Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
Подготовка к итоговому сочинению.
Направление «Путь»
Слайд 2
План.
1. Вступление.
2. Формулировка темы. Что я могу сказать по этому поводу?
3. Первый аргумент из литературного произведения.
4. Вывод.
5. Второй аргумент из литературного произведения.
6. Вывод.
7. Заключение
Слайд 3
С чего начать? Вступительная часть сочинения
Образ дороги
Герои русских сказок отправляются в путь в поисках счастья.
Былинные богатыри выходят на дорогу, чтобы встать на защиту земли родной
Традиционный в русской литературе
Берёт своё начало из фольклора.
Этот образ не раз переосмысливался в классической русской литературы, наполняясь глубоким философским содержанием.
Это раздумья о судьбе человека, об образе его жизни, духовных исканиях.
Слайд 4
Алгоритм работы над сочинением
Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
Либо я найду свой путь, либо проложу его сам.
Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
свой путь, проложу его сам.
Слайд 5
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
Проблема выбора жизненного пути рано или поздно встаёт перед каждым человеком. Этот выбор всегда сложен. Есть опасность свернуть не на ту дорогу и потом бесконечно сожалеть об этом. Человек целеустремлённый упорно ищет свой путь, опираясь на опыт других людей, или, обретая собственный опыт, находит свою уникальную дорогу.
Слайд 6
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Взрослея, человек наблюдает, как живут окружающие его люди. Он невольно анализирует их дела, поступки, манеру поведения, образ жизни, делает опредёлённые выводы. Кто-то выбирает себе ориентир, образец для подражания и следует ему. Другой человек, напротив, отвергает всё то, что видит вокруг, мечтает найти что-то своё, уникальное, абсолютно новое и это становится целью его жизни, отправной точкой пути.
Слайд 7
Подбери цитату.
Сделай шаг, и дорога появится сама собой (Стив Джобс).
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу (О.Генри).
У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе (Герман Гессе).
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути (Фрэнсис Бэкон).
Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью (Поль Валери).
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно (Данте Алигьери).
Слайд 8
Шаг пятый. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне раскрыть данную тему.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.С. Леской «Очарованный странник»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Делаю «подводку» к аргументации.
В произведениях многих русских писателей герои ищут свою жизненную дорогу, образ которой неотделим от понятия «судьба».
Слайд 9
Вопросы к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Кто из героев Толстого проходит свой путь исканий?
О чём мечтает Андрей Болконский в начале романа?
Почему не хочет жить так, как живут окружающие?
Меняются ли его взгляды на протяжении романа?
Как приходит к герою понимание настоящей любви?
Слайд 10
Вопросы к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Когда Пьер Безухов осознаёт, что живёт неправильно?
Какие жизненно важные вопросы задаёт себе?
Как пытается изменить вою жизнь?
Какое значение в жизни Пьера сыграла война 1812 года?
Какой путь выбирает Пьер в финале романа?
Слайд 11
Вопросы к произведению Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Мотив дороги в повести становится ведущим. Докажите, что каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
Каким предстаёт главный герой Иван Флягин в начале повествования?
Когда впервые почувствовал боль и страдания другого человека?
Как ему удалось познать «красоты природы совершенство»?
В чём особенность любви Флягина?
Какой путь выбирает герой в конце произведения?
Слайд 12
Шаг восьмой. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
Шаг девятый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения.
Слайд 13
Возможный вариант заключительной части сочинения.
Жизненные искания героев литературных произведений помогают нам сделать и свой нравственный выбор, помогают осознать ту простую истину, что путь каждого человека, каким бы он ни был, всегда должен оставаться дорогою добра.