Презентация - Нико Пиросман - художник

Нико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художникНико Пиросман - художник







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Нико Пиросмани

Слайд 2

"Солнце Нико Пиросмани - солнечный зайчик в зеркальце моей души..." Антон Кузьмин

Слайд 3

Нико́ Пиросма́ни (настоящее имя Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли, 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известнейший грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.
Пиросмани родился в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в многодетной крестьянской семье (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой.

Слайд 4

До тридцати пяти лет Нико безуспешно пытался стать человеком «мира сего». Обрести определённость бытосуществоеания. Кем только не работал - поваром, лакеем, типографом, кондуктором товарных вагонов на Закавказской железной дороге, где, в те же девяностые годы, по воле случая и так же незнакомо, работал писарем Фёдор Иванович Шаляпин, а до того, в 1882 воду, молодой Алексей Пешков, писавший по ночам свой первый рассказ «Макар Чудра».

Слайд 5

Детское увлечение живописью доставляло искреннюю радость, но денег не приносило. Всё зарабатываемое шло на существенные составляющие жизни. Объединение её частностей с тем, что именуется душой решительно не удавалось. Рисовал по ночам. Формулярный же список пополнялся записями о штрафах: «за опоздание на дежурство - 50 коп.», «за проезд безбилетного пассажира - 3 рубля», «за неявку к поезду - 2 рубля»... Получал же пятнадцать. Четыре года службы кондуктором ясности в жизнь не привнесли - кто?, к чему?, о чём?
Грузинка с тамбурином
Мать и дитя

Слайд 6

Потом была молочная лавка. Он - хозяин, слуга, продавец, грузчик и уборщик одновременно. Вставал до рассвета, получал товар, работал так, что к вечеру от художника Пиросмани ничего на оставалось, разве что мысли по ту сторону рационапьного... Но он расплатился с долгами, снял помещение побольше под лавку, украсил её единственными за этот период странного времени написанными двумя картинами -«Белая корова» и «Чёрная». Над входом же повесил красивую вывеску. Конечно же своей работы...

Слайд 7

Батумский порт

Слайд 8

Натюрморт

Слайд 9

Жираф
Черный лев

Слайд 10

Друзья Бегоса

Слайд 11

На ферме

Слайд 12

Свадьба в Грузии

Слайд 13

«…Ох уж эта Маргарита! Она была француженкой. Пела и танцевала в кафешантане. Женщина, забравшая сердце художника, а заодно и последние сбережения на eгo последнюю попытку стать человеком «сего мира»... Все цветы Тифлиса, его окрестностей, и привезённых в Тифлис на поездах в тот день, были брошены к её ногам. Этими цветами, нанятые Нико аробщики завалили улицу перед гостиницей, где остановилась она. У безмерно счастливого Нико - день рождения. Он встретил женщину, которую полюбил безоглядно, до беспамятства. За Год Счастья он расплатится откровенной бедностью оставшихся лет. Будет ли он счастлив? По земным меркам - нет, по другим - да, поскольку художник милостью Божьей...»

Слайд 14

Он продолжал писать свои картины. Будет несказанно щедр к окружающему его миру. Несмотря ни на что... На все сокровища eгo соучастия, мир будет отвечать скупо-традиционно. Если раньше о нём говорили, что он «не от мира сего», то теперь его наградят более приземлёнными определениями: «побитый градом», «мозги набекрень», «семь пятниц на неделе». Говориться это будет иногда беззлобно и полушутя, иногда непонимаемо. и от того очевидно-посредственно, как все... Его клеёнки-картины будут надёжно прикрывать всевозможные изъяны на стенах духанов, веселить их завсегдатаев. Они будут скрашивать чей-то повседневный семейный быт, ненавязчиво изменять что-то к лучшему в этом сумбурном мире. Будут изредка покупаться, меняться на недолгий кров, еду, на краски, кисти, в конце-концов просто и щедро дариться, поскольку - все люди братья, надо только суметь это понять, поскольку – любовь…
Мальчик-рыбак
Олень и пейзаж

Слайд 15

Мать с детьми, идущая за водой
Картины Пиросманашвили привлекают врожденным чувством композиции, цвета и сочетаний красок, сдержанностью тонов. Они полны внутренней сосредоточенности и даже торжественности. Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное, глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью. Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии.

Слайд 16

Слайд 17

В начале последнего года жизни, Нико найдёт свой последний приют в сырой подвальной каморке в доме номер 29, что на Молоканской улице... 4 апреля 1918 года, уже под вечер, Нико придёт в свою каморку. По случаю праздника Пасхи кто-то напоит его вином. Он ляжет на пол и пролежит так двое суток. Вокруг безмолвно будут стоять его картины, в ящике лежать кисти и краски. Город будет праздновать Пасху. О Пиросмани же будет некому вспомнить кроме Господа… 7 апреля, сосед Нико - сапожник Арчил Майсурадзе заглянет в подвал. Из полумрака услышит стон. «Это ты, Нико?» - спросит Арчил. «Это я. Мне плохо. Я не могу встать.» - ответит Нико... На фаэтоне Арчил, в сопровождении милиционера, отвезёт Нико в Михайловскую больницу.
Выписка из больничной книги. «7 апреля 1918 года доставлен в приёмный покой неизвестный мужчина, неизвестного звания, бедняк, на вид лет 60. Доставил милиционер Иван Чанадирадзе с Антоновской улицы... В тяжёлом состоянии, с отёками всего тепа, со слабым пульсом, без сознания и через несколько часов, не приходя в сознание скончался. Дежурный врач Гвелесиани.»

Слайд 18

Ягненок и парящие ангелы

Слайд 19

Солнце Нико Пиросмани. Попытка аналогии Спустя год после смерти Нико, 10 марта 1919 года Велимир напишет отголоском: «Мне MHOГO ль надо? Коврига хлеба И капля молока. Да это небо, да эти облака...» ( Велимир Хлебников, «Каменная баба» ). Почти ровесники, незнакомо, они жили перекрёстками бытия. Братьями. Вертикаль Нико - красками от земли к небу, где линия горизонта - вдаль, отделяя чётко голубизну неба от земли... Добро от зла, чёрное от белого... Вертикаль Вепимира - мыслеформами, но так же вдаль... Соединение вертикали и горизонтали, как известно, даёт крест, структуру креста. Крест не самое выдающееся изобретение странного существа человека. И не каждый способен донести его до конца...
Семья оленей
Продавец дров

Слайд 20

В духане, меж блюд и хохочущих морд, На черной клеенке, на скатерти мокрой Художник белилами, суриком, охрой Наметил огромный, как жизнь, натюрморт. Духанщик ему кахетинским платил За яркую вывеску. Старое сердце Стучало от счастья, когда для кутил Писал он пожар помидоров и перца. Верблюды и кони, медведи и львы Смотрели в глаза ему дико и кротко. Козел улыбался в седую бородку И прыгал на коврик зеленой травы. Цыплята, как пули, нацелившись в мир, Сияли прообразом райского детства. От жизни художнику некуда деться! Он прямо из рук эту прорву кормил. В больших шароварах серьезный кинто, Дитя в гофрированном платьице, девы Лилейные и полногрудые! Где вы? Кто дал вам бессмертие, выдумал кто? Расселины, выставившись напоказ, Сверкали бесстрашием рысей и кошек. Как бешено залит луной, как роскошен, Как жутко раскрашен старинный Кавказ! И пенились винные роги. Вода Плескалась в больших тонкогорлых кувшинах. Рассвет наступил в голосах петушиных, Во здравие утра сказал тамада.
1935 Павел Антокольский
Отец и сын

Слайд 21

Что происходит с нами, когда мы смотрим сны? Художник Пиросмани выходит из стены, из рамок примитивных, из всякой суеты и продает картины за порцию еды. Худы его колени и насторожен взгляд, но сытые олени с картин его глядят, красотка Маргарита в траве густой лежит, а грудь ее открыта - там родинка дрожит. И вся земля ликует, пирует и поет, и он ее рисует и Маргариту ждет. Он жизнь любил не скупо, как видно по всему... Но не хватило супа на всей земле ему. 1964
Булат Окуджава ПЕСЕНКА О ХУДОЖНИКЕ ПИРОСМАНИ