Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
А.С.Пушкин
«Повести Белкина»
Слайд 2
«Осень подходит. Это моё любимое время года - здоровье моё обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настаёт».
А.С. Пушкин - П. Плетнёву. 31 августа 1830 года.
Слайд 3
БОЛдинская осень 1830
«Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать… Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души… пиши дома сколько вздумается, никто не помешает».
А. С. Пушкин - П. Плетнёву. 3 сентября 1830 года.
Слайд 4
БОЛдинская осень 1830
«… я в Болдине писал, как давно уже не писал…»
А. С. Пушкин - П. Плетнёву.
9 декабря 1830 года.
Слайд 5
Болдино - родовое имение отца Поэта в нижегородской губернии
Слайд 13
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
«Выстрел»
«Метель»
«Гробовщик»
«Станционный смотритель»
«Барышня-крестьянка»
Слайд 14
Пушкин в Болдино
Такой авторский прием позволяет Пушкину сохранить в повестях отпечаток простодушного взгляда на вещи. Автор анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина, случайная обида поставила
на грань гибели молодого
графа Б. из повести «Выстрел».
В повети «Метель» роковая случайность роковая случайность, снежная буря, подменила женихов.
Слайд 15
Титульный лист первого издания произведения
Слайд 19
Метель –картина природы: снег, ветер, разбушевавшаяся зимняя стихия; взвихренность, «метельность», круговерть событий; тревога, смятение в душах главных героев.
Метель – несчастье, крах жизненных планов одних, счастливый поворот судьбы других героев.
Слайд 20
1.Ненарадовские помещики.
2.Влюбленные.
3.Побег.
Приготовления Марьи Гавриловны.
Блуждания Владимира.
4.Болезнь Марьи Гавриловны.
5.Смерть Владимира.
6.Жизнь на новом месте.
7.Гусарский полковник Бурмин.
8.Объяснение.
ПЛАН ПОВЕСТИ
Слайд 21
Жизнь, а не красивые выдумки героев, становятся решающей силой в их судьбе. В нале повести постоянно подчеркивается несоответствие поведения влюбленных и бытового уклада. Владимир Николаевич заблудился на крохотном куске земли, пятиверстный путь до Жадрина превращается в нескончаемое кружение по снегу и метели, и все в сторону. Небольшое поле внезапно расширяется до бескрайнего пространства, где жизни людей кружатся как снежинки в вихре метели – «судьбы».
«Метель»
Слайд 22
Как ведёт себя Марья Гавриловна при осуществлении своих романтических планов? Как это её характеризует?
Как в рассказе о её побеге из дома начинает звучать тема судьбы (метель – нетерпеливые кони – стремительный бег в неведомое – божий храм)?
Каким предстаёт перед нами Владимир в «своём» эпизоде повести? Как ведёт себя в неожиданных обстоятельствах?
Слайд 23
Любят ли друг друга Марья Гавриловна и Владимир Николаевич?
Или просто играют в любовь?
Слайд 24
Марья Гавриловна Владимир Николаевич
«…Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…»
Маша сошла в сад. «Метель не утихала; ветер дул навстречу.»
Лошади «не стояли на месте», едва же барышня уселась, «лошади понесли».
«…для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь и отправился в Жадрино, куда через два часа должна была приехать Марья Гавриловна.»
«…езды было всего 20 минут», но «поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел».
Лошадь « ступала наудачу и поминутно проваливалась в яму», потом «начала уставать», потом «чуть ступала».
Слайд 25
«…в ночь Маша занемогла»
Способна изменить себя, приобрести новые жизненные ценности, сохранить надежду на благие повороты судьбы, поэтому остаётся жить.
«Какое известие ожидало его!»
Закончилась романтическая история, которой он жил, вне которой не мыслил своего существования, - закончилась жизнь.
Одна и та же сила с помощью одних и тех же средств в одном случае подхватывает и мчит навстречу желаемому, в другом – мешает, противодействует, преграждает путь.
Реакция Марьи Гавриловны на случившееся была столь острой, что едва не стоила ей жизни. Владимир Николаевич в письме отказывается от столь желаемого счастья, взывает к смерти, и голос его звучит пророчески.
Вывод:
Слайд 26
Метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.
Слайд 27
На дворе была метель; ветер выл… Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу.
Метель Марии Гавриловны
Слайд 28
«…едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту все занесло…»
Путь, который должен был занять 20 минут, растянулся на всю долгую зимнюю ночь. «Погода утихла» незадолго до рассвета.
Метель Владимира
Слайд 29
«…вдруг поднялась ужасная метель»; «непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал». «Метель не унималась», Бурмин поехал в самую бурю. Не заметив места, где выезжал на дорогу, он оказался в незнакомой стороне. «Буря не утихала;…увидел огонек и велел ехать туда».
Метель Бурмина
Слайд 30
А.С.Пушкин верил в решающую роль случая в жизни. Он не раз задумывался о том: не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести
счастье и удачу. Когда герои повести смирились с ошибкой, судьба снова пошутила, но уже по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
«Метель»
Слайд 31
«Метель».
Побег Марьи Гавриловны.
Слайд 32
В повести Пушкин создает ощущение живого воплощения, все произведение поражает интонацией дружеской доверительной беседы у камелька. Мы видим, как автор сознательно разрывает хронологию повествования, сначала следует знакомство автора с Дуней, потом вклинивается сломленный смотритель, затем уже идет его рассказ, потом финал. В то же время, образ смотрителя сохраняет цельность, мастерски показано его развитие и изменение. Почему так складывается судьба героя? Пушкин показывает, что никто и ничто не может изменить ситуацию и сочувствует своему герою.
«Станционный смотритель»
Слайд 33
«Станционный смотритель»
Слайд 34
Тема Дуни неразрывно сопряжена в повести с мотивом дороги. Впервые «маленькая кокетка» является перед нами на станции. Она сформирована дорогой, она движется и развивается.
«Станционный смотритель»
Судьба Дуни устраивается помимо воли отца: отдавшись своей юной любви, она порывает с «прежним своим состоянием», где остается Вырин с его почтовым домиком и неизбывным горем.
Слайд 35
В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.
Судьба героини
Слайд 37
История главного героя – драма неравенства, о которой Пушкин размышляет, понимая, что тут нет чьей-то исключительной личной вины.
Самсон Вырин
Слайд 38
Потеряв все, что у него было – свою единственную дочь, смотритель знает, что нигде не добьется справедливости. Сцена его мытарств в столице, когда он приходит к обидчику и тот дает ему деньги, смотритель сначала неосознанно берет их, потом выбрасывает, потом бежит и снова хочет подобрать, но деньги уже схватил прохожий, - эта сцена нагнетает атмосферу драмы, отчаяния.
Самсон Вырин
Слайд 39
Человек унижен бесконечно – в том числе и самим своим поступком, тем, что взял деньги, что бросился их искать… Он мечется, и читатель понимает, что просто герой настолько бесправен, что не знает, как ему поступить.
Самсон Вырин около дома Минского.
Самсон Вырин
Слайд 40
Пушкин – писатель глубокий, остроумный, весьма находчивый, он ввел в повесть ряд деталей, которые создают нужную атмосферу, содержит подтекст. Такие детали называются художественными потому, что придают повествованию глубину и многозначность. Например, в домике станционного смотрителя мы обнаруживаем серию картинок, изображающую эпизод из Евангелия – «Возвращение блудного сына». В притче, рассказанной Христом, блудный сын возвращается к отцу – подразумевается Господь как Отец Небесный. В повести же старик бесплодно ждет возвращение блудной дочери, и такая же горькая ирония и грусть звучат в нашей душе, когда мы сравниваем эти две истории!
Художественная деталь
Слайд 41
«…Тут он принялся переписывать мою подорожную, а занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель…»
«Всё это доныне сохранилось в моей памяти: и горшки с бальзамином, и кровать с пёстрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.»
Слайд 42
Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель, который по вине легкомысленного гусара теряет свое единственное достояние – прелестную, приветливую и любящую дочь, - образ огромной значимости.
«Маленький человек» в большой литературе
«Маленький человек» – так в литературе называют героев, написанных с людей, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Писатели остро чувствовали драму неравенства, на каждом шагу встречая людей униженных и оскорбленных, и не могли пройти мимо них равнодушно. «Маленький человек» у Гоголя, Достоевского, Чехова – актуальная тема, это одна из основных тем русской классики.
Слайд 44
Дуэлью назывался поединок между дворянами, который проводился по строго установленным правилам. Существовали так называемые дуэльные кодексы, в которых был детально прописан порядок проведения поединков.
«Выстрел»
Слайд 45
Композиция –
последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.
Слайд 46
глава I
Рассказ офицера о Сильвио;
Рассказ Сильвио о первой дуэли с графом.
глава II
Рассказ офицера о графе;
Рассказ графа о второй дуэли.
Слайд 47
Сильвио поставил себе цель : отомстить графу, ведь во время первой дуэли соперник был спокоен, т.к. ему было нечего терять, и главный герой не стал стрелять. Сильвио хотел увидеть страх в глазах графа.
Рассказчик во время своей службы познакомился с загадочным человеком по имени Сильвио. Сильвио открывает свою тайну. (Рассказывает о своей первой дуэли с графом).
«Выстрел»
Слайд 48
Первая часть повести носит автобиографический характер. Во время дуэли 1822 года в Кишинёве с офицером Зубовым Пушкин так же, как и герой его повести, завтракал черешней, глядя на целящегося в него противника.
Слайд 49
Главным персонажем повести «Выстрел» является Сильвио. Он предстает перед нами как храбрый, умный, честный, добивающийся поставленной цели человек. В Гусарском полку он имел сильное влияние на молодых офицеров, но после случая, когда герой отказывается вызвать на дуэль своего обидчика, теряет свой авторитет. Причиной отказа от дуэли послужило нежелание подвергать свою жизнь опасности, не отомстив врагу.
Мы видим человека, кардинально изменившего свою жизнь, полностью подчинив ее планам мести.
Слайд 52
В презентации использованы материалы:
1) Иллюстрации из книги: А.С. Пушкин в русской и советской иллюстрации. Альбом. Том второй. – М.: Книга, 1987.
2) Иллюстрации с сайтов: lit.1september. ru;
pushkin-art.ru; pergam-club.ru; orthgymn.ru; livelib.ru; boldinomuzey.ru/gellery.html.
3) Портреты Пушкина работы П.Ф. Соколова и О.Кипренского
4) Портрет Н. Гончаровой работы А.П. Брюллова.
5) Картина И. Левитана «Золотая осень».