Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема урока: Десятичная система счисления
Цели:
Познакомиться с системами счисления.
Сформировать умение работать с римскими числами и раскладывать числа на разрядные единицы.
УРОК № 1
Слайд 2
В те времена, когда человек охотился и собирал в лесу плоды,
ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много.
2
Слайд 3
Когда люди начали заниматься животноводством и земледелием,
то им уже стало не хватать этих слов.
3
Слайд 4
Способы счета:
зарубки на палке,
узлы на веревке,
камешки,
пальцы рук.
4
Слайд 5
Десятичная система
В Древней Руси 10 000 – «тьма».
5
Слайд 6
Индейцы племени майа в Америке
считали пятёрками
6
Латинская цифра – 5
Римская цифра - V
(ладонь с оттопыренным большим пальцем)
Латинская цифра – 10
Римская цифра - Х
( две скрещенные руки)
Слайд 7
Дюжина
Четыре пальца, каждый палец состоит из трех фаланг, т.е. в распоряжении
12 объектов счета.
7
Слайд 8
Гугол
Это число, выраженное единицей со ста нулями.
Свое происхождение это число взяло из астрономии: количество атомов – мельчайших частиц вещества – во всей Вселенной не превосходит числа, выражаемого единицей со ста нулями.
8
Слайд 9
Первые изобретения
колесо,
число.
9
Слайд 10
Николай Николаевич Миклухо-Маклай русский путешественник
10
Слайд 11
Натуральные числа
Числа, которые могут быть получены
в результате счета предметов –
1, 2, 3, 4, 5 и т.д., называют
натуральными
(число 0 не является натуральным).
Способ записи натуральных чисел называется арабским.
11
Слайд 12
Римские цифры
Древние римляне пользовались
нумерацией, сохраняющейся
до настоящего времени под именем
«римской нумерации», в которой числа
изображаются буквами латинского алфавита.
Сейчас ею пользуются для обозначения
юбилейных дат, нумерации некоторых
страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах, строф в стихотворениях и т.д.
12
Слайд 13
Римская нумерация на часах Спасской башни Московского Кремля
13
Слайд 14
Арабская
нумерация
1
5
10
50
100
1000
Римская нумерация I V X L C M
14
Слайд 15
VI = 6, т.е. 5 + 1,
LX = 60, т.е. 50 + 10,
IV = 4, т.е. 5 – 1,
XL = 40, т е. 50 – 10.
Договорились, в тех случаях, когда в
записи числа
подразумевается вычитание,
меньшую цифру (вычитаемое) ставить
перед большей (уменьшаемым).
15
Слайд 16
Арабская
нумерация
1
5
10
50
100
1000
Римская нумерация I V X L C M
II
III
VI
VIII
XI
XV
2
3
6
8
11
15
16
Слайд 17
Арабская
нумерация
1
5
10
50
100
500
1000
Римская нумерация I V X L C D M
IV
IX
XL
XC
CM
DCLII
4
9
40
90
900
652
17
Слайд 18
111
222
333
444
555
666
CXI
CCXXII
CCCXXXIII
CDXLIV
DLV
DCLXVI
Арабская
нумерация
1
5
10
50
100
500
1000
Римская нумерация I V X L C D M
18
Слайд 19
Какие числа записаны римскими цифрами? (письменно).
II
III
VI
VIII
IX
XI
XIV
XV
XVI
XIX
DCLII
2
3
6
8
9
11
14
15
16
19
652
19
Слайд 20
Письменно
Проверь себя:
11 25 35 65 72 121 250
20
Слайд 21
Проверь себя:
11 25 35 65 72 121 250
XI XXV XXXV LXV LXXII CXXI CCL
21
Слайд 22
Упр. № 3 стр. 8 Записать число.
а) DXLV = 500 + (50 – 10) + 5 = 545
б) MDCCLXXXVI = 1000 + 500 + 100 +100 + 50 + 10 +
+ 10 + 10 + 5 + 1 = 1786
в) MMMIV = 1000 + 1000 + 1000 + (5 – 1) = 3004
г) DCLXXXIX = 500 + 100 + 50 + 10 + 10 +10 +
+ (10 – 1) = 689
22
Слайд 23
Индивидуальная работа (письменно).
Запишите в тетрадь ответы на вопросы римскими числами:
Сколько желаний исполняет золотая рыбка?
Сколько разбойников было с Али-бабой?
Сколько раз надо измерить, прежде чем отрезать?
23
Слайд 24
Проверь себя:
Запиши число, пользуясь римской нумерацией:
22 + 9 = 31 =
19 – 5 = 14 =
50 – 9 = 41 =
24
Слайд 25
Проверь себя:
22 + 9 = 31 = XXXI
19 – 5 = 14 = XIV
50 – 9 = 41 = XLI
25
Слайд 26
Чем еще отличаются записи чисел правого и левого столбцов кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими?
111
222
333
444
555
CXI
CCXXII
CCCXXXIII
CDXLIV
DLV
I - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M - 1000
?
555 = 500 + 50 + 5 = 5 • 100 + 5 • 10 + 5
Сумма разрядных слагаемых
Упр. № 1 стр. 6 Запишите, пользуясь римской нумерацией данные числа (устно)
26
Слайд 27
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
111= 1·100+1·10+1·1
222=
5384=
7036=
340785=
2·100+2·10+2·1
5·1000+3·100+8·10+4·1
7·1000+3·10+6·1
3·100000+4·10000+
+7·100+8·10+5·1
27
Слайд 28
Упр. № 13 стр. 9 (письменно)
а) 102 230 071
б) 580 000 240 500
в) 48 044 876 000 000
г) 34 515 500
Упр. № 14 стр. 9 (устно)
28
Слайд 29
Чем еще отличаются записи чисел правого и левого столбцов кроме того, что в левом столбце они сделаны арабскими цифрами, а в правом – римскими?
111
222
333
444
555
CXI
CCXXII
CCCXXXIII
CDXLIV
DLV
I - 1, V - 5, X - 10, L - 50, C - 100, D - 500, M - 1000
?
555 = 500 + 50 + 5 = 5 • 100 + 5 • 10 + 5
Сумма разрядных слагаемых
Упр. № 1 Запишите, пользуясь римской нумерацией данные числа
29
Слайд 30
Упр. № 2. Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов. Запишите их, оставляя промежутки между классами (письменно).
200 004 085
954 003 057 000 000
831 000 820 000
63 900 000 000 000
Таблицу чертить не надо, записать только ответы.
Например: 200 004 085; …; …; … .
30
Слайд 31
805 660 254;
508 052 780;
530 771 021;
32 504 700;
1 110 267 000 831.
340 065 370 000;
99 900 333 000;
Запишите, пользуясь римской нумерацией данные числа
31
Слайд 32
Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых
(устно)
800 000 000 + 5 000 000 + 600 000 + 60 000 + 200 + 50 + 4
500 000 000 + 8 000 000 + 50 000 + 2 000 + 700 + 80
500 000 000 + 30 000 000 + 700 000 + 70 000 + 1 000 + 20 + 1
30 000 000 + 2 000 000 + 500 000 + 4 000 + 700
32
Слайд 33
Упр. № 9 стр. 8
27 64 24 35 40 56 36 24 25 27
М
Т
К
Р
Е
А
А
Ф
И
И
- раздел математики, посвященный изучению свойств чисел и действий над ними.
33
Слайд 34
Разложить на разряды двумя способами данные числа (письменно).
475 = 400 + 70 + 5;
475 = 4 ∙ 100 + 7 ∙ 10 + 5.
2 305 = 2000 + 300 + 5;
2 305 = 2 ∙ 1000 + 3 ∙ 100 + 5.
407 888 = 400000 + 7000 + 800 + 80 + 8;
407 888 = 4 ∙ 100000 + 7 ∙ 1000 + 8 ∙ 100 + 8 ∙ 10 + 8
34
Слайд 35
Домашнее задание.
§1, стр. 5-6, № 4, № 5, № 15
Спасибо за урок!
35