Презентация - М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Тема красоты и гармонии человека с миром. Аллитерация.
урок по литературе в 6 классе (по УМК В.Я.Коровиной)
Составила учитель русского языка и литературы Свирская Наталья Александровна МБОУ СОШ №6, г.Торжок, Тверская обл.

Слайд 2

Цели:
1) Учить анализировать лирические произведения. 2) Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение. 3) Познакомить учащихся с понятием аллитерации.

Слайд 3

Михаил Юрьевич Лермонтов
Что вы можете рассказать о жизни М.Ю. Лермонтова?

Слайд 4

Михаил Юрьевич Лермонтов
Сведения о жизни поэта
М.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. П. Заболотский. 1837

Слайд 5

География Лермонтова
Имение Тарханы
Московский благородный пансион
Петербург Школа Гвардейских Прапорщиков
Дуэль в Пятигорске
Ссылка на Кавказ

Слайд 6

Родители поэта
Мать, Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795–1817), её памятник, установленный в часовне под склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Не дожила до 22-х лет.
Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив

Слайд 7

протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества.
Детство Лермонтова
М.Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. 1817–1818

Слайд 8

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта,
происходила из знаменитого рода Столыпиных, страстно любила внука. Она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.

Слайд 9

1826-1828 г.г. обучение в Благородном пансионе при Московском университете. Интерес к литературе Московский период Школа гвардейских прапорщиков в Петербурге. Переживает драму в личной жизни, связанную с отношениями бабушки и отца.
Автопортрет
Обучение в пансионе

Слайд 10

В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов посмеивался за его воинственный вид. Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту.
Трагическая гибель. 1841
М.Ю. Лермонтов Дуэль. Перо, чернила. 1832—34 г.

Слайд 11

Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. В 1889 году, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске.
Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова

Слайд 12

.
Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова
В. Фаворского. 1931г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве
К.А. Горбунов 1841г. Портрет Лермонтова
Автопортрет

Слайд 13

Дайте определение терминов
Стихотворение Тема Идея
СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное стихами литературное произведение небольшого объема (сравни с поэмой); в 19 - 20 вв. преимущественная форма лирики.
основной замысел, основное звучание произведения.
основная мысль, заключённая в художественном произведении

Слайд 14

Дайте определение терминов
Гипербола метафора
стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности
употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению

Слайд 15

Дайте определение терминов
Олицетворение эпитет антитеза
выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица
меткое определение, в интересах изобразительности, присоединяемому к какому-нибудь слову и указывающее на существенный его признак
Фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов …

Слайд 16

Анализ стихотворения
Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?
Тема красоты и гармонии человека с миром

Слайд 17

Анализ стихотворения
Как вы поняли главную мысль стихотворения?
Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии

Слайд 18

Анализ стихотворения
Прочитайте, на что ропчут пальмы? Почему пальмы недовольны своей жизнью? Чего они хотят? - Какое художественное средство использует поэт? Для чего?
олицетворение

Слайд 19

Анализ стихотворения
Прочитайте 4,5,6 строфы. Какие художественные средства здесь используются? Зачем? - Найдите и перечитайте строфы, в которых изображалась встреча обитателей оазиса и каравана. Как относились к гостям хозяева и как люди к ним?

Слайд 20

Анализ стихотворения
Что означают слова питомцы столетий?
«питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков
приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ

Слайд 21

Анализ стихотворения
Благодаря каким словам пальмы предстают как люди, воины? Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью?
одежда = листья, стволы = тела
метафору

Слайд 22

Анализ стихотворения
По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Какие звуки повторяются? Почему? Как называется этот художественный приём? С какой целью поэт употребил аллитерацию?
Аллитерация.

Слайд 23

Анализ стихотворения
- Перечитайте первую и последнюю строфы. - Какой прием используют поэт?
антитеза

Слайд 24

Анализ стихотворения
- Вспомните, что такое сюжет? - Есть ли сюжет в стихотворении «Три пальмы»? Кратко перескажите его. - Почему Лермонтов дает стихотворению подзаголовок «Восточное сказание»?
Сказание – в фольклоре общее родовое название повествовательных произведений исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды и др. В древних литературах сказанием именуют прозаические произведения с историческим или вымышленным содержанием

Слайд 25

Самостоятельная работа
Вариант – 1 Кувшины, звуча, налились водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей.
Вариант – 2 Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь продолжал караван, И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный
Определите, какие художественные средства использует автор. Выпишите выделенное словосочетание, напишите литературный прием.

Слайд 26

Самостоятельная работа
Вариант – 1 И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Вариант – 2 Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду сорвали с них малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.
Определите, какие художественные средства использует автор. Выпишите выделенное словосочетание, напишите литературный прием.

Слайд 27

Итог урока
Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему? Стройность, соразмерность мысли автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по первой строфе) - Почему это стихотворение современно и сегодня?
много устаревших слов
ааббвв } парная

Слайд 28

Домашнее задание
1) с. 157-160 (читать выразительно стихотворение) 2) а)Подготовить сообщение «Предысторию стихотворений «Утес» и «Листок» (см. стр. 159 – 159 учебник). б) «История создания стихотворения «Тучи» (с. 156 – 157)

Слайд 29

Интернет - ресурсы
http://literatura5.narod.ru/lermontov4.jpg (портрет Лермонтова) http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/45506 (определения терминов)

Слайд 30

Презентация создана учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г.Торжка Свирской Натальей Александровной