Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Всекубанский урок "Год культуры – история Кубани в лицах"
МБОУ СОШ № 60
Иванова Л.В.
г. Краснодар
2014
Слайд 2
Что находилось в хате?
Хата делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью ( ее называли кабыця) в заднем углу и малую хату. В хате были спальни (клуньи) с кроватями. В хате стояли лавки вдоль стены, сундук – скрыня, в котором хранилась одежда, за печкой – настил для сна. По диагонали от печи находился святой угол, где среди расшитых полотенец – рушников висят иконы.
У входа хаты висел деревянный ковшик, которым набирали воду из макитры (большой сосуд из глины)
Посередине хаты стоял стол (сырно ). Для при готовления борща пользовались деревянным ковшом – салотовкой, в которой толкли чеснок с салом и заправляли борщ.
Покажите имеющееся из перечисленного в музее.
Слайд 4
Важнейшей культурой, которую выращивали кубанские земледельцы, стало зерно. Кубанская пшеница считалась по качеству лучшей.
Хлеб являлся основой питания. В печь клали тесто хлебной лопатой.
Слайд 5
И чего только не умеют кубанские мастера
Знать народные ремесла, имена мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Очень интересный вид народного творчества – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы. Из лозы ( прутьев вербы) мастера изготавливали этажерки, тумбочки, табуретки, корзины (панеры). Каких тут только нет: и круглые, и продолговатые, и большие, и совсем маленькие, для ловли рыбы (вирши), для хранения фруктов и овощей.
Слайд 6
В доме наших предков была прялка, чуть ли не самым главным предметом быта: она одевала всю семью. Но у людей польза и красота испокон веков жили рядом. Скромную труженицу – прялку, как бы в благодарность за ее работу покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами.
Слайд 7
Масло было собственного приготовления: из растолченных семян получали масло при помощи клишни или кустарных маслобоек.
Слайд 8
Найди продолжение пословицы:
1. Не тот хлеб, что в поле,…
2. Корова во двори,…
3. Где посуда бьётся,…
4. Без хозяина двор плачет,…
5.Хороший хозяин робыть литом санки,…
6. У хорошого хозяина …
- Назовите посуду в казачьей семье.
- Назовите имена героев и известных людей Кубани.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Слайд 9
Найди продолжение пословицы:
1. Не тот хлеб, что в поле,…( а тот, что в амбаре)
2. Корова во двори,…( а цыбуля на столи)
3. Где посуда бьётся,…( там хозяйство ведётся)
4. Без хозяина двор плачет,…( а без хозяйки хата)
5.Хороший хозяин робыть литом санки,…( а зимою – телегу)
6. У хорошого хозяина …( и свынка – господынка)
- Назовите посуду в казачьей семье.
- Назовите орудия для обработки пищевых продуктов.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Слайд 10
Что находилось в хате?
Хата делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью ( ее называли ________) в заднем углу и малую хату. В хате были спальни (_____) с кроватями. В хате стояли лавки вдоль стены, сундук – ______, в котором хранилась одежда, за печкой – настил для сна. По диагонали от печи находился _____, где среди расшитых полотенец – ________ висят иконы.
У входа хаты висел деревянный ковшик, которым набирали воду из ______ (большой сосуд из глины)
Посередине хаты стоял стол (________ ).
Слайд 11
Что находилось в хате? Проверь себя!
Хата делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью ( ее называли кабыця) в заднем углу и малую хату. В хате были спальни (клуньи) с кроватями. В хате стояли лавки вдоль стены, сундук – скрыня, в котором хранилась одежда, за печкой – настил для сна. По диагонали от печи находился святой угол, где среди расшитых полотенец – рушников висят иконы.
У входа хаты висел деревянный ковшик, которым набирали воду из макитры (большой сосуд из глины)
Посередине хаты стоял стол (сырно ).
Слайд 12
Предыстория Пашковской идет из сечи
Там вольные казаки ковали мечи,
Там закалялось мужество, воля,
То и было их казачья доля.
Слайд 13
Семья атамана, 1916 г.
Слайд 14
Эти люди работали в школе в начале 20 века.
Из воспоминаний Кривчик Татьяны Максимовны, дочери учительницы дореволюционной школы, мы узнаём, что её мать Кривчик Лариса Владимировна работала в школе с 1912 по 1925 годы. Школа до октябрьской революции располагалась на углу улиц Кирова и Ярославской (бывшие Полтавская и Церковная). Детей учили чтению, письму, чистописанию, арифметике и закону Божьему.
Слайд 15
Переселение казаков на Кубань
Квашура Г.Т.
Слайд 16
Г. К. Жуков в одном из военных училищ г. Армавира
16
Слайд 17
Наш станичник снимал Жукова Г.К.
Николай Романович Щеглов, участник ВОВ, житель станицы Пашковской был военным фотокорреспондентом. Служил и воевал в Монголии и Китае.
До 1946 года был фотокорреспондентом монгольской газеты «Героическая Красноармейская» и «Сталинградская Правда».
Имеел ордена и медали. Много известных людей нашей страны он запечатлел на своих снимках. Посчастливилось ему снимать прославленного полководца Жукова Г.К. и командующего Четвертым Кубанским казачьим кавалерийским корпусом Плиева И.А.
17
Слайд 18
Дорогая реликвия
Щеглов перебирая свой архив обнаружил вот эту фотографию, - хорошо знакомую всем, широко растиражированную. На ней запечатлен наш любимый полководец Г.К.Жуков.
Этот снимок был сделан Щегловым в 1939 года в районе реки Халхин – Гол.
Там он впервые встретил Г.К. Жукова.
18
Слайд 19
1946 год
Полковник А.И.Покрышкин, маршал Советского Союза Г.К.Жуков, майор И.Н.Кожедуб
Слайд 20
Нам, кубанцам, приятно осознавать, что жизнь выдающегося советского аса тесно связана с нашим краем.
В небе Кубани он один из первых на личном опыте показал все преимущества эшелонированного боевого порядка по высоте, как внутри истребителей, так и между группами.
Слайд 23
Вечная слава и память павшим в боях за Родину!
Сын атамана Щупляка, Михаил Иванович, погиб летом 1942 года в боях под Ростовом. Другой сын Борис, выпускник школы N° 58 станицы Пашковской, как и многие его сверстники, был направлен на оборону переправы через реку Кубань. Здесь, у пашковской переправы, 10 августа 1942 г. Борис Михайлович Щупляк был убит...
Вот таких отважных сыновей воспитал Иван Лаврентиевич!
Слайд 24
Встреча с ветеранами прославленного в боях 4 гвардейского кубанского казачьего кавалерийского корпуса и ветеранами авиации.
Слайд 25
Фамилия первоначального директора школы № 4 не установлена, но известно, что с 1928 по 1941 года заведующей школой была Лидия Федоровна Пальчикова.
В 1950 году школа продолжала свою деятельность под номером 9. Школа продолжала ютится в трёх маленьких зданиях. В классах-клетушках было тесно.
Первый директор семилетней школы Панкратов И.В. проработал всего полтора года и на смену ему пришел неутомимый труженик и умелый организатор Данилов Леонид Иосифович.
Слайд 27
Памяти СЕРГЕЯ ГОЛУБОВА
Жизнь человека в принципе орбита
И подвиг это жизни Апогей.
Пока мы есть, не может быть забыто
Как жил на свете Голубов Сергей.
Родился, рос потом учился в школе.
Той самой, на Фадеева, родной.
Мы никого упрёком не уколем,
Что на войну он послан был страной.
Солдат и есть солдат. А офицеру
Никак нельзя не выполнить приказ.
Сменить пришлось Афганским камнем серым
Богатый цветом Северный Кавказ.
Написано в приказе - «добровольцем».
Ну не совсем, хотя не в кандалах.
Душман в горах не свадебные кольца
Пускал в полёт, шепча: - «Акбар Аллах.»
Аллах Акбар действительно ВЕЛИКИЙ,
Бесспорно, однозначно. Но солдат,
Слайд 28
Подготовка к полету на «Буране»
Слайд 29
Депутат Законодательного собрания, казачий генерал и выпускник школы № 60 Громов В.П. работает с архивами школьного музея.
Научные сотрудники Академии культуры после работы в музее
Встреча с уроженцем станицы Пашковской, ныне проживающим в США
Слайд 30
Какие знакомые лица- как много они приложили труда,
Чтоб школой могли ее питомцы всегда
Своим трудом, активной жизненной позицией Громов В.П. внес значительный вклад в развитие Кубани.
2002 г. – Президент России В.В. Путин вручил атаману Громову орден Дружбы народов
Награжден именным оружием (шашкой) министра обороны РФ
Награжден орденами русской православной церкви – Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Даниила Московскогого.
Слайд 31
Кубанское казачье войско
В конце ХХ века начинается процесс возрождения кубанского казачества. Возглавил его Громов В.П. – потомственный казак и бессменный лидер кубанских казаков
Слайд 32
Идет прием в казачата
Слайд 33
Шествие «Мы – наследники Победы», 2014 г.
Путылин Илья, лучший ученик школы, со школьным знаменем возглавляет шествие.
Слайд 34
Домашнее задание:
Спросите у своих родственников, знакомых об истории старинных вещей, предметах быта казаков и расскажите о них.
Попросите близких рассказать о старой фотографии родных, участниках Великой отечественной войны. Расскажите об этом в классе.
Слайд 35
А Русь живет назло врагам.
И по речным по берегам,
Где некогда легли хазары,
Живет в делах, живет в домах,
Живет в ребячьих головах,
В моих следах на тротуарах.
А. Дольский