Презентация - Лексика с точки зрения употребления

Лексика с точки зрения употребленияЛексика с точки зрения употребленияЛексика с точки зрения употребленияЛексика с точки зрения употребленияЛексика с точки зрения употребленияЛексика с точки зрения употребленияЛексика с точки зрения употребленияЛексика с точки зрения употребленияЛексика с точки зрения употребления







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Задачи: повторить сведения об ограниченной лексики, уметь отличать мотивированное употребление от немотивированного использования ограниченной лексики.
Лексика с точки зрения употребления.

Слайд 2

Лексика русского языка в зависимости от характера функционирования разделяется на две большие группы: общеупотребительную и ограниченную сферой употребления.

Слайд 3

К лексике ограниченной сферы употребления относятся:
1. Диалектизмы ( рогач-ухват, скамья- услон, глиняный горшок-махотка)- слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. 2. Термины-слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. 3. Профессионализмы-слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие, однако, общеупотребительными.

Слайд 4

Форточка - это презрительное название операционной системы Windows материнка - материнская плата чайник - начинающий пользователь глюк - некорректная работа оборудования комбинация из трёх пальцев - Ctrl - alt - delete - экстренное снятие любой запущенной программы пентюх - Pentium лазарь - лазерный принтер

Слайд 5

4. Жаргон -социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий и положением в обществе. ( общага, стипуха, хвост, удочка) 5. Арго-речь определенных социально замкнутых групп ( воров, бродяг и т.д.).Это засекреченный, искусственный язык преступного мира, известный лишь посвященным , бытующий также лишь в устной форме) ( мокрушник, перо- нож, малина-притон, шухер, фраер)

Слайд 6


Найдите в предложениях диалектную, профессиональную и жаргонную лексику. 1. Недавно я дрался с двумя «Мессершмиттами-109», одного я срубил сразу. 2. Сбочь дороги- могильный курган. 3. Ученики, как говорится, ни в зуб толкнуть. 4. Ноздрев всячески страшал Чичикова 5. Манилов надеялся, что Чичиков станет его крышей. 6. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежка Плюшкина 7. Манилов долго трепался с Чичиковым.

Слайд 7

Спишите текст, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите в тексте диалектизмы, подчеркните их.
Парубки гуртом провозгласили что лучше девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком(нибудь) капоте то разогнала бы всех девок.

Слайд 8

Как вы считаете, уместно ли употребление диалектизмов в этом отрывке?

Слайд 9

Домашнее задание