Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
По обычаям средневековой Москвы, но…
Слайд 2
1. Как жили крестьяне в восточной, московской, части края?
В XVIIв. Подавляющее большинство жителей восточной части края проживало к востоку от реки Волхов. Это было связано с тем, что эти земли принадлежали государю, а не помещикам, что давало относительную свободу крестьянам.
Крестьяне должны были платить «государев налог», выполнять государевы повинности: валить лес, прокладывать дороги, строить монастыри.
Слайд 3
Но крестьяне продолжали жить по обычаям отцов и дедов.
Прочитайте учебник стр. 39-40 ответьте на вопросы учебника.
Слайд 4
Как крестьяне воспринимали мир?
Слайд 5
Вся жизнь крестьян проходила в семье, в своем дворе, в своей деревне.
Слайд 6
Грамоте не обучались
Слайд 8
Крестьян-ский двор.
Слайд 12
Где и как жили крестьяне?
Слайд 15
Где общались крестьяне?
Слайд 16
Местом встречи были деревенские церкви
Церковь Дмитрия Солунского в деревне Щелейки
Слайд 17
Деревянная Георгиевская церковь в дер. Юксовичи
Слайд 18
Согинский погост состоит из Никольской церкви (1696) и Ильинской церкви (1864). Обе постройки деревянные. Шатровый храм Николая Чудотворца сочетается с архитектурой Ильинской церкви, несмотря на разный возраст постройки.
Слайд 19
церковь Николая Чудотворца в Согинцах.
Слайд 21
В деревне Курпово можно полюбоваться деревянной церковью во имя Воскресения Христова 1630 г.
Слайд 22
Одежда крестьян XVI века.
Нижней (а у крестьянок и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.
Слайд 23
Нижней (а у крестьянок - и верхней) одеждой по-прежнему служила рубаха из хлопчатобумажной или шелковой ткани, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом.
Слайд 24
Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая, так же как и сарафан, держалась на плечевых лямках.
Слайд 25
Поверх рубахи надевали сарафан, который по линии груди подкраивался и был более прилегающим. Шили его из холста, шелка или парчи. По центру переда сарафан украшали вертикальной полосой с позументами или рядом медных или оловянных пуговиц. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясывался под грудью.
Слайд 27
Женские головные уборы 15-16 вв
Женские головные уборы северных и некоторых центральных губерний - род твердой шапочки - объединены названием "кокошник". Его изысканная форма как нельзя лучше гармонирует с величавым силуэтом сарафанной одежды. Существовало несколько видов кокошников. "Двурогий" (полумесяцем) достигал зачастую очень больших размеров, в иных случаях - шестидесяти сантиметров.
Слайд 31
2. Как жили жители единственного города восточной части края?
Слайд 32
Город Тихвин в XVII веке был единственным городом восточной части нашего края.
Слайд 33
Тихвин вырос под стенами не крепости, а монастыря. План г. Тихвина Ивана Зеленина, составленный в 1678г.
Слайд 34
Какое значение в жизни Тихвина играл монастырь?
Почему Москва заботилась об одном из окраинных монастырей? Ответьте прочитав учебник стр.44-46.
Слайд 35
Ученые полагают, что монастырь был основан в 15 веке,
Тихвин стал религиозным центром началось после появления здесь чудотворной иконы Богоматери. Согласно сохранившимся в летописи записям, в 1383 году над Ладожским озером произошло чудесное явление. Икона Божьей матери чудесным образом была перенесена на Русь и явила сияние над водами озера. По легенде, икона медленно плыла по воздуху и остановилась недалеко от реки Тихвинка. Чудо произошло летом, 26 июня (или 9 июля) 1383 года. На том месте, где икона остановилась, был заложен деревянный храм, а святыня получила название – икона Тихвинской Божьей матери. Многие люди стали считать явление иконы подтверждением особого значения России для Бога. Её называли символом централизованного государства.
Слайд 36
Тихвинский монастырь становится центром духовной жизни города и его окрестностей
Слайд 37
Прочитайте статью 2. стр.42. Подумайте, почему в Тихвине происходила всероссийская ярмарка? Найдите на карте 2. Торговые пути проходящие через Тихвин.
Слайд 38
В 1584 году Фёдор Ионович пожертвовал монастырю трёхсотпудовый колокол.
Слайд 39
Храм Успения Богородицы
Слайд 41
Церковь Рождества Богородицы
Слайд 42
В Успенском монастыре сложилась живописная школа. Тихвинские мастера владели искусством фрески. Артель во главе с Иваном Шомушским расписала Успенский собор фресками, сохранившимися до наших дней.
Слайд 46
«Сказания о чудесах Тихвинской иконы»
Деревянный храм, построенный для иконы в Тихвине, трижды сгорал, однако икона оставалась нетронутой огнем. Потом воздвигли каменную церковь, а позже по повелению царя Иоанна Грозного устроили на этом месте монастырь. С первого дня явления Тихвинской иконы от нее не прекращали изливаться великие чудеса. В 1613 году Матерь Божия защитила Свою обитель от шведов: после крестного хода с Тихвинской иконой враг без видимых причин в страхе бежал.
Слайд 47
9 июля - праздник Тихвинской иконы Божией Матери.
Слайд 48
Праздничные традиции жителей нашего края.
Стр. 46 - выполните задание.
Слайд 49
Д.З. используя пп. 3,4,5 составьте в тетради. план рассказа о жизни крестьян нашего края.