Презентация - Итоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоления

Итоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоленияИтоговое сочинение - Типичные ошибки и пути их преодоления







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Итоговое сочинение: типичные ошибки и пути их преодоления

Слайд 2

Введение итогового сочинения в 2014—2015 учебном году
Цель замены бывшего выпускного сочинения ЕГЭ по русскому языку и по литературе – поставить заслон списыванию готовых сочинений и их тиражированию издательствами. Возврат к сочинению обусловлен падением грамотности, интереса к чтению, речевой и читательской культуры выпускников школ и сочинение стало «формой промежуточной аттестации для допуска к ЕГЭ». Разработано 5 открытых тематических направлений, в рамках которых созданы закрытые комплекты тем по часовым поясам (открыты 3.12.14 г.). http://sochinenie11.ru/novosti/256-vse- temy-sochineniy-3- dekabrya.html Созданы нормативно-методические материалы по проведению итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
NB Успешное написание итогового сочинения обеспечивает допуск к ЕГЭ и может добавить до 10 баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в вуз

Слайд 3

Нормативно-правовая база проведения и оценки итогового сочинения
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»  № 923 от 05.08.2014 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014, регистрационный № 33604). Письмо Рособрнадзора № 02-651 от 01.10.2014 "О документах по организации и проведению итогового сочинения (изложения)" Письмо Рособрнадзора № 02-747 от 27.11.2014 "Об уточненных редакциях документов по организации и проведению итогового сочинения (изложения)"

Слайд 4

Научно-методическое обеспечение введения итогового сочинения
Научить ученика писать сочинение (это лучший способ выработки умения самостоятельно выражать свои мысли, которое необходимо во всех сферах профессиональной деятельности)
Цели:
Научить учителя обучать ученика писать сочинение (если сам учитель не обладает такой компетенцией, то результат обучения сочинению будет заведомо низким).
NB Умение писать сочинение – это не прерогатива элитарной (профильной) школы, а умение, которым должен обладать каждый человек
Научно-методическое обеспечение введения итогового сочинения – это определение целей, содержания, принципов, методов, форм, приемов и средств обучения, которые необходимы для развития умения писать сочинение в новом формате

Слайд 5

Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника, поэтому ответственность за качество этой работы лежит на всем педагогическом коллективе школы; литературоцентричность экзамена связана с традицией русской школы, где чтение и изучение литературы всегда играло важную роль; опора на литературное произведение подразумевает не только ссылку на текст, но и осмысление его в ракурсе темы, т. е. обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с темой, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.
В темах сочинений: умышленно не используются узкие формулировки; реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы; не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Итоговое сочинение – это не сочинение по литературе

Слайд 6

Анализ готовых сочинений с разных точек зрения: выявление коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста и др.); определение его логического и композиционного замысла; оценка отбора лексики, сочетаемости слов, риторических приемов и т. д..
Обучение сочинению на публицистическую тему с привлечением литературных материалов: анализ формулировки темы и постановка своей задачи по её раскрытию; вычленение опорных слов темы, анализ их смысла и взаимосвязей; использование для тренировки вопросительных формулировок тем; рациональное использование литературного материала для аргументации тезисов и др.
Пути совершенствования умений школьников писать итоговое сочинение
1. Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–9 классах):

Слайд 7

2. Усиление внимания к методике обучения итоговому сочинению:
Проведение классных контрольных сочинений и мониторинг развития умения писать сочинение. Уроки обучения сочинению с отработкой аналогичного материала под руководством учителя. Устный анализ сочинений (в обобщенном варианте) с учетом критериев оценки. Обсуждение путей доработки текстов, упущенных поворотов мысли, доказательств и примеров для аргументации, вариантов вступления и заключения и способов перехода от одной мысли к другой. Проведение индивидуальных консультаций по конкретным замечаниям, совершенствование и переписывание учениками неудачно выполненных работ. Включение в урок практических заданий, связанных с формированием конкретных навыков и комплекса умений, необходимых для написания итогового сочинения.

Слайд 8

Анализ формулировок тем, способы сужения темы и определение основной идеи сочинения. Актуализация проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме. Подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал. Формулировка тезисов, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы). Обдумывание композиции сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др. Речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком.
3. Определение приоритетных направлений методической работы по проблемам обучения итоговому сочинению:

Слайд 9

В 2014 году требования к качеству работ были ориентированы на реальный уровень выпускников
Сочинение оценивалось по шкале «зачет-незачет» и количество обязательных слов в сочинении было всего 250. Темы были сформулированы очень широко, а выбор произведений для аргументации своих мыслей осуществляли сами выпускники. Для получения зачета по критерию 2 достаточно было обратиться всего к одному литературному произведению. В критериях оценки не было указано количество фактических, логических и речевых ошибок, за которые ставился «незачет», и их точное количество не учитывалось. Критерий 5 «Грамотность» не являлся обязательным. Выпускники имели право пользоваться орфографическим словарем.
Для получения «зачета» было необходимо: иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
NB В 2015-2016 учебном году : изменены тематические направления итогового сочинения; в экзаменационный бланк введены 2 новых требования: 1) объем сочинения должен быть не менее 250 слов; 2) работы должна быть выполнена самостоятельно; конкретизированы требования к квалификации экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения.

Слайд 10

Из истории обучения сочинению в российской школе
В «Сборнике тем и планов для сочинений»(1906), выпущенном типографией М.М. Стасюлевича в Петербурге, для старших гимназистов предлагались такие темы сочинений (см. http://www.rg.ru/2011/09/01/sochinenie.html): Слово как источник счастья. Почему жизнь сравнивают с путешествием? Родина и чужая сторона. О скоротечности жизни. Какие предметы составляют богатство России и почему? О высоком достоинстве человеческого слова и письма. О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве. О проявлении нравственного начала в истории.
NB «От сочинения, написанного воспитанником среднего учебного заведения, не следует ожидать ни новизны, ни оригинальности мысли, ни полноты содержания, которая требует многосторонних знаний и более зрелой обдуманности, ни изящного языка, для приобретения которого нужно не только учение, но и особенное дарование; но это сочинение должно быть написано языком правильным, чистым и точным, изложение его должно удовлетворять условиям логической связи и последовательности, а содержание отличаться естественностью и дельностью, прямо относящихся к теме». Журнал Министерства народного просвещения. 1872. №7. С. 51–85

Слайд 11

В прошлом все школьные сочинения условно делились на три типа: литературно-критические (сочинения по литературным произведениям), публицистические (сочинения на нравственные или общественно-политические темы), творческие (словесно-художественные произведения, созданные самими школьниками).
Алгоритм работы над сочинением: Выбор и обдумывание темы сочинения. Выявление ключевых слов темы сочинения. Осмысление терминов и понятий в формулировке темы. Определение главной мысли сочинения. Подбор литературного материала. Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана). Обдумывание структуры и композиции сочинения в процессе написания работы на черновике. Редактирование, переписывание и проверка.
Этапы работы над итоговым сочинением

Слайд 12

Тема, сформулированная в виде утверждения Тема, переформулированная в виде вопроса
Герои произведений М.Ю.Лермонтова, которые Вам особенно близки Чем вам особенно близки герои произведений М. Ю. Лермонтова?
Произведение о войне, которое Вас взволновало Почему произведение о войне (указать название) меня взволновало?
Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс В чем природа созвучна внутреннему миру человека, и в чем они противостоят друг другу?
Роль родительского наставления в жизни человека Какую особую роль играет родительское наставление в жизни человека?
«Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий) Почему жизнь без любви невозможна? Почему жить – это значит любить?
Понимание темы связано с умением обозначить проблему будущего высказывания, т. е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения.
Выбор и обдумывание темы сочинения
NB Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки

Слайд 13

1. Неумение выявить ключевые слова темы
Определите ключевые слова в следующих темах сочинений: Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, вам интересны? Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн? Может ли природа помочь человеку понять себя? Чем может быть ценен для детей опыт отцов? Чем опасна свобода без ограничений?
2. Непонимание терминов и понятий в формулировке темы
Определите смысловое наполнение нравственно-психологических понятий и терминов, встречающихся в формулировках тем итогового сочинения: дружба, любовь, счастье, судьба, опыт, преступление, подвиг, диссонанс, созвучие, гармония, наставление, свобода, самопожертвование, честь, долг, равнодушие, взаимопонимание, бесчестие, нравственный закон и др.; герой, характер, тема, проблема, конфликт, традиция, пейзаж и др.
Философский и психологический Интернет-словари: http://psychological.slovaronline.com/Д/527-DRUZHBA; http://www.onlinedics.-ru/slovar/fil/d/druzhba.html; http://www.persev.ru/lyubov
Типичные ошибки в содержании итоговых сочинений

Слайд 14

3. Неумение определить главную мысль сочинения
Сформулируйте главную мысль в следующих темах сочинений: Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова.) Почему тема войны не уходит из литературы? Как природа помогает понять мир человеческих чувств? Почему так важно сохранять связь между поколениями? Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
4. Ошибки в подборе литературного материала
В сочинении использовано мало литературного материала (мысли не подкреплены аргументами и литературными примерами, отсутствует обращение к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.). Сочинение перегружено материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Литературные примеры не соответствуют тезисам и аргументам. Не определен аспект доказательства главной мысли сочинения.
NB При грамотном сужении темы и раскрытии одной из поставленных проблем можно сделать сочинения глубоким, полным и цельным. Тема. Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы XIX–XXI вв.) Главная мысль. Бесчеловечность и жестокость войны. Аспекты доказательства главной мысли. «Женщина и война», «дети и война», «нравственный выбор на войне» и др. Подбор произведения для доказательства выбранного аспекта темы…

Слайд 15

5. Неумение определить основные смысловые части сочинения и их содержание (составление плана)
Вступление. Определение и формулирование 1-2 основных проблем, которые будут доказываться в главной части сочинения. Главная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении: Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить).
NB В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении. Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении.

Слайд 16

6. Непродуманность структуры и композиции работы при написании сочинения на черновике
При написании черновика выпускник должен: постоянно сверяться с темой сочинения и не отступать от нее во всех структурных элементах работы: вступлении, главной части и заключении; чаще задавать себе вопрос, о том ли я пишу, чтобы не отклониться от темы и рассмотреть ее в нужном ракурсе; следовать составленному плану работы или записывать и обосновывать связанные с темой тезисы; при определении структуры и композиции сочинения не забывать о соразмерности и логическом порядке его частей; выделить в тексте смысловые части, расставить их в нужном порядке или поменять местами в соответствии с замыслом и логикой работы; проверить, как соотносятся друг с другом вступление и заключение сочинения; определить логику переходов от одного смыслового фрагмента к другому в основной части сочинения.
NB Выпускник должен успеть переписать итоговое сочинение начисто, потому что черновик работы экспертами не проверяется.

Слайд 17

7. Ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения
При редактировании черновика следует: выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей; обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок; определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их. При переписывании сочинения начисто важно: помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком; обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем; определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При окончательной проверке работы полезно: внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания; прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок.

Слайд 18

Тема. Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?
Вступление: В современном мире жизнь течет очень быстро, и зачастую у нас просто не хватает времени, да и желания узнать друг друга, проникнуть в глубь души другого. Поэтому мы легко судим других по их поступкам, ведь не знаем, какой жизненный путь прошел человек, что творится у него на сердце. Поэтому современному читателю стоит познакомиться с произведениями М.Ю. Лермонтова, в которых не зря одним из ключевых слов является «душа». Лермонтов учит нас ценить других, принимать их и уметь сострадать. В своих работах Лермонтов пытается проникнуть в глубину души героя, раскрыть все его чувства, эмоции, сомнения и желания. И поэтому мы сочувствуем, на первый взгляд, черствому и жестокому Печорину в романе «Герой нашего времени», переживаем за свободолюбивого и храброго Мцыри в поэме «Мцыри». Лермонтов возбуждает в нас одно из самых прекрасных чувств – это сострадание.
Оценка качества вступления к сочинению: Поставлены ли во вступлении проблемы, которые будут раскрываться в главной части? Соответствуют ли эти проблемы теме сочинения? Определен ли круг произведений, которые будут анализироваться в главной части? (Это возможно сделать и в начале главной части сочинения.)

Слайд 19

Редакторская правка вступления к сочинению
В современном мире жизнь течет очень быстро, и зачастую у нас просто не хватает времени, да и желания узнать друг друга, проникнуть в глубь души другого. Мы легко судим других по их поступкам, ведь не знаем, какой жизненный путь прошел человек, что творится у него на сердце. Поэтому современному читателю стоит интересно познакомиться с произведениями М.Ю.Лермонтова, в которых не зря одним из ключевых слов является слово «душа». В своих произведениях писатель пытается проникнуть в глубину души героев, раскрыть все их чувства, эмоции, сомнения и желания. Интерес читателя может привлечь и то, что Лермонтов учит нас ценить других, принимать их и уметь сострадать. Поэтому мы сочувствуем, на первый взгляд, черствому и жестокому Печорину в романе «Герой нашего времени». Писатель возбуждает в нас одно из самых прекрасных чувств – это сострадание.
Во вступлении произведена редакторская правка: структурно отделена одна мысль от другой, слегка изменен порядок предложений, убраны необоснованные повторы и упоминание о поэме «Мцыри», о которой в главной части упоминаться не будет.

Слайд 20

Главная часть сочинения: В романе «Герой нашего времени» автор в полной мере раскрывает «историю души человеческой». (Это первый в литературе психологический роман.) Одной из особенностей романа является то, что главы расположены в хронологически неверном порядке: «Бела», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Однако даже Белинский заметил, что если восстановить хронологию, то в итоге мы получим не один из великих романов, а лишь набор неплохих рассказов. Так почему же это произведение может существовать только в данном, хронологически нарушенном виде? Все потому, что именно при таком построении мы все глубже проникаем в душу Печорина. В главе «Бела» мы видим его глазами добродушного, малообразованного Максима Максимыча. В следующей главе мы наблюдаем его уже глазами самого автора, человека высокого ума. Но все это дает нам лишь поверхностное описание героя. Настоящего, истинного, противоречивого и сложного Печорина мы узнаем только через его дневник. Ведь что такое дневник? Это та вещь, куда мы записываем буквально все о себе, не стараясь что-то приукрасить или где-то слукавить, потому что пишим для себя, а не на публику. Мы могли бы возненавидеть и осудить Печорина за его страшный «металлический» смех в главе «Бела», за то, как он обошелся с Максимом Максимычем в главе «Максим Максимыч», со слепым мальчиком в главе «Тамань». И, конечно, мы не забудем, как он использовал княжну Мери для удовлетворения собственного самолюбия. После всего этого мы могли бы сделать вывод, что Печорин – это самовлюбленный, жестокий, неспособный испытывать искренние чувства человек. Но нас что-то останавливает, мы не можем этого сказать, а даже наоборот, жалеем его, сочувствуем ему. И в этом проявляется гений Лермонтова, который учит нас состраданию и пониманию. Прочитав дневник Печорина, мы видим, какой это противоречивый герой, как он мучается от этого. Он чувствует в себе два начала: одно – это добродушный, искренний, ищущий настоящую любовь человек, другое – жестокий, хладнокровный, разрушающий все вокруг себя. Нельзя сказать, что Печорин не может испытывать искренние чувства, не способен сострадать. Вспомним, тот яркий момент, когда он плачет около умершей лошади. А то, что он заболел после смерти Белы, говорит о его искренних переживаниях. Черствый человек никогда бы не смог полюбить так природу, как ей восхищался Печорин. А его теплое отношение к Вере? Он так же, как и все, хочет найти свой путь в жизни, испытать настоящую любовь, но из-за своей противоречивости обречен на непонимание со стороны окружающих и вечное одиночество.

Слайд 21

Редактирование главной части сочинения
Оценка качества главной части сочинения: Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль? Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли? Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли? Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части? Логичен ли переход от одной мысли к другой? Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод? Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению? Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?

Слайд 22

Главная часть сочинения после редакторской правки
В романе «Герой нашего времени» автор в полной мере раскрывает «историю души человеческой». (Это первый в русской литературе психологический роман.) Одной из его особенностей романа является то, что главы расположены в хронологически неверном порядке: «Бела», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Однако даже Белинский заметил, что если восстановить хронологию, то в итоге мы получим не один из великих романов, а лишь набор неплохих рассказов. Так почему же это произведение может существовать только в данном, хронологически нарушенном виде? Все потому, что именно при таком построении мы все глубже проникаем в душу Печорина. В главе «Бела» мы видим его глазами добродушного, малообразованного Максима Максимыча. В следующей главе мы наблюдаем его уже глазами самого автора странствующего офицера, человека высокого ума. Но все это дает нам лишь поверхностное описание героя. Настоящего, истинного, противоречивого и сложного Печорина мы узнаем только через его дневник. Ведь что такое дневник? Это та вещь, куда мы записываем буквально все о себе, не стараясь что-то приукрасить или где-то слукавить, потому что пишим для себя, а не на публику. Дневник Печорина помогает современному читателю разгадывать внутреннюю сущность героя, и это действительно интересно. Мы могли бы возненавидеть и осудить Печорина за его страшный «металлический» смех в главе «Бела», за то, как он обошелся с Максимом Максимычем в главе «Максим Максимыч», со слепым мальчиком в главе «Тамань». И, конечно, мы не забудем, как он использовал княжну Мери для удовлетворения собственного самолюбия. После всего этого мы могли бы сделать вывод, что Печорин – это самовлюбленный, жестокий, не способный испытывать искренние чувства человек. Но интересно, что нас что-то останавливает, мы не можем этого сказать, а даже наоборот, жалеем его, сочувствуем ему. Прочитав дневник Печорина, мы видим, какой это противоречивый герой, как он мучается от этого. Он чувствует в себе два начала: одно – это добродушный, искренний, ищущий настоящую любовь человек, другое – жестокий, хладнокровный, разрушающий все вокруг себя. Нельзя сказать, что Печорин не может испытывать искренние чувства, не способен сострадать. Вспомним, тот яркий момент, когда он плачет около умершей лошади. А то, что он заболел после смерти Белы, говорит о его искренних переживаниях. Черствый человек никогда бы не смог восхищаться природой, как Печорин. А его теплое отношение к Вере? Интересно, что он так же, как и все, хочет найти свой путь в жизни, испытать настоящую любовь, но из-за своей противоречивости обречен на непонимание со стороны окружающих и вечное одиночество. Поэтому читатель сочувствует герою. И в этом проявляется гений Лермонтова, который учит нас состраданию и пониманию.

Слайд 23

Заключение
Современному читателю будет интересно читать Лермонтова, так как он сможет стать более чутким к другим, более понимающим и, самое главное, он вспомнит, что одно из главных человеческих качеств – это сострадание. Мы не любим копаться в душе другого, любим сразу ставить штампы людям, даже не зная их сущности. Прочитав Лермонтова, мы научимся ценить духовный мир других и тем самым обогащать свой.
Заключение после редакторской правки
Современному читателю будет интересно читать Лермонтова, потому что проникать в души людей и разгадывать их сущность очень увлекательно, потому что в современном мире утрачивается одно из главных человеческих качеств – сострадание, которое писатель помогает нам не потерять. Читать Лермонтова не только интересно, но и полезно, потому что, разбираясь в его героях, мы научимся понимать и ценить духовный мир других людей и тем самым обогащать свой, сможем стать более чуткими к другим, более понимающими.
Оценка качества заключения: Есть ли в заключении связь со вступлением? Содержит ли заключение краткий и точный ответ на вопрос темы или сжатый итог всего рассуждения?
В заключении произведена редакторская правка: сделаны выводы по двум проблемам, поставленным во вступлении; убрано предложение, содержащее мысль, не являющуюся выводом; уточнена мысль о том, почему читать Лермонтова не только интересно, но и полезно.

Слайд 24

Критерии оценки итогового сочинения в школе
1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, или размышляет над предложенной проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов. «Незачет»: работа не соответствует теме или в ней отсутствует конкретная цель высказывания. 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст. «Незачет»: литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения. 3. Композиция и логика рассуждения. Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства. «Незачет»: грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть. 4. Качество письменной речи. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет»: низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла работы. 5. Грамотность. «Незачет»: грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)

Слайд 25

иметь положительный результат по трем критериям (по критериям 1 и 2 – обязательно); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов, изложение – не менее 150 слов); написать работу самостоятельно.
Рекомендации по оценке итогового сочинения в вузе (максимальный балл по каждому критерию – 2)
К1. Соответствие теме К2. Аргументация. Привлечение литературного материала К3. Композиция и логика рассуждения К4. Качество письменной речи К5. Оригинальность сочинения
К6. Речевые нормы К7. Орфографические нормы К8. Пунктуационные нормы К9. Грамматические нормы К10. Фактическая точность в фоновом материале
Отметка по десятибалльной системе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Первичный балл 0-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17 18 19 20
Шкала перевода баллов
Условия получения зачета в школе
Примерные критерии оценки итоговых сочинений в вузе

Слайд 26

«Время»  – осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. «Дом»  – размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей быть нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. «Любовь» – взгляд на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. «Путь» – актуализация  конкретного и символического значения понятия «путь», нравственное и философское его осмысление: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. «Год литературы»  – связь с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена и обращение к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Наличие определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Тематические направления 2015/2016 учебного года http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
Новое:

Слайд 27

Письмо Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 «О направлении для использования в работе уточненных редакций методических материалов, регламентирующих проведение итогового сочинения (изложения) в 2015-2016 учебном году» http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/index.php
Дополнения к нормативно-правовой базе процедуры итогового сочинения
Изменения в бланке регистрации http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/Prilozhenie_1._k_Rekomendatsiyam_po_organizatsii_i_provedeniu_itogovogo_sochineniya_izlozheniya_dlya_OIV.pdf
Заполняется ответственным Заполняется ответственным
Требования к сочинению (изложению) Результаты оценивания сочинения (изложения)
1 2 Критерии 1 2 3 4 5
Зачет □ □ Зачет □ □ □ □ □
Незачет □ □ Незачет □ □ □ □ □
Новое:

Слайд 28

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения: http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/index.php) 
Новое:
Требования, предъявляемые к экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения (изложения) Владение необходимой нормативной базой (знание нормативных документов). Владение необходимыми предметными компетенциями (наличие высшего профессионального педагогического образования по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»; опыт проверки сочинений / изложений в выпускных классах). Владение содержанием основного общего и среднего общего образования. Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения; умение объективно оценивать сочинения / изложения обучающихся; умение применять установленные критерии и нормативы оценки; умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа; умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки; умение правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых; умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования; умение обобщать результаты.

Слайд 29

Итоговое сочинение с «Просвещением» http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43418
Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю».  Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя
Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением» Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко!». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций.  Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей. 
Сдано в печать: Беляева Н. В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль. Учебное пособие для образовательных организаций
Централизованная методическая помощь учителю в обучении сочинению: курсы, семинары, открытые уроки, методические пособия, сайты, вебинары, видеолекции

Слайд 30

Вебинары издательства «Просвещение» по подготовке к сочинению http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=31408
29.08.2014. УМК по литературе издательства «Просвещение». Система работы над сочинением . Запись вебинара : http://my.webinar.ru/record/334983/
28.10.2014. Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания. Запись вебинара: http://my.webinar.ru/record/377088/
16.01.2015. Школьное сочинение: работа над ошибками.  Запись вебинара : http://my.webinar.ru/record/419940/
05.03.2015. Развитие письменной речи на уроках русского языка и литературы с пособиями издательства «Просвещение» (Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5–9 классы).  Запись вебинара : https://my.webinar.ru/record/455357/
29.09.2015. «Сочинение? Легко! Перезагрузка». Запись вебинара :  https://my.webinar.ru/record/573675/
01.10.2015. «Итоговое сочинение: Тематические направления «Время», «Путь»  . Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/573679/
08.10.2015. «Итоговое сочинение: Тематические направления «Дом», «Любовь». Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/573683/
15.10.2015. «Итоговое сочинение: Тематическое направление «Год литературы». Запись вебинара: https://my.webinar.ru/record/573691/ 

Слайд 31

Шапиро Н. А., учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО № 57, методический редактор журнала «Русский язык» ИД «Первое сентября», соавтор УМК издательства «Просвещение».
Красовская С. И., заведующая редакцией русского языка и литературы Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение».
Вебинары ведут:
Беляева Н. В., ведущий научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Беляева Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член Федеральной предметной комиссии по созданию КИМ ЕГЭ по литературе и рабочей группы по разработке тематики и критериев оценивания итогового сочинения n-belyaeva@yandex.ru