проблематика. 1. Личность и общество (Левша – господа) бесправие народа 2. Проблема русского таланта и возможности его реализовать, 3. Проблема власти (отношение государя к русским и английским мастерам), беззакония Смысл названия Свобода интерпретации – главный герой в названии произведения : не учат, а рассказывают историю, из которой каждый может сделать свои выводы. В «Левше» переплетаются реальные и вымышленные события
Слайд 37
Заключение
На этом уроке вы познакомились со «Сказом о тульском косом левше и о стальной блохе» и его главным героем – Левшой.
Вы узнали:
об особенностях жанра «сказа»;
кто такие праведники Н.С.Лескова;
о необычном языке героев сказа;
об идее патриотизма, которая заложена в этом произведении.
Н.С.Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.
Слайд 46
Спасибо за внимание!
Домашнее задание!
Открываем дневники!
Стр. 356-359, 397-400 прочитать и дополнить конспект урока информацией, которая не была сказана и записана. Не отправлять!
Стр. 360 - прочитать сказ , выполнить задания на учи.ру «Задания на 17 февраля 7 А класс, 14 упражнений.