Презентация - Златоустовская гравюра на стали

Златоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на сталиЗлатоустовская гравюра на стали







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок краеведения по теме: Искусство мастеров Златоуста: гравюра на стали. 8 класс Выполнила: учитель географии и краеведения МКОУ «Карсинская СОШ» Безносова Е.И.,

Слайд 2

   В 2004 году город Златоуст Челябинской области отметил 250-летие своего основания.
Златоуст расположен на востоке Европы, там, где она смыкается с Азией в самый крупный континент Земли - Евразию. На берегах реки Ай и ее притоков. Город со всех сторон окружен горами Южного Урала

Слайд 3

В честь кого город получил свое название
 
Глубоко символично, что имя города восходит к крупнейшему христианскому богослову и философу Иоанну Златоусту, жившему в 1У-У вв. в Византии.

Слайд 4

Символы города Златоуста

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Общий вид Златоустовского завода и собор Трех Святых, 1910г.

Слайд 8

Златоуст 1909год

Слайд 9

Историческая справка
Златоуст - город в Уральских горах, в долине реки Ай, в 130 км к западу от Челябинска (по автодороге). Город основан в 1754 году, первоначально как поселок при строительстве Златоустовского железоделательного завода. С начала XIX века Златоуст - центр художественной гравюры на металле. В настоящее время город является достаточно крупным промышленным центром, по численности населения (около 200 тыс. человек) занимает третье место по Челябинской области.

Слайд 10

История Златоустовского завода
Начинается еще с 1754 г. указом императрицы Елизаветы Петровны. У горы Косотур на реке Ай тульскому купцу Мосолову разрешено было построить чугунолитейный и железоделательный завод. Он выплавлял большое, по тем временам, количество железа и чугуна высокого качества. А стоила эта продукция недорого, т.к. плавили металл крепостные.       Шли годы. В 1811 году по велению императора Александра 1 косотурские горные промыслы были переименованы в Златоустовские и стали казенными, т.е. принадлежали уже не купцам, а царскому правительству.

Слайд 11

Павел Петрович Аносов - творец булата
В 1815 году была построена оружейная фабрика, которая производила самые различные виды холодного оружия (клинки, сабли, шпаги, кинжалы, ножи). В это время в Златоусте зародилось редкое прикладное искусство - гравюра на стали.

Слайд 12

      "Время подошло тревожное: на западе, за рубежами, гремела слава французского императора Наполеона, а за Черным морем России грозились турки. Царь стал готовиться к войне. Русской коннице нужны были тысячи добрых клинков, сабель и казачьих шашек"        В декабре 1815 года в Златоусте состоялось официальное открытие "Фабрики дела белого оружия, разных стальных и железных изделий". Забегая вперед, можно сказать, что через десять лет, в 1825 г. о ней писали так: "Оружейная фабрика - главнейшая достопримечательность Златоуста, предмет достойный обратить на себя внимание всей просвещенной Европы.". А пока фабрике нужны были специалисты, которые наладили бы производство белого оружия.       "В ту пору добротными клинками славились старинные немецкие города Клингенталь, Страсбург и Золинген. Слава мастеров гремела по всей Европе, и русское правительство решило пригласить их в Златоуст. Обоз за обозом тащился на Урал: везли сотни немецких семейств для устройства их на новом месте" (часть П гл.1. Несколько страничек из истории Златоустовского завода. - С.75).       Златоустовцы встретили новоселов приветливо. Каждой семье был построен дом. Вскоре аккуратные дома составили две улицы - Большую и Малую Немецкие, которые стали центральными в городе. Кроме того, всем была выделена скотина и даны большие денежные средства на обживание. Послушаем, как об этом пишет Е. Федоров.

Слайд 13

Златоустовская поэма на стали

Слайд 14

Вот как об этом пишет Е. Федоров:
      "Сам Гергард Эверсман (директор фабрики в то время) по договору получал от казны 2100 рублей серебром жалования, обширную квартиру с отоплением и освещением, даровую прислугу с одеждой, переводчика и четырех служителей. Еще 9 кулей муки в год, 2 куля крупы, 12 пудов солонины, 14 бочек пива, 36 ведер водки и вина, 6 пудов мыла, 75 кулей овса, 700 пудов сена, 300 пудов соломы, 4 откормленных свиньи и 2 коровы. Не хуже устроились и земляки Эверсмана.       Так жили специалисты, приглашенные из Германии,

Слайд 15

А что означает "белое оружие"?
  Как вы думаете, из чего оно изготавливалось? Это холодное ударное, рубящее, колющее и др. оружие.: мечи, шашки, сабли, ножи и т.д. Для его изготовления нужна высококачественная сталь.       Тысячелетия длится соперничество народов в искусстве варить и обрабатывать сталь. Особый интерес мастеров Запада и Востока вызывала во все времена булатная сталь.       Как вы думаете, что такое булатная сталь? (Высказываются предположения). По- персидски булат означает "сталь". Иногда булат называли дамасской сталью. Родиной булата - считается Индия.       В Россию булат ввозили из стран Востока в готовых клинках или слитках. Секрет приготовления булатной стали строго оберегался.       Но нашелся в России человек, который сумел разгадать этот секрет. Имя его - Павел Петрович Аносов.

Слайд 16

Слайд 17

В начале XIX в. в уральском городе Златоусте было решено
создать еще один центр по выпуску холодного оружия, т. к уже имевшиеся не могли полностью удовлетворить потребности армии в нем. Наряду со строевым оружием в Златоусте стали выпускать украшенное оружие. Для этого фабрике нужны были специалисты - оружейники высокого класса. Царское правительство приглашает для работы мастеров из Золингена и Клингенталя - известных оружейных центров Германии того времени. Нельзя недооценивать и переоценивать роль иностранных мастеров в истории развития гравюры. Они сыграли и положительную роль, и отрицательную. Положительным было то, что все-таки мастера из Золингена и Клингенталя были достаточно опытными оружейниками. Среди них были хорошие специалисты по литью стали, ковке и полировке клинков, по выделке ножен, литью эфесов и по художественной отделке оружия

Слайд 18

Павел Петрович Аносов
Блестяще закончив Горный кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Аносов в 1817 году приехал по назначению в Златоуст. Тридцать лет проработал он в этом городе, прошел путь от практиканта для разных поручений до начальника горного округа.       Какой бы области ни касался пытливый ум этого человека, всюду он открывал и вводил новое. Но главное, что обессмертило имя Павла Петровича Аносова - это его вклад в науку о металле.       Десять лет Аносов посвятил открытию тайны булата. С помощью златоустовских мастеров- литейщиков ему удалось получить образцы, которые по своему качеству не уступали легендарным дамасским булатам. Клинки, изготовленные из таких образцов, сгибались в кольцо и распрямлялись вновь. Этими клинками рубили гвозди. Легкая ткань, коснувшись острого лезвия, распадалась на части. Клинки были дорогими, красиво украшались граверами. Гравюра на стали не всегда была спутницей оружейного производства.       "Большое внимание Аносов уделял поискам новых технологий украшения клинков. Поиск шел и на оружейной фабрике, и в иных местах.

Слайд 19

В творчестве уральских мастеров отразилась Отечественная война 1812 года
В первую группу уральских мастероввошли братья Бушуевы, Тележниковы, Бояршиновы, Федор Стрижев, Архип Лепешков.

Слайд 20

Часто Иван Бояршинов работал вместе с Иваном Бушуевым. Сохранилось несколько клинков, которые украшены совместно двумя ведущими местерами. Вместе они работали и над "древним вооружением" - рыцарскими доспехами, хранящимися сейчас в Златоустовском краеведческом музее

Слайд 21

Иван Николаевич Бушуев
Основоположниками художественной обработки металла были Иван Бушуев и Иван Бояршинов. На многих гравюрах Ивана Бушуева был изображен крылатый конь, что и дало Ивану прозвище Иванко Крылатко. С этого времени на гербе Златоуста появился крылатый конь.

Слайд 22

Холодное украшенное оружие XIX-XX вв.

Слайд 23

Среди многих замечательных работ Ивана Бушуева есть еще одна с удивительной судьбой. Это сабля, посвященная битве с турками
На отполированном клинке изображен штурм крепости с суши и с моря, вступление в нее русских войск.       В 1830 г. царь Николай 1 подарил эту саблю прусскому принцу. Так сабля оказалась в Германии. А вернулась она на родину через 115 лет. И вот при каких обстоятельствах.       "В Великую отечественную войну, преследуя гитлеровцев, вступили воины- освободители на прусскую землю, Немало увидели они там всякого добра, награбленного гитлеровцами у разных народов. Побывали и во дворце, где прусский король когда-то жил. Между прочим, увидели там выставку старинного оружия. И был там клинок один красоты необыкновенной, узора дивного.       -Игрушка! - дивились солдаты. - И кто только мог сработать чудо такое? Показали своему офицеру. Осмотрел он тот клинок со вниманием, улыбнулся про себя и сказал?       -Вот я вам покажу, какая это игрушка. А ну-ка, подставляй, какие там еще сабли есть! И пошел рубить немецкие шашки, словно прутья березовые, только хруст идет. А на клинке у него между тем и зазубринки не оказывается.       -Вот чудо-то! - дивятся солдаты. А офицер только посмеивается.       -Да это же, - говорит, - настоящий аносовский булат. Вот, глядите! - И показывает метку на клинке: крылатый конь - золотом выведен. И надпись чуть различимая сохранилась: "Иван Бушуев, Златоуст". Так об этом случае рассказывал в своих воспоминаниях один их участников войны - уралец. Клинок хранится в Оружейной палате".

Слайд 24

Горка из оружия в Арсенальном музее Златоустовского завода. 1909

Слайд 25

Первый этап развития златоустовского художественного оружия
До 1817 года единственными мастерами по украшению клинков были иностранные мастера Шафы - отец Вильгельм - Николаус и сын Людвиг. Два других сына - Иоганн и Фридрих - специализировались на отделке кожаных ножен. В Златоустовском краеведческом музее хранится несколько сабель и клинков, украшенных Шафами.

Слайд 26

Слайд 27

Холодное оружие. г.Златоуст. Фирма "Златон.

Слайд 28

Слайд 29

Подсвечник

Слайд 30

Второй, "русский", этап развития 1820 - 1830 гг.
С 1818 года начинается второй, "русский", период украшенного оружия. Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов, Федор Стрижев, Архип Лепешков и другие мастера подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на какую больше не взлетала златоустовская гравюра на стали с середины XIX в. и до наших дней.

Слайд 31

В начале XX века выпускали бытовые вещи в стиле «модерн»: спичечницы, ножи для бумаги, топоры, столовые приборы

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Самыми выдающимися мастерами второго периода развития златоустовского оружейного искусства
, по мнению историков, были Ефим и Иван Бушуевы и Иван Бояршинов. "Ефим Бушуев (1807 - 1827) известен как талантливый рисовальщик способности которого проявились очень рано. Он начал учение десятилетним, а уже через год его, по-видимому, именем оказался подписан сабельный клинок, украшенный на уровне лучших работ Златоуста тех лет...". [2] В 1824 г. он был направлен для обучения в Петербургскую академию художеств, но в 1827 г. умер от туберкулеза. С именем Ивана Бушуева (1800 - 1834) связано создание едва ли не самих замечательных произведений. О жизни этого художника известно очень мало, даже дата смерти, 1834 г. сомнительна, и установили ее историки по последним работам Бушуева, датированным 1833 годом.

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Эпоха революционных потрясений наложила сильный отпечаток на златоустовскую гравюру. На изделиях появились индустриальные пейзажи, портреты вождей.
гравюра на стали.

Слайд 40

Для подготовки кадров в 1928 году было открыто ремесленное училище.

Слайд 41

Для награждения лучших рабочих изготавливали топорики

Слайд 42

В годы Великой Отечественной войны украшенной гравюрой холодное оружие подносилось как награда выдающимся советским полководцам.

Слайд 43

1950-1960-е годы
В массовое производство вошли вешалки для одежды, ножи для бумаги, блокноты, шкатулки, рамочки для фотографий, календарные пластины, декоративные тарелки.

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Выпускали настенные панно, столовые миниатюры, сувениры, посвященные юбилейным датам страны.

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

С 1970 года златоустовские мастера по идее Г.М. Берсенева начали применять метод «шелкографии»

Слайд 53

1990-е годы
Появились новые художественные мастерские: «Лик», «Практика», «Формула», «Грифон»

Слайд 54

Слайд 55

Изготавливали утварь для литургии, добавили новые методы обработки металла: серебрение. Чернение латуни и серебра, многократное травление, создающее эффект перспективы, резьба по кости в сочетании с поделочными и полудрагоценными камнями.

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Златоустовский краеведческий музей отметил 185-летие 10 июня , 2010
В 1825 году музей был основан как музей Златоустовского горного округа по инициативе Павла Аносова и управителя Миасского завода Порозова. Основу коллекций тогда составили образцы холодного оружия – продукция Златоустовской оружейной фабрики. Коллекция минералов по своему богатству была второй в России. В 1915 году музей был закрыт, а в 1919 году наиболее ценные экспонаты вывезли из города отступающие колчаковские войска. Вновь музей открылся только 1 мая 1925 года, за это время он поменял несколько адресов. Сегодня Златоустовский краеведческий музей расположен в Доме начальника горного округа, которое является памятником федерального значения. Экспозиции размещаются в 15 залах на площади 660 квадратных метра. В основном фонде более 40 тысяч экспонатов. Среди них изделия златоустовских оружейников, в том числе Ивана Бушуева, каслинское и кусинское художественное литье, старопечатные издания XVI и XVII веков.

Слайд 68