Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 класс
«Однородные
и
неоднородные
определения»
Слайд 2
Цель урока: углубить представление об определениях, закрепить навыки узнавания однородных и неоднородных определений в тексте, их графического изображения.
Слайд 3
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ (РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ)
1. Я жил недорослем гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
2. Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху.
3. Я взял на себя вид равнодушный и обратясь к Савельичу который был и денег и белья и дел моих рачитель приказал отдать мальчику сто рублей.
Слайд 4
ПОВТОРЕНИЕ Составьте рядом схемы однородных членов предложения.
«удар мой верен был и скор»
« и помнил я кольчуги звон, и
блеск ружья, и гордый
непреклонный взор, и молодых
моих сестер»
«узнать, для воли иль тюрьмы
на этот свет родимся мы»,
«то вдруг стихал он, то сильней
он раздавался в тишине»,
«простая песня то была, но в
мысль она мне залегла»,
как будто сам я был рожден в
семействе барсов и волков».
Слайд 5
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! И.С. Тургенев.
Слайд 6
ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Характеризуют предмет с одной стороны ( по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете.
Соединены между собой сочинительной связью. (Можно поставить союз и).
Равно непосредственно относятся к определяемому существительному.
Произносятся с перечислительной интонацией.
Определения- эпитеты (художественные, эмоциональные определения).
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Характеризуют предмет с разных сторон.
Непосредственно к существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
Между ними нет сочинительной связи . (Нельзя поставить союз и).
Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественными и относительным).
Слайд 7
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Девушка, которую он назвал своей сестрою, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и чёрными, светлыми глазами.
Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье ,тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья, и пила воду только из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни.
У него было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
Слайд 8
САМОПРОВЕРКА
Однородные определения
черными, светлыми глазами,
приличной и благовоспитанной барышни,
Неоднородные определения:
смугловатого круглого лица,
с небольшим тонким носом,
большими мягкими глазами,
мягкими курчавыми волосами,
Слайд 9
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Составьте 5 словосочетаний с неоднородными определениями
Составьте 5 словосочетаний с однородными определениями
Слайд 10
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен. (А. Куприн.)
Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как- значит и мыслить кое-как: неточно, неверно.
(А. Толстой.)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И.Тургенев.)
Перепишите высказывания писателей о русском языке, найдите однородные и неоднородные определения.
Произведите морфологический разбор слов певуч и русский.
Объясните постановку тире во втором высказывании.