Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ
АВТОР: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ Коноплёва Г А
МОУ СОШ с Сторожевка
Слайд 2
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка
Слайд 3
РУССКАЯ МАТРЁШКА
У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные
Слайд 4
Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком.
Слайд 5
Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так. В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму. Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.
Слайд 6
Первая матрёшка изображала девочку в платке и сарафане с чёрным петухом на руках
Слайд 7
ПЕРЕОДЕЛИ В РУССКИЙ КОСтюм, заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову Переодели в русский косалый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матрёша?
Слайд 8
сергиево-посадская матрёшка
Слайд 9
полховско -майдановская матрёшка
Слайд 10
семеновская матрёшка
Слайд 11
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Слайд 12
вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).
Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
Слайд 13
ФЕДОСЕЕВСКАЯ ИГРУШКА
Слайд 14
В большой деревне Федосеево, расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы, что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Позднее появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель.
Слайд 15
Лысково один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. С середины XIX века известна семья лысковских игрушечников Ягненковых. В лысковской игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики.
Слайд 16
ФЕДОСЕЕВСКАЯ ТОПОРЩИНА
Или балясы. Ящечный стиль – еще и так его называли. Делалась такая игрушка в богатом лесом месте (Нижегородская область) из щепы и всяких отходов, вырубалась топором. Замечательной была не техника исполнения, а механическая идея. Кораблик не просто катился на колесиках, а еще и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась – и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров
Слайд 17
Владимирская игрушка XIX век
Три главных образа – это женщина, конек и птица. Любимый цвет – красный. Обязательный элемент росписи – Солнце. Владимирская игрушка XIX век.
Слайд 18
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Слайд 19
Русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.
Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
Слайд 20
За века филимоновская игрушка не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Создавали филимоновскую игрушку женщины крестьянки. Искусство передавалось из поколения в поколение: с раннего детства мама или бабушка сажали девочку рядом с собой и приучали ее к лепке. Девочек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Девушки из деревни Филимоново считались очень выгодными невестами. Во-первых, благодаря ремеслу люди в деревеньке были достаточно зажиточными. А во-вторых, филимоновские девушки среди парней пользовались популярностью и назывались беленькими. В этом названии было нечто барское. И правда, девушки работали не в поле-огороде, а в избе. В результате, как и барские дети, были светленькие, незагорелые. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый), желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали традиционный малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным и зеленым. Так, используя три цвета, игрушку раскрашивали в пять цветов
Слайд 21
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
Слайд 22
Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
Слайд 23
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.
Слайд 24
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила Коршунов В.А