Презентация - Задание В3 - Грамматическая основа предложения

Задание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложенияЗадание В3 - Грамматическая основа предложения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Задание В3. Грамматическая основа предложения.

Слайд 2


Чтобы выполнить это задание тебе нужно ЗНАТЬ способы выражения подлежащего, способы выражения сказуемого, виды сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), виды предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные), УМЕТЬ выделять грамматическую основу предложения, отличать подлежащее и сказуемое от сочетаний слов и словосочетаний, определять способы выражения главных членов.

Слайд 3

Давайте разберёмся:
Грамматическая основа – это ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это главный член предложения, который отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет действия. Способы выражения подлежащего: Имя существительное. Книга –источник знаний. Местоимение. Я грамотей и стихотворец. Имя прилагательное. Сытый голодного не разумеет. Имя числительное. Семеро одного не ждут. Причастие. Дорогу осилит идущий. Наречие. Наконец пришло и послезавтра. Междометие. Далече грянуло ура. Словосочетание. Три мудреца пустились по морю в грозу. 9. Неопределённая форма глагола. Курить – здоровью вредить.

Слайд 4

Ошибки при определении подлежащего:
1.Слова МНЕ, ТЕБЕ, ВАМ, НАМ, ИМ, ЕМУ, ЕЙ никогда не бывают подлежащим! (Мне надо доделать задачу. В этом предложении подлежащего НЕТ). 2. Слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО являются подлежащими и союзными словами (т.е.выполняют роль союза) в сложноподчинённом предло- жении. В комнате, которая находилась чуть дальше, играли дети. Она не любила всё, что было связано с его хобби. 3. Числительное вместе с существительным в родительном падеже-подлежащее. На столе лежат шесть груш. Подсказка. Чтобы не ошибиться, попробуйте сначала найти сказуемое, задать от него вопрос и найти подлежащее.Например: Брат с сестрой учатся в одном классе. Сказуемое здесь УЧАТСЯ (кто?) брат. Нельзя! Потому что сказуемое стоит во множественном числе, а подлежащее в единственном. Поэтому подлежащим будет сочетание слов БРАТ С СЕСТРОЙ.

Слайд 5

Ошибки при определении подлежащего:

4. Обращение никогда не бывает подлежащим: Петя, начинай учить уроки. (Здесь подлежащего НЕТ, оно только подразумевается ТЫ, это односоставное предложение). 5. Приложение – это разновидность определения, а не подлежащее: Вот наша Леночка, отличница и активистка. 6. Дополнение в винительном падеже не является подлежащим. Двор украшает сад. Украшает – это сказуемое. Украшает КТО?ЧТО? Сад. Украшает КОГО?ЧТО? Двор. Слово ДВОР – дополнение. 7. Фразеологизм является одним членом предложения: Ящик Пандоры может появиться и в дружном коллективе. 8. Имена собственные, названия, состоящие из нескольких слов являются одним членом предложения: В траве распустилась мать-и-мачеха. Александр Сергеевич Пушкин –наше национальное достояние.

Слайд 6


СКАЗУЕМОЕ – это главный член предложения, который отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? КАКОВ? КАКОЙ? КТО ТАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ? ЧТО ПРОИСХО-ДИТ С ПРЕДМЕТОМ? и обозначает действие. СКАЗУЕМОЕ БЫВАЕТ
Простое глагольное
Составное глагольное
Составное именное
состоит из одного слова, из двух (если будущее время, условное наклонение, повелительное накло- нение)
Вспомогательный глагол + неопределённая форма глагола
глагол – связка + именная часть

Слайд 7


Простое глагольное сказуемое
Примеры
Я много лет пиджак ношу. (Б.Окуджава)
2. Глагол в форме сложного будущего времени или в сложной форме повелительного наклонения Я никогда так страстно не любил, так никогда любить уже не буду. (Здесь 2, а не 3 сказуемых: 1-е не любил, 2-е не буду любить). Пусть задумчивый факел уронит благовонье пылающих смол.(Здесь одно сказуемое).
3. Глагол в форме инфинитива в безличном предложении. Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. (Здесь 3 сказуемых).
Способ выражения сказуемого
1. Глагол в спрягаемой форме

Слайд 8


Составное глагольное сказуемое
Вспомогательный глагол обозначает Примеры
1. Начало, продолжение и конец действия Начал учиться, стал читать, продолжал говорить,    перестал     разговаривать и т. д. Я перестал бегать по утрам.(Здесь одно сказуемое).
2. Желательность, возможность, необходимость действия Глагол: хотел помочь, мог успеть и т. д Мы стараемся хорошо учиться. (Здесь одно сказуемое).
3. Эмоциональную оценку действия Я люблю читать. Краткое прилагательное: рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден. Я должен был на тебе жениться. (Здесь одно сказуемое). Слова: надо, нужно , необходимо. Нам надо хорошо учиться. (Здесь одно сказуемое).

Слайд 9

Ошибки при определении составного глагольного сказуемого:
Обратите внимание, что неопределённая форма глагола может быть 1.частью составного глагольного сказуемого, 2. дополнением, 3. определением, 4. обстоятельством. Чтобы не ошибиться, нужно посмотреть, к чему относится неопределённая форма. 1.Мы начнём хорошо учиться. (Учиться относится к подлежащему МЫ. Вопрос к н.ф. задаём от вспомогательного глагола: мы начнём(что делать?) учиться). 2. Все просили её (о чём?) спеть. (Просили все, НО петь будет ОНА, а не ВСЕ). 3.Охота (какая?) странствовать напала на него. (Рассуждаем так: странствовать, на первый взгляд, относится к подлежащему ОХОТА, но если задать вопрос от вспомогательного глагола, то теряется смысл: Охота (что сделала?) напала (что делать?) странствовать. ТАК СКАЗАТЬ НЕЛЬЗЯ!) 4. Он пришёл узнать информацию об экскурсии. (Пришёл зачем? узнать, т.е. информацию знает кто-то другой, а не ОН).

Слайд 10


Составное именное сказуемое
Вспомогательная часть выражается: глаголом-связкой быть, который не имеет лексического значения и в наст. вр. обычно отсутствует (нулевая связка); глаголами-связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой и др.; Значение вспомогательной части могут иметь также глаголы движения, состояния: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.

Слайд 11


Составное именное сказуемое
Именная часть выражается:
1. Имя прилагательное Он веселый. Он был веселым.
2. Имя существительное Он весельчак. Весь сад в цвету.
3. Причастие Письмо было задержано.
4. Числительное Два да три будет пять.
5. Местоимение Вишневый сад теперь мой.
6. Наречие Ей туфли впору будут.
7. Синтаксически неделимое словосочетание Он был высокого роста. Она была с заплаканными глазами.

Слайд 12


КАПКАНЫ ГИА: №1.
Поищем основу в предложениях с тире
Жить – родине служить. Ищем подлежащее: Кто?Что? Ищем сказуемое: Что такое жить? Влюблённость – не любовь. Ищем подлежащее: Кто?Что? Ищем сказуемое: Что такое влюблённость? Шиншилла – забавный зверек. Ищем подлежащее: Кто?Что? Ищем сказуемое: Кто такая шиншилла?

Слайд 13


КАПКАНЫ ГИА: №2.
Некоторые частицы входят в состав основы предложения (частицы выделены красным цветом)
1Вот уж действительно спел так спел! 2А он знай себе похохатывает. 3Пошел бы в школу, но болезнь помешала. 4Пусть сильнее грянет буря! 5Не думай о секундах свысока.
В предложениях №1,2,4,5 ОДНА грамматическая основа, в которой только ОДНО сказуемое. В предложении №3 – ДВЕ грамматические основы, оно сложное.

Слайд 14


КАПКАНЫ ГИА: №3.
При выделении грамматической основы помни, что в предложении могут быть как ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ, так и ОДНОРОДНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ.
Петя, Наташа, Сергей успешно сдали экзамены. Это предложение простое, потому что здесь ОДНА грамматическая основа, хотя и три однородных подлежащих. Петя долго и упорно читал, решал, ломал голову.
Кто?
Что делал?
Это предложение простое, потому что здесь ОДНА грамматическая основа, хотя и три однородных сказуемых.
Тихо, и на небе нет ни облачка, ни звёздочки.
Это предложение сложное, потому что здесь ДВЕ грамматических основы, два безличных предложения без подлежащего.

Слайд 15


КАПКАНЫ ГИА: №4.
Предложения могут быть односоставными, т.е., в грамматическую основу входит или подлежащее, или сказуемое.
NB! Если ты забыл, что такое односоставные предложения, загляни в папку «Односоставные предложения» или перейди по ссылке и посмотри интернет-урок.
Люблю тебя, Петра творенье! В этом предложении одна грамматическая основа, которая состоит только из сказуемого. Подлежащего здесь НЕТ. Петра творенье – обращение. Тебя –местоимение, отвечает на вопрос КОГО? стоит в В.п., а подлежащее может отвечать только на вопрос КТО? ЧТО? и стоять в И.п.
Бессмысленный и тусклый свет.
В этом предложении одна грамматическая основа, которая состоит только из подлежащего. Сказуемого здесь НЕТ.

Слайд 16

Алгоритм действия: Шаг 1: ищем слово, которое отвечает на вопрос КТО? ЧТО?, т.е., ищем подлежащее. Здесь такого слова нет. Шаг 2: ищем сказуемое, т.е., слово, которое отвечает на один из вопросов ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? На последний вопрос отзывается слово НЕТ. Значит это сказуемое. Ответ: нет.
Формулировка задания на ГИА:
Выпишите грамматическую основу из предложения №35: Этого диагноза у Игнатия нет.

Слайд 17


Формулировка задания на ГИА:
Выпишите грамматическую основу из предложения №24: Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют.
Алгоритм действия: Шаг 1: обращаем внимание НА ВСЕ ЗАПЯТЫЕ. Для чего они здесь? Шаг 2: 1 и 2 запятые с двух сторон выделяют вводное предложение. Оно в грамматическую основу не входит. Его зачёркиваем. Шаг 3: ищем слово, которое отвечает на вопрос КТО? ЧТО?, т.е., ищем подлежащее. Здесь такое слово ВРАЧИ. Шаг 4: ищем сказуемое, т.е., слово, которое отвечает на один из вопросов ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? На один из вопросов отзываются сразу два слова: ЛЕЧАТ, БОЛЕЮТ. Значит это сказуемые. Шаг 5: посмотри, это однородные сказуемые или разные. Это однородные сказуемые, потому что относятся к одному слову ВРАЧИ и отвечают на один и тот же вопрос. Ответ: врачи лечат, болеют.

Слайд 18

Формулировка задания на ГИА:
Выпишите грамматическую основу из предложения №45: Ему не нужна была краска.
Алгоритм действия. Шаг 1: ищем слово. которое отзывается на вопрос КТО? ЧТО? Это слово КРАСКА. Оно является здесь подлежащим. Шаг №2: ищем сказуемое, слово которое отзывается на один из вопросов: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? такое слово БЫЛА. Шаг 3: внимательно посмотри на предложение. ЧТО здесь важно: краска была или не была? Нет, здесь говорится о другом. О том, что краска НЕ НУЖНА БЫЛА. Обрати внимание!!! Перед сказуемым есть частица НЕ, её тоже записываем. Ответ: краска не нужна была.

Слайд 19

Формулировка задания на ГИА:
Выпишите грамматическую основу из предложения №14: Всю красоту проспишь, соня!
Алгоритм действия. Шаг 1: смотрим на знаки внутри предложения. Зачем они нужны? В предложении есть запятая, которая выделяет обращение. Его мы не берём, потому что обращение не является подлежащим. Шаг 2: ищем подлежащее, т.е., слово. которое отвечает на вопрос КТО? ЧТО? Такого слова здесь нет. Значит, в предложении нет подлежащего. Шаг №3: ищем сказуемое, т.е., слово , которое отвечает на один из вопросов ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? Такое слово здесь ПРОСПИШЬ. Это сказуемое. Ответ: проспишь.

Слайд 20


Формулировка задания на ГИА:
Выпишите грамматическую основу из предложения №31: Потом, когда огонь потушили, его вытащили.
Алгоритм действия. Шаг 1: смотрим на знаки препинания. Зачем они здесь нужны? Вводных слов, обращений, обособленных членов нет. Но есть подчинительный союз КОГДА, который бывает в сложноподчинённом предложении. Проверим. Шаг 2: Ищем подлежащее, которое отвечает на вопрос КТО? ЧТО? Таких слов здесь нет. Не забывай. что местоимение ЕГО отвечает на вопрос КОГО? и подлежащим не является. Слово ОГОНЬ отвечает на вопрос потушили(КОГО?ЧТО?) и тоже подлежащим не является. Шаг 3: ищем сказуемое, то есть слово, которое отвечает на один из вопросов ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? Таких слов здесь два: ПОТУШИЛИ, ВЫТАЩИЛИ. Ответ: потушили, вытащили.

Слайд 21


Формулировка задания на ГИА:
Выпишите грамматическую основу из предложения №14: Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлоповых неуютно темнели.
Алгоритм действия. Шаг 1: ищем слово, которое отзывается на вопрос КТО? ЧТО? такое слово здесь ТРИ. Но одно числительное редко бывает подлежащим. Поэтому пойдём другим путём. Попробуем сначала найти сказуемое, а уже от него задать вопрос и разыскать подлежащее. Шаг 2: ищем слово. которое отвечает на один из вопросов: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? КАКОЙ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? Такое слово здесь ТЕМНЕЛИ. Это сказуемое. Шаг 3: попробуем от сказуемого задать вопрос к подлежащему. Темнели (кто? что?) ТРИ ОКОШКА. Это подлежащее. Ответ: три окошка темнели.

Слайд 22


Ох-хо-хо…Придётся много потрудиться, чтобы выучить всё это. Ну что ж… За работу! А потом – к упражнениям.

Слайд 23


Шаблон Мокрышевой Н.А., преподавателя русского языка и литературы, репетитора, индиви- дуального предпринимателя.