Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Николай Алексеевич Некрасов
Поэма
«Кому на Руси
жить хорошо»
Материалы к урокам литературы в
10 классе
Слайд 2
Главное меню:
Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.
Общая характеристика поэмы.
Пролог.
Содержание глав:
Глава «Поп»;
Глава «Сельская ярмарка»
Глава «Пьяная ночь»
Глава «Счастливые»
Глава «Помещик»
Часть 3. «Крестьянка»
Часть 2. «Последыш»
«Пир на весь мир»
5. Достоевский о Некрасове.
6. Источники.
Слайд 3
Поэма - (греч . poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.
Эпопея - (от греч. epopoiia — собрание песен, сказаний) — наиболее крупная форма эпоса, возникшая в глубокой древности; эпопея сохраняет такие важнейшие свойства, как широта, многосторонность изображения жизни, выражение общенародных идеалов и стремлений.
Слайд 4
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).
Историческая справка
Ни в одной стране мира крестьянство
не переживало и после «освобождения»
такого разорения, такой нищеты,
как в России. Вот почему первой
реакцией
на Манифест и Положение стало
открытое
сопротивление основной массы
крестьянства, выразившееся
в отказе принять эти документы.
Слайд 5
Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».
Некрасов и реформа
Слайд 6
Общая характеристика поэмы
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». "Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Некоторые части её сохранились лишь в набросках. Но и те части поэмы, которые Некрасов закончил, печатались не полностью, а «Пир - на весь мир» цензура запретила. Неизвестно даже, в какой последовательности намерен был Некрасов расположить написанные части.
Слайд 7
Жанр поэмы
«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это — скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Необычайно широко охватывает она народную жизнь, поднимает самые главные вопросы своего времени и заключает в себе несчетные сокровища народной речи. Перед нами художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа. Впервые в истории русской литературы была создана реалистическая поэма-эпопея.
Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.
Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека.
Слайд 8
Композиция поэмы
Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И здесь звучит один из важнейших мотивов русского фольклора — мотив странничества. Еще герои русских сказок отправлялись искать общее счастье, узнать, есть ли оно вообще — счастье мужицкое. Сам характер поэмы также сочетается с русской сказкой. Странствие некрасовских крестьян является, по сути, духовным странствием. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян - пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев и других людей из народа. И каждый из этих персонажей — живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами.
Слайд 9
«Кому на Руси жить хорошо» 1863-1877
«Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг»
Слайд 10
Иллюстрация Н. И. Гришина к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
«На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
вольготно на Руси».
Пролог
Слайд 11
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости
Из смежных деревень-
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
Слайд 12
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли — и нашли
Ту скатерть самобранную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!»
Скатерть-самобранка
Слайд 13
«В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть- доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?».
«Пролог». Художник В. Нагаев
Слайд 14
Глава «Поп»
В пути мужикам встречаются странники: «Свой брат крестьянин-лапотник, Мастеровые, нищие, Солдаты, ямщики». Но они не задают им вопросов о счастье: «Солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются, -Какое счастье тут?»
Слайд 15
Глава «Поп»
«Уж день клонился к вечеру,
Идут путем-дорогою,
Навстречу едет поп.
Крестьяне сняли шапочки,
Низенько поклонилися,
Повыстроились в ряд
И мерину саврасому
Загородили путь.
Священник поднял голову,
Глядел, глазами спрашивал:
Чего они хотят? — Небось!
Мы не грабители! —
Сказал попу Лука».
«Поп». Художник П. Соколов
Слайд 16
Глава «Поп»
«Поп». Художник В. Нагаев
У попа свой идеал
счастья - это «покой,
богатство, честь». Но
этого нет в настоящей
жизни, так как с
обнищанием жизни
помещиков и крестьян
богатой жизни попа
пришел конец.
Слайд 17
Глава «Поп»
Первая глава “Поп” открывается образом “широкой дороженьки”. Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека. Встреча с попом в первой главе первой части поэмы показывает, что своего, крестьянского понимания счастья у мужиков нет. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее — поп, помещик, купец или царь, — обнаруживает ограниченность их представлений о счастье. Эти представления сводятся лишь к материальной заинтересованности. Не случайно формулу счастья провозглашает поп, а крестьяне пассивно соглашаются. “Покой, богатство, честь” — вот формула счастья попа. Но его рассказ заставляет мужиков над многим призадуматься. За жизнью попа открывается жизнь России в ее прошлом и настоящем, в разных ее сословиях. Как и у мирян, у священников лишь высшее духовенство живет хорошо. Но не может быть счастливо духовенство, когда несчастлив народ, его кормилец. Все это свидетельствует о глубоком кризисе, охватившем всю страну.
Слайд 18
Глава «Сельская ярмонка»
В следующей главе, “Сельская ярмонка”, главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. собирательная. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Широка, многолика, стоголоса и безбрежна крестьянская душа. В ней нет середины и меры, в ней все на пределе: если уж радость – то безудержная, если покаяние – то безутешное, если пьянство – то бесшабашное. Но во всем: и в красоте, и в безобразии — народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр.
Слайд 19
Глава «Сельская ярмонка»
Играет солнце вешнее...
Хмельно, горласто,
празднично,
Пестро, красно кругом!
Штаны на парнях плисовы,
Жилетки полосатые,
Рубахи, всех цветов;
На бабах платья красные,
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!
Слайд 20
Глава «Сельская ярмонка»
Поэт восхищается народной отзывчивостью на чужую беду в эпизоде с пропившимся Вавилушкой, народной чуткостью к бескорыстной доброте Павлуши Веретенникова, выручившего деньгами беспутного мужика:
Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он одарил рублем!
Слайд 21
Глава «Сельская ярмонка»
Не ветры веют буйные
Не мать-земля колышется-
Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется,
Дерется и целуется
У праздника народ!
Крестьянам показалося,
Как вышли на пригорочек,
Что все село шатается.
Что даже церковь старую
С высокой колокольнею
Шатнуло раз-другой!
«Сельская ярмонка». Художник В. Нагаев
Слайд 22
Глава «Сельская ярморка»
В то же время автор, наблюдая за тем, как покупают картины с генералами, с надеждой восклицает: «Эх! Эх! Придет ли времечко, Когда (приди, желанное!..) Дадут понять крестьянину, Что розь портрет портретику, Что книга книге розь? Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого - Белинского и Гоголя С базара понесет?»
Слайд 23
Глава «Пьяная ночь»
В главе “Пьяная ночь” праздничный пир достигает кульминации. В море людских голосов выделяются совсем короткие реплики, а какой в них глубокий смысл! Вслушайтесь в голоса крестьян:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...
Это о пресловутой «воле»... А вот о царских чиновниках, только что пронесшихся по дороге на тройке с бубенчиками:
— А я к тому тепереча:
И веник дрянь, Иван Ильич,
А погуляет по полу, ~
Куда как напылит.
Вот другого рода слова — о жизни самих крестьян:
В канаве бабы ссорятся,
Одна кричит: «Домой идти
Тошнее, чем на каторгу!»
Другая: «Врешь, в моем дому
Похуже твоего!..»
Так раскрываются сквозные темы поэмы судьба народа в пореформенную эпоху, ненависть его к своим поработителям, горькая доля крестьянской женщины...
Слайд 24
Глава «Пьяная ночь»
Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни: “У глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле”. Некрасов впервые в русской литературе создает реалистический портрет крестьянина-труженика. Отстаивая трудом чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу. Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин! В образе Якима автор показывает появление духовных запросов у крестьян. “Хлеб духовный — выше хлеба земного”.
Слайд 25
Глава «Счастливые»
В главе “Счастливые” все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем..
«Счастливые». Художник Н. Воробьев
Слайд 26
Глава «Счастливые» (заполнить таблицу)
Портрет «счастливого» В чем «счастье» рассказчика
«…дьячок уволенный.
Тощой, как спичка серная» «В благодушестве!»
Эх, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Слайд 27
Глава «Счастливые»
Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке. Этот рассказ о Ермиле Гирине продвигает действие эпопеи вперед, знаменует более высокий уровень народного представления о счастье. Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Казалось бы, он имеет “все, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.
Слайд 28
Глава «Помещик»
Помещик Оболт-Оболдуев рассказывает о своей жизни. Идет сравнение с жизнью прошлой, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко»: Кого хочу - помилую, Кого хочу-казню. Закон - мое желание! Кулак - моя полиция!
«Помещик». Художник Н. Воробьев
Слайд 29
Глава «Помещик»
Но я карал - любя.
Порвалась цепь великая
Теперь не бьем крестьянина…
Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.
И к той домашней всенощной
Крестьяне допускалися,
Молись - хоть лоб разбей!
Страдало обоняние,
Сбивали после с вотчины
Баб отмывать полы
Слайд 30
Глава «Помещик»
Я не крестьянин-лапотник –
Я божиею милостью Российский дворянин!...
У нас труду не учатся.
У нас чиновник плохонький
И тот полов не выметет,
Не станет печь топить...
Скажу я вам, не хвастая,
Живу почти безвыездно
В деревне сорок лет,
А от ржаного колоса
Не отличу ячменного,
А мне поют: "Трудись
«Помещик». Художник Н. Воробьев
Слайд 31
Глава «Помещик»
К нему приходит осознание своей никчемной жизни: «...Чему учился я? Что видел я вокруг? Коптил я небо Божие, Носил ливрею царскую, Сорил казну народную И думал век так жить. И вдруг...
Владыко праведный!» Помещик зарыдал.
«Помещик». Художник В. Нагаев
Слайд 32
Глава «Помещик»
В пятой главе первой части “Помещик” странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, что дворянская “честь” немногого стоит. Странники заговорили с барином так же дерзко и раскованно, как Яким Нагой. Помещика Оболта-Оболдуева больше всего приводит в изумление то, что бывшие крепостные взвалили на себя бремя исторического вопроса “Кому на Руси жить хорошо?”. Как и в случае с попом, повествование помещика и о помещике не просто обличение. Оно также об общем катастрофическом, захватывающем всех кризисе. Поэтому в последующих частях поэмы Некрасов оставляет намеченную сюжетную схему и художественно исследует жизнь и поэзию народа.
Слайд 33
Матрена Тимофеевна. Художник В. Серов. 1949
Глава «Крестьянка»
Слайд 34
Глава «Крестьянка»
В главе “Крестьянка” предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер — независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.
Слайд 35
Глава «Крестьянка»
Вот наконец и Клин.
Селенье незавидное:
Что ни изба - с подпоркою,
Как нищий с костылем;
А с крыш солома скормлена
Скоту. Стоят, как остовы,
Убогие дома.
«Крестьянка». Художник Н. Воробьев
Слайд 36
Глава «Крестьянка»
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
Слайд 37
«Крестьянка». Художник И. Юмудский
Глава «Крестьянка»
Крестьяне место знатное
Избрали за избой:
Тут рига, конопляники,
Два стога здоровенные,
Богатый огород.
Слайд 38
Глава «Крестьянка»
Уж звезды рассажалися
По небу темно-синему,
Высоко месяц стал,
Когда пришла хозяюшка
И стала нашим странникам
"Всю душу открывать..."
…У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
«Крестьянка». Художник Н. Воробьев
Слайд 39
Глава «Крестьянка»
А выискался суженый,
На горе - чужанин!
Филипп Корчагин- питерщик,
По мастерству печник.
…Пригож-румян, широк-могуч,
Рус волосом, тих говором –
Пал на сердце Филипп!
Слайд 40
Глава «Крестьянка»
Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо - зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
«Крестьянка». Художник Н. Воробьев
Слайд 41
Глава «Крестьянка»
На старшую золовушку,
На Марфу богомольную,
Работай, как раба;
За свекором приглядывай,
Сплошаешь - у кабатчика
Пропажу выкупай.
И встань и сядь с приметою,
Не то свекровь обидится;
А где их все-то знать?
Слайд 42
САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил…
Да распрямиться дедушка
Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов.
Дед жил в особой горнице,
Семейки недолюбливал.
В свой угол не пускал;
«Крестьянка». Художник Н. Воробьев
Слайд 43
САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ
Его "клейменым, каторжным"
Честил родной сынок.
Савелий не рассердится,
Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
"Клейменый, да не раб!"
Слайд 44
САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ
Вот раз и говорю:
"За что тебя, Савельюшка,
Зовут клейменым, каторжным?»
"Я каторжником был". –
"Ты, дедушка?" –
"Я, внученька!
Я в землю немца Фогеля
Христьяна Христианыча
Живого закопал..."
"И полно! шутишь, дедушка!«
"Нет, не шучу. Послушай-ка!"-
И всё мне рассказал.
«Крестьянка». Художник Н. Воробьев
Слайд 45
А немец как ни властвовал,
Да наши топоры
Лежали - до поры
…………………………..
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий... Мы посгрудились...
До ямы два шага...
Мы слова не промолвили,
Друг другу не глядели мы
В глаза... А всей гурьбой
Христьяна Христианыча
Поталкивали бережно
Всё к яме... всё на край...
И немец в яму бухнулся
Слайд 46
"Как вы терпели, дедушка?"
«А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Савелий, богатырь святорусский
Художник А. Лебедев.
Рисунок, запрещенный цензурой
Слайд 47
Глава «Крестьянка»
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правду не найти".
"Да почему же, дедушка?"
"Ты – крепостная женщина!"-
Савельюшка сказал.
Матрена на могиле Дёмушки. Художник В. Нагаев
Слайд 48
Я к нему:
"Не выдай! Будь заступником!"-
"В чем дело?" Кликнул старосту
И мигом порешил:
«Подпаска малолетнего
По младости, по глупости
Простить... а бабу дерзкую
Примерно наказать»….
Я пошла на речку быструю,
Избрала я место тихое
У ракитова куста.
Села я на серый камушек,
Подперла рукой головушку,
Зарыдала, сирота!
«Крестьянка». Художник Н. Воробьев
Слайд 49
Одной бедой не кончилось:
Чуть справились с бесхлебицей –
Рекрутчина пришла.
Слайд 50
Ударили к заутрени,
Как в город я вошла.
Ищу соборной площади,
Я знала: губернаторский
Дворец на площади.
Темна, пуста площадочка,
Перед дворцом начальника
Шагает часовой.
Пришла, да двери заперты.
Присела я, задумалась,
Уж начало светать.
Пришел фонарщик с лестницей,
Два тусклые фонарика
На площади задул
«Крестьянка». Художник Н. Воробьев
Слайд 51
В центре повествования оказывается крестьянская семья, но ее судьба, как и судьба рассказчицы – Матрены Тимофеевны – настолько типична, что может быть рассказана в народных песнях, которые странники сами знают и потому «подтягивают» их. Оказывается все, что рассказывала крестьянам героиня, они давно знали и сами, но этот рассказ помогает им понять безнадежность поисков счастливого человека среди народа, а читателю позволяет проникнуть во внутренний мир крестьянской женщины и посочувствовать ее судьбе. Общая идея счастья, взволновавшая семь мужиков в прологе, выражена здесь на примере яркой судьбы нескольких лиц , прежде всего – Матрены Тимофеевны.
Глава «Крестьянка» начинается и завершается мыслью о счастье женщины. С вопросом: «В чем счастие твое?» — обращаются к Матрене Тимофеевне семь странников в одной из начальных строф. Горьким стоном о потерянных ключах от счастья женского завершается «Бабья притча» — финальная глава «Крестьянки». Примечательно, что здесь, как и во многих других случаях, понятие счастья ассоциируется с «вольной волюшкой»:
Слайд 52
А то, что вы затеяли
Не дело – между бабами
Счастливую искать!..
……………………….
Ключи от счастья
женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Слайд 53
«Последыш»
«Пришли на Волгу странники». Художник Н. Воробьев
Минув деревню бедную,
Безграмотной губернии,
Старо-Вахлацкой волости,
Большие Вахлаки,
Пришли на Волгу странники...
………………………………..
Под берегом раскинуты
Шатры; старухи, лошади
С порожними телегами
Да дети видны тут.
А дальше, где кончается
Отава подкошенная,
Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса, да звяканье
Проворных кос.
Слайд 54
«Последыш»
Художник Н. Воробьев
К берегу
Причалили три лодочки.
В одной прислуга, музыка,
В другой – кормилка дюжая
С ребенком, няня старая
И приживалка тихая,
А в третьей - господа:
Две барыни красивые
Усатые два барина,
Три барченка-погодочки
Да старый старичок:
Худой! Как зайцы зимние,
Весь бел, и шапка белая,
Высокая, с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И - разные глаза:
Один здоровый - светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
Слайд 55
«Последыш»
Дивятся наши странники.
Пристали к Власу: «Дедушка!
Что за порядки чудные?
Что за чудной старик?»…
"Чего же он куражится?
Теперь порядки новые,
А он дурит по-старому…
«Последыш». Художник Н. Воробьев
Слайд 56
«Последыш»
«Помещик наш: Утятин-князь!» ….
«Помещик наш особенный:
Богатство непомерное,
Чин важный, род
вельможеский,
Весь век чудил, дурил,
Да вдруг гроза и грянула...
Не верит: врут, разбойники
Утятин-князь с невестками. Художник В. Нагаев
Слайд 57
Обед в поле
За длинным белым столиком,
Уставленным бутылками
И кушаньями разными,
Сидели господа…
Слайд 58
«Последыш»
Тема духовного рабства — центральная в главе “Последыш”. Страшную “комедь” разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.
Слайд 59
«Последыш»
Но радость их вахлацкая
Была непродолжительна.
Со смертию Последыша
Пропала ласка барская:
Опохмелиться не дали
Гвардейцы вахлакам!
А за луга поемные
Наследники с крестьянами
тягаются доднесь.
Влас за крестьян ходатаем,
Живет в Москве... был в Питере..
А толку что-то нет!
«Последыш». Художник Н. Воробьев
Слайд 60
«Пир на весь мир»
Глава “Пир на весь мир” является продолжением “Последыша”. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем. Иногда эти песни контрастны по отношению друг к другу. Например, рассказ “Про холопа примерного — Якова верного” и легенда “О двух великих грешниках”. Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр свои грехи, убийства и насилия искупает не смирением, а убийством злодея — пана Глуховского. Так народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
Слайд 61
«Пир на весь мир»
Мужики сливаются с широкой народной средой, наряду с другими участвуют в споре «кто всех грешней, кто всех святей», внимательно прислушиваются ко всему новому, вместе с вахлаками и проезжими мужиками обсуждают различные стороны народной жизни. Судьбы крестьянства становятся общим вопросом, они волнуют не только семь странников, но и вахлаков и всех многочисленных участников спора, собравшихся на берегу Волги у перевоза.
Художник Н. Воробьев
Слайд 62
Идея, оформленная в прологе в виде спора и решения искать счастливого, приобретает в «Пире на весь мир» характер всеобщности. Формулировка их вопроса вновь меняется и уже приобретает окончательный вид: вместо «кто счастлив из народа?» он звучит «как сделать весь народ счастливым?», «как изменить к лучшему всю крестьянскую жизнь?» Такая постановка вопроса свидетельствует о значительном росте народного самосознания, как у семи мужиков, так и у широкой крестьянской массы, с которой странники нераздельно слиты. В спор вахлаков, «кто всех грешней, кто всех святей», который в сущности своей, безусловно, сопряжен со спором о счастливом на Руси, вовлекаются вместе с вахлаками все собравшиеся на берегу Волги. Общая ситуация как бы повторилась: в прологе это был спор семи мужиков, в «Пире на весь пир» – спор собравшейся на берегу Волги большой толпы, получивший характер широкого народного обсуждения. Действие в «Пире на весь мир» выносится на широкий простор. Споры и прямые стычки собравшихся, эмоциональность восприятия легенд и песен, напряженность ситуаций свидетельствуют о всеобщем возбуждении умов, о страстности в поисках выхода.
Слайд 63
«Пир на весь мир»
Тут и вводит Некрасов в свою поэму фигуру Григория Добросклонова. Он из духовного сословия, но является сыном не попа, а дьячка, то есть происходит из низших, бедных слоев духовенства. Поэтому, с одной стороны, он человек образованный и думающий, а с другой – близок к народу и понимает все проблемы его жизни. Григорий показан искренне любящим народ и поставившим главной целью своей жизни добиться его счастья. В этом образе Некрасов вывел интеллигента-демократа и показал ситуацию хождения в народ. Духовное происхождение Григория тоже было типично для демократической революционной среды.
Слайд 64
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная, Правда живучая!
Гриша Добросклонов.
Художник В. Нагаев
Слайд 65
«Пир на весь мир»
Сила с неправдою Не уживаются. Жертва неправдою Не вызывается. Русь не шелохнется, Русь - как убитая! Не загорелась в ней Искра сокрытая, - Встали-небужены, Вышли-непрошены, Жита по зернышку Горы наношены!
Гриша Добросклонов. Художник В. Серов
Слайд 66
«Пир на весь мир»
Рать поднимается - Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь!
Гриша Добросклонов.
Художник В. Серов
Слайд 67
«Пир на весь мир»
Этот образ был для Некрасова ключевым. Некрасов ведет к мысли, что народное счастье реально и возможно, если народ поднимется на борьбу за него. Однако протест одиночек останется безрезультатным (именно такими описывает поэт в разных главах поэмы расправу корежских крестьян с немцем-управителем, бунт деревни Столбняки и
т. д.). Стихийная крестьянская борьба должна быть освещена политическим сознанием, должна быть организована революционной интеллигенцией, которая просветит крестьян и политически грамотно оформит их протест.
Слайд 68
«Пир на весь мир»
Слова Григория Добросклонова о цели его жизни даже по форме выражения совпадают со спором семи мужиков в прологе. Цель жизни Григорий видит в том, «чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси», или, как сказано в авторском повествовании, Григорий «...будет жить для счастия убогого и темного родного уголка», для счастия, которое так настойчиво ищут семь странников. Так спор странников находит в конце свое разрешение («Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею»), а сюжет поэмы – логическое завершение.
Слайд 69
«Кому на Руси жить хорошо»
Поэма не была закончена, но и замысел, и воплощение были вызваны к жизни чувством настоящей любви Некрасова к народу. Ф. М. Достоевский писал о Некрасове: «...Любовь к народу была у Некрасова как бы исходом его собственной скорби по себе самом. В служении сердцем своим и талантом своим народу он находил свое очищение перед самим собой. Народ был настоящею внутреннею потребностью его не для одних стихов. В любви к нему он находил свое оправдание. Чувствами своими к народу он возвышал дух свой. ...Он преклонялся перед правдою народною...». Достоевский говорил о великой потребности поэта в любви народной, послужившей ему источником его поэзии.
Слайд 70
Источники
http://nekrasov.niv.ru/
http://www.history-illustrated.ru/illustrations.php?category=46
http://lit-info.ru/articles/sites.htm
http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/
http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=205&author=48
Волкова Л.Д. «Душа народа русского…» М.; Просвещение 1992
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс I полугодие; М., «ВАКО», 2004.
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
«Кому на Руси жить хорошо». Набор открыток, худ. Н.Воробьев; «Изобразительное искусство» М.;1975