Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
урока литературы
по теме
«ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН».
Выполнила учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ № 5»
г. Оренбурга
НАСЫРОВА Э.С.
Слайд 2
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
Заслуги в гробе созревают,
Герои в вечности сияют.
Г. Державин
Слайд 3
Ум и сердце человечье Были гением моим…
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Слайд 4
«ОТЕЦ РУССКИХ ПОЭТОВ» В.Г.Белинский
Поэт
Новатор
Гуманист
Просветитель
Гражданин
Патриот
Слайд 5
«ПОИСКИ САМОГО СЕБЯ» Г.Державин
принцип классицизма - принцип «подражания образцам»:
влияние на формирование творчества
Г. Р. Державина оказали:
песни А. П. Сумарокова (гражданственный стиль «образца»)
творчество М. В. Ломоносова (утверждение положительного идеала путем показа положительного примера)
поэзия В. А. Жуковского (внимание к внутреннему миру человека)
Слайд 6
«ОБРЕТЕНИЕ САМОГО СЕБЯ» Г.Державин
Сближение с «львовским кружком»:
- идея ценности личности
- внимание к этическим проблемам
- интерес к вопросам морали частного
человека и общества в целом
- частная жизнь частного человека
Слайд 7
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ
- полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем;
- отказ от нормативности и «правил»;
- появление образа автора, органически входящего в произведения;
- попытки создания индивидуальных характеристик людей;
- обилие конкретных намеков;
- внимание к бытовым деталям.
Слайд 8
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ
смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой архаизированной лексикой;
идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки;
поиски индивидуальной формы произведения;
пристальный интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, то есть отказ от критерия "изящного вкуса", единого для всех времен и народов;
выход к идее исторической и национальной обусловленности человека, народов, литератур.
Слайд 9
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
стремление к "благу народному"
"служение на пользу общую"
темы "личного блага", возможного только при условии общего: чистая совесть, довольство малым, умеренность, "покой"
Слайд 10
ОДА
Своеобразие оды эпохи классицизма
Высокий стиль:
Старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания
ОДА
Лирическое начало
Эпическое начало
чувство
событие
(основное действие)
пейзаж
(вспомог. роль)
положительные
образы
Слайд 11
ОДА как жанр
Основные черты оды:
Высокий стиль (церковнославянизмы, восклицательные предложения, риторические вопросы).
Стихотворный размер - четырёхстопный ямб.
Десятистрочная строфа.
Рифмы в строфе: перекрёстная (а-б-а-б),
смежная (а-а),
кольцевая (а-б-б-а)
Слайд 12
"Что в имени тебе моем: я - певец Фелицы"
У каждого, умеющего читать по-русски, очутилась она в руках…» О. П. Козодавлев
«ФЕЛИЦА»
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
- образ Екатерины Второй
- двор Екатерины
- жизнь её вельмож , наполненная фантастической роскошью, барской прихотью и страстью к наслаждениям.
Слайд 13
ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ
«Владыки света – люди те же, в них страсти, хоть на них венцы…»
Г.Р.Державин.
Слайд 14
ЗА ЧТО ВОСПЕЛ АВТОР ИМПЕРАТРИЦУ
«…в забавном русском слоге
о добродетелях Фелицы возгласить,
в сердечной простоте беседовать о Боге
и истину царям с улыбкой говорить".
велит гражданам извлекать, где можно, пользу, «воду разрешает, И лес рубить не запрещает,
Велит и ткать, и прясть, и шить;
Развязывая ум и руки, Велит любить торги, науки
И счастье дома находить»
подтвердила данную Петром III дворянству свободу путешествовать по чужим краям: «даровав свободу,
в чужие области скакать…»
издала указ о праве землевладельцев разрабатывать в собственную пользу золото и серебро на своих участках: «позволив своему народу сребра и золота искать»
Слайд 15
дозволила свободное плаванье по морям и рекам для торговли, распространила право собственности владельцев на леса;
разрешила свободное развитие мануфактуры и торговли;
продолжает творить законы, сочинять дворянскую грамоту, устав благочиния и в них «блаженство смертным проливаешь»;
ведёт простой образ жизни, трудолюбива, кротка, любезна, справедлива , любит литературу: « Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом»;
«Ты здраво о заслугах мыслишь, Достойным воздаешь ты честь»,
«Поэзия тебе любезна»,
«Что ты нимало не горда; Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда»;
КАНОНЫ КЛАССИЦИЗМА СОХРАНЕНЫ
Слайд 16
Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь свет похож…
…Курю табак и кофе пью;
…Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою;
…И все на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.
…В шинки пить меду заезжаю;
…То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан .
Слайд 17
"Вострепещи, Мурза, несчастный"...
Мурза
лирический субъект текста
сам автор
Вельможи: Г.Потемкин, А.Орлов, П. Панин, С.Нарышкин
«вообще старинные обычаи и забавы русские»
Слайд 18
Одо-сатирический мирообраз
план героя
план автора
Мурза
Фелица
«раб прихотей»
«богоподобная царевна»
обличение
апология
сатира
ода
Слайд 19
ОДА «БОГ»
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньях вещества,
Теченьем времени Превечный,
Без лиц в трех лицах Божества
Слайд 20
"Без лиц в трех лицах Божества"
.
ОДА «БОГ»
ОСНОВНАЯ ТЕМА
«ЧТО ЕСТЬ БОГ»
бесконечное пространство
(космос)
беспрерывная жизнь в движении вещества
(жизнь)
нескончаемое течение времени
(вечность)
Слайд 21
ЛИРИКА
«Кружка» 1777 г. Человек – земной обитатель
«К первому соседу» 1780 г.
«Желание зимы» 1787 г. Интимная бытовая ситуация:
«Прогулка в Сарском селе» 1791 г. пирушка, лодочная прогулка
«Приглашение к обеду» 1795 г.).
«домашняя поэзия»
«дружеское послание»
бытописательные мотивы лирики.
Слайд 22
Человек в контексте социальных связей (сатира)
ода «Вельможа»
Сатирический образ типичного царедворца, озабоченного более всего собственным покоем и удовольствием
Не украшение одежд
Моя днесь муза прославляет,
Которое в очах невежд,
Шутов в вельможи наряжает
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами
Слайд 23
«Властителям и судиям»
двоение лирического субъекта
переложение 81 –го псалма Давида
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.
Цари! - Я мнил, - вы боги властны…
земной бог
человек
царь